СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ
Давненько мы не обозревали рынок автомобилей сугубо российских марок. Казалось, что они быстро «уйдут» под натиском иномарок, да и новостей, по существу, в этом «историческом» сегменте обычно раз-два и обчелся. Тем не менее, модели ВАЗ даже на нашем рынке пока лидируют по продажам среди других марок, а «совместная» Niva остается в пятерке самых популярных моделей.
Действительно, даже если отмерить последние год-два, рынок развивался только за счет «иностранцев» – регулярно появлялись новые бренды, расширялась дилерская сеть, в то время как «российские» дилеры сократились до минимума и никаких подвижек в этом плане не наблюдается. По модельному ряду тоже было больше потерь, чем приобретений. Отмечался рост продаж, но в основном за счет госпрограммы по льготному кредитованию и утилизации. С их окончанием продажи вновь пошли вниз, а других действенных рычагов поднятия спроса в реальности пока нет. Зато цены подрастали ровно и не сильно, а с наличием машин в продаже все более-менее нормально, за исключением некоторых особо востребованных «стариков» и «новобранцев».
Так, после завершения в октябре спасающей программы утилизации, АвтоВАЗ вывел на рынок новую малобюджетную модель – седан Lada Granta, которая с увеличенными размерами создана на платформе «Калины» и позиционируется как конкурент недорогим иномаркам, по ценам от 230 тысяч рублей. Хотя по существу модель на нашем рынке станет доступной для покупки в лучшем случае с весны следующего года – до этого все произведенные автомобили уже распроданы наперед.
Причем Granta призвана заменить собой три семейства – классику, «Самару» и саму «Калину», но поскольку процесс смены затянется, в продаже эти машины еще будут и в следующем году. Хотя по седанам «Калина» уже есть дефицит – именно седаны первые попали под сокращение и скорее всего нам их уже не увидеть. Но в целом модельное предложение ВАЗ предоставляет выбор и по двигателям, и по кузовам, и по оснащению. Автоматические коробки еще не предлагаются (это впереди), а вот подушки безопасности, ABS, подогрев сидений, датчик света и дождя, улучшенные материалы отделки, сигнализация и даже навигация в люксовых версиях уже предусмотрены.
Более того, АвтоВАЗ дисциплинировано подготовил свои основные двигатели для работы на топливе по стандарту Евро4, хотя введение этого регламента в стране вновь отложили на будущее из-за неготовности «нефтянки» и конструктивной отсталости автопромышленности.
Производство классической и по прежнему востребованной модели ВАЗ-21074 было переведено на реанимированный после кризиса ИжАвто, правда, контроль со стороны «босса» остался. Так, после завершения программы утилизации, в целях дальнейшего стимулирования спроса на эту модель объявили ценовую амнистию – стоимость была снижена до 196 тысяч рублей, хотя сейчас все возвратилось на более высокий уровень. Что касается производства «четверки», на ИжАвто оно пока приостановлено с непонятной перспективой, и этих машин сейчас в продаже не найти нигде.
Продолжается выпуск стандартной «Нивы», причем цена на нее не меняется уже очень долго. Но машина из-за стабильно высокого спроса, при небольшом объеме производства перешла в разряд труднодоступных – поставки в регион не ритмичны и ограничены, и даже планировать срок доставки на заказ дилерам сложно. Хотя в продаже бывают не только базовые версии, но и «тюнингованные», в том числе на довольно серьезном уровне от известной фирмы «Бронто». Кроме того, по-прежнему выпускается и удлиненная 5-дверная версия, причем у наших дилеров ее тоже можно приобрести, в том числе в «тюнинге».
Chevrolet Niva прибавила в объеме производства, что упростило покупку |
Флагманское семейство УАЗ представлено в кузове универсал и пикап |
При этом базовая цена в 439 тысяч остается не намного выше, чем за обычную «Ниву», а оснащение лучше: кроме усилителя руля ZF, в стандартном уровне L имеется электропакет с дистанционным ключом, корректор фар, салонный фильтр, сигнализация. Версия LC с кондиционером стоит на 29 тысяч рублей дороже, а версии GLS и GLC стоимостью свыше 500 тысяч имеют ABS, туманки, подогрев сидений, цельноокрашенный кузов и улучшенную отделку салона. В общем, Niva наверняка опять войдет в пятерку самых популярных у нас моделей, хотя индивидуальные заказы по-прежнему надо ждать месяц-два.
Некоторый провал по наличному предложению к концу года стал возникать в семействе УАЗ «Патриот» – популярные версии можно ждать свыше месяца. А версий в этом семействе за год и не прибавилось: три уровня комплектации, где в стандарте лишь наличие гидроусилителя, и два двигателя. С базовым ЗМЗ-409 цены на этот неплохо продаваемый внедорожник еще укладываются в представления об отечественном авто – до 600 тысяч рублей. Но в топ-версии Limited (ABS, кондиционер, подогрев сидений, улучшенная отделка салона, рейлинги, литые диски) и с турбодизелем Iveco (2,3 литра в 117 сил, который в поперечном варианте устанавливается на семейство Fiat Ducato) машина по стоимости уже «тянется» к иностранным одноклассникам. Например, к тому же Great Wall Hover, хотя по оснащению сильно им уступает, а об АКП даже и речи не идет.
К сожалению, не имел продолжения проект выпуска на рынок укороченной и более доступной версии «Патриот Спорт» – было продано лишь небольшое количество таких машин, после чего их выпуск свернули. Зато получило развитие семейство пикапов, которые тоже доступнее по цене и предлагаются в четырех версиях по оснащению, хотя двигатель пока только один бензиновый. Семейство традиционных УАЗов, особенно с переносом вступления России в стандарт Евро4, тоже остается в строю и имеют свой стабильный спрос, причем «Хантеры» сейчас в основном предлагаются с турбодизелем ЗМЗ, который удалось довести до «ума» по надежности и цене.
Характерной особенностью всех УАЗов с 2009 года стало применение безмуфтового (то есть с постоянным зацеплением) привода передних колес, отключение моста осуществляется только в раздатке. Для завода это упростило производство, и якобы в эксплуатации так лучше, но потребители не очень довольны: расход топлива повышенный, динамика похуже, а надежность и ремонтопригодность снизились. Поэтому многие и теперь уже в качестве «тюнинга» с дополнительными расходами прибегают к установке колесных муфт.
А вот эпопея «Волги», судя по всему, уже завершилась окончательно. Еще в прошлом году ГАЗ все-таки свернул производство и «импортного» седана Volga Siber. В текущем году распродавались их остатки, и теперь владельцам этих машин остается рассчитывать на обещания завода и дилеров сохранить обеспечение сервиса расходниками и запчастями столько, сколько будет необходимо. Сейчас ГАЗ специализируется только на выпуске коммерческой техники. Что касается цен, то ситуация повторяет прошлогоднюю: с началом нового года дилеры ожидают изменения, причем в сторону повышения, но на сколько, никто предсказать не берется.
ПРИМЕРЫ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ У ДИЛЕРОВ ИРКУТСКА | ||||
Модель | Тип кузова | Объем (литры) и мощность (л.с.) двигателя | Тип КП | Цена в тыс. руб. |
АВТОВАЗ | ||||
Калина | 5 дв. хэтчбек | 1,6/80 | мех | 280-290 |
Калина | 5 дв. хэтчбек | 1,6/89 | мех | 365,6 |
Калина | 5-дв. хэтчбек | 1,4/89 | мех | 338-361 |
Калина | универсал | 1,6/80 | мех | 282-299 |
Калина | универсал | 1,6/98 | мех | 361-371 |
Калина | универсал | 1,4/89 | мех | 350-367 |
Приора | седан | 1,6/80 | мех | 328,8 |
Приора | седан | 1,6/98 | мех | 338-394 |
Приора | 5 дв. хэтчбек | 1,6/80 | мех | 324,8 |
Приора | 5 дв. хэтчбек | 1,6/98 | мех | 343-398 |
Приора | универсал | 1,6/98 | мех | 346-414 |
Самара | 3 дв. хэтчбек | 1,6/80 | мех | 266-271 |
Самара | 5 дв. хэтчбек | 1,6/80 | мех | 281-287 |
Самара | седан | 1,6/80 | мех | 289-298 |
Нива 21214 | внедорожник | 1,7/80 | мех | 372-377 |
Нива 21310 | внедорожник | 1,8/82 | мех | 397 |
GM-АВТОВАЗ | ||||
Niva | внедорожник | 1,7/80 | мех | 439-535 |
ИЖ-АВТО | ||||
21074 | седан | 1,6/74 | мех | 207 |
УАЗ | ||||
315196 | внедорожник | 2,7/112 | мех | 358 |
Хантер | внедорожник | 2,7/112 | мех | 422 |
Хантер | внедорожник | 2,2/98 | мех | 476-486 |
Патриот | внедорожник | 2,7/128 | мех | 560-650 |
Патриот | внедорожник | 2,3/117 | мех | 701-740 |
Пикап | внедорожник | 2,7/128 | мех | 536-639 |