Вы можете себе представить такую картину: всего в 50 км от Иркутска мы на внедорожнике пробираемся сквозь таежную чащу по левому берегу Иркута к месту, где когда-то разбойники с большой дороги еще в Екатерининские времена прятали трофеи с ограбленных обозов? Вот и мы не представляли, пока в рамках маршрута выходного дня не решили проехаться по таким вот дюже глухим местам, которые однако находятся буквально в шаге от федеральной трассы М-55.
Мы стоим по колено в снегу на льду Иркута, а он извилисто течет себе под ногами и не понимает, за что такая историческая несправедливость. Ведь именно он дал название областному центру, но почему-то чего ни коснись в нашей внешней жизни, гордимся Ангарой да Байкалом – они в разговорах, в названиях фирм, в путеводителях. А норовистый красавец Иркут, выходит, на слуху в основном у рыбаков, охотников, сплавщиков и любителей дикой экзотики? А может, оно и правильно – пусть эта замечательная река, которая старше и загадочней самой Ангары, остается для «внутреннего» пользования!
Самое удивительное, что и в самом Иркутске, и прочих ближайших городах немало людей, которые живут и не знают, что буквально под носом у них великолепный природный заповедник, со своими интересными достопримечательностями, еще не растиражированными и не растоптанными ногами и колесами массового туризма.
Конечно, зимой левый берег Иркута не самое подходящее место для автопрогулок. Скорее, для снегоходов, что знающими людьми давно практикуется – например, с заездом со стороны села Мамоны. И далее до тех близлежащих, но таких «затворных» сел как Шаманка и Моты. Но мы двинули к ним с обратной стороны, по федералке, со съездом в начале Култукского перевала.
Как свидетельствует летопись, когда-то на месте правобережной деревни Моты было стойбище эвенков, а первые дома стали появляться триста лет назад в эпоху освоения Сибири. В свое время село служило перевалочной базой на Кругобайкальском тракте, в этом уединенном месте затем нередко оседали беглые, ссыльные и репрессированные, но в итоге никакого развития деревня не получила – для сельского хозяйства и животноводства это место не приспособлено.
Сейчас здесь тихо, немноголюдно, а о том, что жизнь все же теплится, говорят действующая библиотека и администрация поселка, с российским флагом на крыше, как положено. Есть летний детский лагерь – чуть ли не единственное место работы для жителей кроме близлежащих придорожных кафе, а в школу дети ездят в соседнее село Шаманка.
Вид на Моты с левого берега Иркута |
|
|
А еще жизнь в Моты вдохнули красивые фасады «новых поселенцев» – некоторые состоятельные люди из Иркутска нашли здесь место для своего уютного обустройства. А что, подальше от городского шума, красивый берег полноводной реки, лес, горы, чистейший воздух – это ли не заветная мечта любого нормального, настоящего сибиряка? Лишь сильное наводнение, как в 1971 году, может омрачить идиллию, ведь правый берег здесь не гористый, не высокий...
Кстати, о горах. Уж неизвестно, что именно привлекало сюда пионеров освоения Сибири, но эти места буквально «красной нитью» привязаны к захватывающей дух горной гряде, поджимающей Иркут с его левой стороны. Красноватого оттенка скалы особенно ярко и рельефно выглядят летом при заходящем солнце, их волнистая и слоеная структура свидетельствует о некогда грандиозных здесь геологических событиях.
Этот горный массив очень похож на фрагмент знаменитого в США «Гранд Каньона». Вот только там каньон вымыт «внутри» земли, а у нас воздвигнут над ней, и не известно еще, кто кого старше! Из-за своего характерного скульптурного рельефа в виде гигантских статуй, у местных жителей эта гора получила название «тридцать три богатыря».
Мыс Шаманский. И красив (благодаря чему в свое время даже привлекал кинематографистов), и овеян разными легендами и слухами |
А ведь очень похоже! У богатырей даже есть свой воевода – овеянный разными мифами мыс Шаманский, к которому мы и решили подобраться поближе. На машине это можно сделать зимой со стороны Мот.
По нечасто используемой колее пересекаем замерзшее русло Иркута. Кто-то из местных набирает воду из лунки – зимой река не несет осадочные породы и вода в ней чистейшая. Вгрызаемся в лесистый берег и поворачиваем налево. Крадемся вдоль берега несколько километров, попутно обрезая валежник на дрова – лес грязненький, не чистится, и местные жители при соответствующем разрешении могут использовать сухостой и валежник на свои нужды.
Совсем скоро «дорога» уходит в сторону вглубь леса, а мы останавливаемся и уже пешком по снегу бредем к мысу Шаманский. Всякое о нем приходилось слышать: и что люди здесь бесследно исчезали, и что НЛО часто наведываются. А теперь еще одно интересное предание старины глубокой: якобы разбойники во времена функционирования тракта в окрестностях мыса любили припрятывать награбленное имущество.
Причем уже в советское время даже удавалось что-то найти из тех «схронов», и все это потом было сильно засекречено. Может, здесь и есть доля вымысла, но мыс этот явно непростой, ему не понравилось, что мы нарушили его зимнюю спячку: только собрались развернуться и уехать, как зарылись, казалось бы, в самом безобидном месте.
Покопались, пропотели, в очередной раз выступили в качестве санитаров леса, очистив пятачок от сухостоя, и только тогда местные духи нас отпустили с миром. Но не очень далеко! Дело в том, что в планах нашей миниэкспедиции было проехаться дальше по левому берегу Иркута. Если не до Пионерска, куда жизнь вернулась с постройкой новой объездной магистрали, то хотя бы до Введенщины – еще одно здешнее село из времен «позднего средневековья». По трассе от него до сворота на Моты 17 км, а мы этот путь хотели «измерить» еще и с обратной стороны.
По нашим расчетам, мы уже проехали где-то половину маршрута с любованием на скалистые берега Иркута, как наш пикап на стандартных колесах уткнулся в непреодолимое препятствие – дорогу замело! Метель накануне на открытом участке сравняла весь ландшафт, бороться с которым можно было только на снегоходе, которого в кузове пикапа предусмотрено не было. Пришлось разворачивать оглобли.
Шаманка. Типовые 2-квартирные дома советской постройки на фоне совершенно не типичных для окрестностей Иркутска гор, напоминающих американский «Гранд Каньон» |
Теперь этот подвесной мост длиной почти 250 метров, построенный «Сибмостоотрядом-45» – украшение ландшафта и настоящая местная достопримечательность. И все потому, что по виду он почти копия известного в США моста «Золотые ворота», что пересекает вход в бухту в Сан-Франциско. Такие же мачты, несущие тросы и удерживающие подвески, только все меньших размеров. Причем опоры установлены по берегам реки и в целом мост рассчитан выдерживать большие паводки.
Сейчас, зимой, жители предпочитают бегать по льду реки, но в теплое время «Золотые ворота» Шаманки просто так не висят. Здесь еще сказывается их «стратегическое» расположение. Теперь мост не просто соединяет Шаманку с правым берегом, а еще и с «Новой Шаманкой» – противоположная земля с 90-х годов выделена под индивидуальное строительство. Новый дачно-коттеджный поселок уже обрел явственные черты и по своему размаху грозит стать главным населенным пунктом этого «куста».
Все же, какой-то инфраструктуры для зимнего отдыха в этих местах нет. Для обычных «зевак» вариант сугубо созерцательный. Другое дело, любителям активного отдыха на спецтехнике – снегоходах и квадроциклах, есть прекрасная возможность совершить интереснейшую поездку по малодоступным во всех смыслах окрестностям Иркутска. И насколько мы знаем, специализирующиеся на экстремальных турмаршрутах фирмы уже давно осваивают это направление.
Главная местная достопримечательность: новый пешеходный мост в Шаманке напоминает подвесной мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско |