ВЕКТОР РОСТА
Как всегда, барометром состояния экономики в 2010 году стал авторынок, и барометр этот показывает улучшение благосостояния граждан: у иркутских автодилеров за некоторым исключением объемы продаж по сравнению с 2009 годом выросли. В некоторых случаях даже в разы и с перекрытием «жирного» 2008-го года, что кроме всего прочего вызвано активизацией лояльного автокредитования. При этом, если показатели скромные, дилеры пеняют только на ограниченные квоты, то есть на элементарный дефицит автомобилей, который возник из-за неадекватного предложения и (или) каких-то просчетов с логистикой исключительно со стороны автопроизводителей.
ВАЗ и УАЗ. Как и ожидалось, программа утилизации оживила эту нишу – продажи ВАЗ и УАЗ с учетом работы областных филиалов выросли даже не на проценты, а фактически в два с лишним раза, с показателями 2050 и 1205 автомобилей соответственно. Но надо уточнить, что у обоих брендов по-прежнему больше половины проданных машин приходится на старый модельный ряд.
GM-АВТОВАЗ. Несмотря на «однофамильность» Chevrolet Niva с американским брендом, этот российский по сути внедорожник мы посчитаем отдельно. В Иркутске продали 261 автомобиль, что всего на 4 экземпляра больше чем в 2009 году. Как отмечает дилер, спрос был выше, но завод не сумел обеспечить должное предложение.
TOYOTA. Среди иностранных брендов сохранил статус лидера с приличным отрывом от всех остальных: реализовано 1288 автомобилей с ростом в 17%. В авангарде вновь седан Camry с результатом 265, хотя это на 28 автомобилей меньше, чем в 2009 году, плюс потеря второго места в рейтинге самых популярных иномарок Иркутска. Зато существенно прибавили все другие ведущие модели с довольно плотными показателями: продано 245 Land Cruiser 200 (+21%), на третьем месте RAV4 с результатом 241 (+50%), на четвертом LC Prado – 222 внедорожника (+55%), замыкает пятерку лидеров Corolla – 204 автомобиля (+17%). Остальные модели продавались не столь активно: Avensis – 51, минивэн Verso – 22, м/автобус HiAce – 18, хэтчбек Auris – 11 и только один хэтчбек Yaris. Но при этом успели найти своих покупателей новинки конца 2010 года – реализовано 6 кроссоверов Higlander и 2 пикапа HiLux.
FORD. Среди иностранных брендов сохраняет второе место – реализовано 815 автомобилей, что на 16% превосходит предыдущий результат. Однако неизменный лидер продаж Focus прибавил аж 45% и вновь показал рекорд – 573 автомобиля. Вместе с тем тенденция позиционирования марки – постепенный переход из массовой в более элитарную нишу, что обусловлено сокращением малобюджетных моделей и ростом цен. Важная новость текущего года – выход на рынок Focus нового поколения, однако итоговый рейтинг марки в связи с этим предсказать пока затруднительно.
HYUNDAI. Этот корейский производитель в 2010 году показал рекордный среди всех рост продаж (в шесть с лишним раз!) и расшатал всю стройную структуру иркутского рынка. Реализовано 722 автомобиля, благодаря чему дилер буквально прорвался на третье место среди зарубежных брендов, лихо подмяв многих других претендентов и вплотную подойдя ко второму месту. Вопреки ожиданиям, самыми популярными оказались не кто-то из представителей SUV, а малобюджетные легковые модели – продано 150 хэтчбеков Getz и 141 седан С-сегмента Elantra. В текущем году на рынок выходит российской сборки Hyundai Solaris – автомобиль С-сегмента, разработанный для России и предложенный по цене от 379 тысяч рублей. Вероятно, с такой «бомбой» дилеры могут рассчитывать на дальнейшее продвижение по лестнице рейтинга.
RENAULT. Реализовано 497 автомобилей, что на 35% больше предыдущего показателя. Локомотивом по-прежнему выступает Logan с результатом 312 штук – рост продаж автомобиля после его обновления составил 10%. На втором месте оказалась новинка года хэтчбек Sandero – этих автомобилей успели продать 106 штук. Если учесть, что обе модели созданы на одной платформе и позиционируются в одной нише, в какой-то мере их можно посчитать вместе. Тогда доля этой парочки с результатом 418 машин в объеме продаж фирмы окажется подавляющая – более 80%. Третье место отвоевал Fluence, но с большим отрывом от лидеров – продано 28 таких седанов. У других моделей показатели и того скромнее, причем даже по сравнению с 2009 годом: реализовано 19 кроссоверов Koleos, 17 автомобилей С-сегмента Megane, 11 седанов Symbol, 3 хэтчбека Clio и только 1 минивэн Scenic.
MITSUBISHI. Продано 462 автомобиля, что на 8% превышает показатель 2009 года. Однако рост продаж, как отмечает дилер, сдерживался нехваткой автомобилей и проблемами с их доставкой, к тому же с рынка ушла «антикризисная» и сравнительно доступная модель Lancer Classic. Лидером продаж стал обновленный кроссовер Outlander XL с результатом 143 автомобиля. Лишь немного от него отстал Lancer X.
PEUGEOT. Вряд ли кто ожидал, что появившийся в Иркутске в середине 2009 года новый французский бренд уже в 2010-м сделает такой рывок – реализовано 458 автомобилей! Как сообщает дилер, успеху как раз способствовало хорошее снабжение без каких-либо длительных сроков ожидания, а основу продаж составил выпускаемый ныне в России хэтчбек С-сегмента Peugeot 308 – реализовано 209 таких автомобилей. Второе и тоже весомое для своего сегмента место отвоевал кроссовер Peugeot 4007 с результатом 81.
VOLKSWAGEN. Реализовано 296 автомобилей, что в полтора раза больше, чем в 2009-м году. Однако по данному бренду в результате расширения и модернизации модельного ряда более интересно отметить принципиально новое распределение мест. В лидерах на этот раз кроссовер Tiguan – 104 автомобиля. А вот новинка осени в малобюджетном сегменте Polo Sedan с результатом 62 проданных автомобиля успел-таки занять второе место, обещая в следующем году, если производителю удастся хотя бы вдвое сократить очереди, выйти на первое место и стать одним из хитов рынка. Фаворит 2008 года внедорожник Touareg на этот раз занимает третье место с результатом 43 автомобиля, следом идут Jetta – 30 и Passat – 27. Еще 30 продаж между собой понемногу делят все остальные модели VW, в том числе коммерческие и новинка года пикап Amarok. В текущем году дилер будет располагать обновленной моделью Passat, однако главным событием в плане укрепления позиций на рынке надо считать переезд в новый современный автоцентр в м/р-не Солнечный.
SKODA. У бренда с российской пропиской и позиционированием на массовый сегмент показатели не рекордные, но стабильно растущие: реализовано 278 автомобилей, что на 65% больше 2009 года. Если бы не дефицит модели Fabia, цифра могла быть куда внушительней. Свою позитивную роль в укреплении бренда на рынке сыграл дебют кроссовера Yeti, однако основу продаж пока составляет прежний хит – модель С-сегмента Octavia с результатом 135 автомобилей.
В секторе малотоннажных коммерческих автомобилей определенный триумф испытывает российский Fiat Ducato – подобного роста интереса у конкурентов нет и в помине |
HONDA. Результат фактически равен 2009-му году – 230 автомобилей. Причина «застоя» дилером объясняется несоответствием возможностей компании Honda существующему спросу. Так, очереди на самый популярный в модельном ряду кроссовер CR-V достигали полугода! Продать удалось только 105 экземпляров, что, например, в три с лишним раза меньше, чем в 2008 году. Хотя это по-прежнему превосходит показатели ряда одноклассников других марок. Второе место держит Civic – продано 58 автомобилей, третье место остается за Accord – 52 автомобиля. Остальные модели особой погоды не сделали: реализовано 10 кроссоверов Pilot, 3 хэтчбека Jazz и 2 седана Legend. В текущем сезоне картина с поставками и спросом должна измениться в лучшую сторону: в первой половине года появятся обновленные Accord и Pilot, а уже в апреле дилер предложит совершенно новый для нашего рынка автомобиль – Honda Crosstour с 3,5-литровым двигателем, который используется на Pilot. Эта модель из премиум-сегмента SUV разработана на платформе Accord изначально для североамериканского рынка.
AUDI. В 2009 году иркутский дилер оказался чуть ли не единственным, кто показал рост продаж в сравнении с 2008-м, однако в 2010 году отмечался застой – продано 183 автомобиля, что всего на один больше, чем в 2009-ом. Причина – несоответствие предложения спросу (то есть дефицит) на самые ходовые модели, коими остаются кроссоверы Q5 и Q7. В текущем году положение должно поправиться в том числе за счет появления новинки – кроссовера Q3. Также выйдет новое поколение модели A6, хотя ставки на ее продажи делаются небольшие.
GM. На результаты продаж группы марок GM повлияли «перестроечные» процессы в этом концерне, так что даже открытие в России сборочного завода принципиально пока не сказалось на положении определяющих брендов. С учетом четырех марок иркутский дилер GM реализовал 159 автомобилей. Теперь по порядку. Лучше всего продавались модели Opel: в целом 72 автомобиля, из них в авангарде Astra – 43. Второе место поровну делят хэтчбек В-сегмента Corsa и кроссовер Antara – по 8 автомобилей. Новинку Insignia, которая пришла на смену Vectra, удалось реализовать в количестве 7 штук, а минивэн Zafira приобрели 6 покупателей. Из моделей Chevrolet более всего продано хэтчбеков В-сегмента Aveo – 20 штук. На втором месте модель С-сегмента Lacetti – 17 штук. Производимая в России новая модель Cruze пока в большом дефиците – продано всего лишь 8 машин. То же касается и кроссовера Captiva – реализовано только 5 экземпляров. Седан Epica и ушедший с рынка Lanos почти не в счет – по одному автомобилю.
Немного прибавили Hummer (+8) и Cadillac (+5), но в общем зачете GM их доля в 2010 году все равно невелика: 24 и 11 соответственно. Причем самыми ходовыми оказались Hummer H2 (13 автомобилей) и полноразмерный Cadillac Escalade – 8 машин. Кроссовер Cadillac SRX смогли продать всего в одном экземпляре, однако за счет модели нового поколения в текущем году эта статистика обещает измениться в положительную сторону.
SSANGYONG. Продано 96 автомобилей, что на треть больше, чем в предыдущий период и почти соответствует пиковому 2008 году. В российской модельной гамме этого бренда, как известно, только внедорожники. Но показатели в основном растут за счет одной модели – Kyron (продано 70 автомобилей с прибавкой на 35%). Остальные модели держатся в сторонке: Rexton – 11 (всего на 3 штуки больше, чем в 2009-ом), пикапов Actyon Sport – 12, а внедорожников Actyon только три. Кстати, это были последние три модели Actyon на классическом рамном шасси, поскольку уже в марте к дилеру поступит новая модель с обозначением C200 Action New. Это будет настоящий кроссовер с несущим кузовом и «легковой» подвеской, и также собираемый на нынешнем заводе компании во Владивостоке. Судя по всему, за счет новинки показатели продаж у дилера SsangYong еще активней пойдут в гору, поскольку цены обещаются весьма конкурентоспособными.
CITROEN. Реализовано сравнительно немного – 54 автомобиля, хотя это на 17% больше результата 2009 года. Судя по всему, в модельной линейке этого самобытного французского бренда нашим покупателям более всего приглянулись минивэны: продано 21 Berlingo и 11 харизматичных компактвэнов C3 Picasso. Хотя второе место также делит хэтчбек С-сегмента C4 – те же 11 штук. Хэтчбек C3 выбрали 8 покупателей, а хэтчбек C1, седан C5 и кроссовер C-Crosser проданы только по одному. Поскольку сейчас в России компания запустила свое производство популярных моделей, в текущем году картина с продажами обещает измениться.
Общие продажи автомобилей иркутскими дилерами в 2010 году (по данным Automarket.su и Ассоциации Европейского Бизнеса) | |
ВАЗ | 2050 |
Toyota | 1288 |
УАЗ | 1205 |
Ford | 815 |
Hyundai | 722 |
Nissan | 532 |
Renault | 497 |
Mitsubishi | 462 |
Peugeot | 458 |
Suzuki | 389 |
Chevrolet (вкл. Niva) | 313 |
Volkswagen | 296 |
Skoda | 278 |
Fiat | 275 |
Honda | 230 |
Audi | 183 |
BMW | 162 |
Mazda | 108 |
Land Rover | 103 |
SsangYong | 96 |
Subaru | 74 |
Opel | 72 |
Chery | 67 |
Citroen | 54 |
Volvo | 41 |
Mercedes-Benz | 36 |
Hummer | 24 |
UzDaewoo | 16 |
Cadillac | 11 |
Пять самых популярных моделей иркутского рынка в 2010 году | ||
1 | Ford Focus | 573 |
2 | Renault Logan | 312 |
3 | Toyota Camry | 265 |
4 | Chevrolet Niva | 261 |
5 | Toyota LC 200 | 245 |
Познакомиться со всем спектром иркутского авторынка можно будет ЗДЕСЬ.
Василий ЛАРИН
(текст и фото)