В ЧЕМ АЛЬТЕРНАТИВА, БРАТ?
Новых автомобилей у иркутских дилеров за последние три года было продано тысячи. Гарантийные сроки у большинства из них закончились, и часть владельцев не исключают возможности обслуживаться в альтернативном сервисе. Последние в тенденциях времени, когда объемы продаж праворульного second-hand упали, по идее, должны активно переключаться на леворульные иномарки с учетом специфики по инструментарию, ассортименту запчастей и списку услуг. Вот и мы решили поддаться на «провокацию» сэкономить на постгарантийном текущем обслуживании, обратившись в несколько «свободных» СТО, где так или иначе объявляли о сервисной поддержке иномарок европейского рынка. Какие здесь варианты, соответствуют ли они стандартам дилерских станций, действительно ли можно сэкономить, а если да, то за счет чего?
В качестве подопытного выступил популярный и теперь уже народный Ford Focus – в данном случае в комплектации с 2,0-литровым двигателем и МКП. Чтобы усложнить задачу, к нему в пару взяли кроссовер Mazda CX-7, который не назовешь массовым и самым доступным на нашем рынке. Зато оба схожи по «биографии»: 2007 год выпуска, истекшие сроки гарантии, на носу проведение ТО-3 и сравнительно небольшие пробеги – 36 тысяч км у Ford и 28 тысяч у Mazda. Исходя из пробега и реального состояния, очередное ТО предполагало начальный набор операций. Даже для свеч с учетом «драгметаллов» в их конструкции время еще не пришло – у Ford можно «тянуть» до 45 тысяч. И все же свечную тему на всякий случай тоже пробивали, заодно и другие операции интересовали, в том числе замена топливного фильтра. Также важно отметить, что инструкция Ford для двигателей данного поколения предписывает специальное масло: энергосберегающее класса вязкости SAE 5W-30, категории качества АСЕА А1/В1 и имеющее соответствующую спецификацию Ford. Инструкция допускает и другие масла (5W-30, 5W-40 и 10W-40 категории АСЕА А3/В3) , но с оговоркой, что их постоянное использование «может приводить к снижению эффективности работы двигателя».
Но прежде в общих чертах о конъюнктуре сервисного рынка. В Иркутске официально представлено большинство зарубежных брендов, но ни по одному из них нет дилеров более одного, за исключением, пожалуй, по коммерческой линейке Fiat. То есть, говоря об альтернативном обслуживании, приходится иметь ввиду именно независимые ни от каких регламентных требований сервисы. Кроме того, автокомпании не желают отдавать сервисный бизнес на свободный рынок, усложняя доступ к своим автомобилям по всем пунктам. С другой стороны, рынок расходных материалов и запчастей официально делится на две категории: оригинальные (ОЕМ) и Aftermarket, то есть для вторичного рынка. И вопрос качества вторых по отношению к первым не имеет однозначного ответа, как и вопрос цены, в чем мы и убедились.
Главный вывод нашего объезда напрашивается такой: хочешь принципиально обслуживаться в точности как у официального дилера, строго по регламенту и с полным спектром сертифицированных услуг – выбирай своего дилера, если, конечно, к нему не имеется претензий. Альтернативных сервисов, масштабно специализирующихся на одной марке и способных конкурировать на равных, у нас все равно нет (во всяком случае по Ford, Mazda и многим другим), а прочие по нескольким брендам в объеме «официалов» услуг не предлагают да и вряд ли это кому под силу. Тем не менее, в альтернативных сервисах можно выполнить большинство стандартных операций, также с гарантией на работу и, если надо, с записью и штампиком в сервисной книжке, при этом можно сэкономить на расценках за услуги и на альтернативных запчастях. По поводу последних: слово альтернативные пугать не должно, сейчас наш рынок в ассортименте располагает качественными компонентами категории Aftermarket, которые по исполнению вряд ли уступают оригинальным, а в каких-то случаях, не исключено, и превосходят их. Не случайно и цены на качественные альтернативные расходники нельзя назвать низкими. Другое дело, что альтернативные СТО не держат их постоянно в большом объеме, видимо, еще не созрел как следует спрос. Конечная цена еще будет зависеть от масел и эксплуатационных жидкостей – как показал опыт по тому же Ford, в альтернативных сервисах предлагают продукты премиум-качества, которые зачастую заметно дороже оригинальных у дилера. С другой стороны, и в дилерских центрах гибко подходят к техобслуживанию. Например, не будут настаивать на замене тормозных колодок вместе с дисками на 40 тысячах км, если в этом нет реальной необходимости. А есть в Иркутске дилеры, кто в постгарантийный период на выбор клиентов также практикует обслуживание с использованием альтернативных компонентов. |