АВТОПАРК «А+С»: ГОД 2010-Й
СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ
TOYOTA MARK II |
Выпуск – 1997 г. Приобретен в 2001 г. Пробег при покупке – 98000 км, на момент написания материала – 230000 км. |
МАКСИМ МАРКИН |
Водительский стаж – 14 лет. Рост – 182 см. Первый автомобиль – ЗАЗ968М, второй – Toyota Sprinter. |
На кузове нет заметных очагов коррозии, но его передняя часть вместе с лобовым стеклом пострадала от камешков. Полагаю, кощунственно на техосмотре требовать замену последнего, пока наши дорожники используют такую новаторскую технологию восстановления покрытия, как гудрон с гравием |
Что можно сказать об автомобиле, который за семь лет просил только бензин да «расходники»? И как к нему относиться дальше, если лишь того же он требует и сейчас? Присматриваться ли к чему-то более свежему? Вопросы для меня риторические.
Знакомясь с автомобилями, поневоле примеряешь их на себя. Могу сказать, что за десятилетие работы журналистом какой-то след в воспоминаниях оставили всего несколько моделей – причем далеко не пафосных (но и не сугубо утилитарных). Купил бы? При определенном стечении обстоятельств, безусловно. Увы, начальная стоимость и потребительские характеристики – это далеко не все. Надежность в мелочах, ресурс агрегатов и стоимость запчастей иногда решающий фактор. Почти семь лет назад я выбирал Mark II именно по этим критериям.
Не буду его идеализировать. 1G-FE втроем, да с поклажей, уже трудно затаскивает свою ношу на горки Култукского тракта. «Автомат» в таких условиях долго ищет вторую, а подвеска даже с одним «лишним» пассажиром позволяет себе значительную раскачку. Что говорить об управляемости и вместимости? Едва ли не у любого нынешнего хэтча B-класса то и другое лучше. Правда, по максимуму эти недостатки «достают» меня лишь в единичных случаях. Компенсацией же в виде хорошей плавности хода, тишины почти на любых скоростях и неплохой отдачи примерно с 3000 об/мин я вполне доволен. И все-таки, в первую очередь, для меня главное – надежность!
Считается, что это определение применимо лишь к таким «реликтам», как мой 13-летний Mark II. Но когда слышишь сервисные сводки, посвященные свежим «японцам» и дилерским автомобилям, такое мнение разрушается. Чего старость не прощает, так это невнимания к мелочам. Но и тут пережитки эксплуатации играют не последнюю роль. Передержал свечи – пшикай в колодцы проникающей смазкой. Подогрел немного двигатель (при забитом снаружи радиаторе это легко), и меняй резинки-прокладки. Ошибся при покупке и установке сальника – доливай масло. В конце-концов, именно резина с годами стареет более всего. Неприятно, но закономерно. А вот если приходится менять-ремонтировать узлы и агрегаты, править глюки электроники, да хотя бы мириться с пакостями электрической периферии…
Так не приходится! Подобных капризов не встречалось. Вспоминается разве что севшая однажды после двухнедельного простоя 40-амперная АКБ. А из особо неприятного – попытка угона, которую никак нельзя отнести на счет возраста или эксплуатации. Из приятного – восстановление подвески, обошедшееся при «двухрычажках» спереди и сзади и едва ли не комплексной замене не так уж дорого. Еще дважды обновлялся привод ГРМ, чистились форсунки, колодки, масла, другие техжидкости. Не совсем понятен потерянный на оси суппорта пыльник, из-за которого пришлось поменять деталь целиком. А ведь до сих пор живы приводные ремни навесного оборудования. При пробеге уже хорошо за двести (да наверняка еще скрученном) – впечатляющий результат.
Правда, масло доливать приходится – на 7 тыс. км литр-полтора. Но с учетом негерметичности переднего сальника коленвала расход его на угар держится в рамках приличия. Жаль, топливный аппетит на двух последних баках вырос – до 12 л/100 км в смешанном цикле. Надо бы провести более продолжительный эксперимент.
Все касающееся надежности относится и к вещам, не связанным с основными агрегатами. Пыльники на рейке и валах еще родные, как и тормозные шланги, и ступичные подшипники, и, скажем, гидравлические упоры капота. Перечислять можно долго. В общем, свой возраст Mark II выдает… разве что кузовом, страдающим от дорожной «пескоструйки». Не исключено, подкрашу и отполирую.
А что еще требовать от 13-летнего автомобиля? Глядя на его предков (чей возраст приближается к 20-ти годам), среди которых достаточно хорошо сохранившихся экземпляров, только счастливого размена 300-тысячной отметки на одометре. По крайней мере, очень хочется посмотреть, что с Mark II будет дальше. Да и альтернативы по традиционному соотношению цена/качество я пока не вижу.