ГРАНИ «НАДЕЖДЫ» |
||
|
Land Cruiser 70-й серии еще долго будут выбирать в качестве основы для создания различных трофийных аппаратов. Небольшой вес, легендарная тойотовская унификация… Есть масса традиционных решений. Андрей Никонов, известный под позывным «Надежда», руководствуясь своим опытом, отошел от привычных схем. Со стандартными мостами и хиленьким дизельком 2L-T 71-й Cruiser 1990 года был так себе проходимцем. Благо, убийственных топей не видел, благодаря чему сохранил целыми кузов и раму. А это все, что требовалось Андрею. Первым из конструкции был исключен мотор, вместо которого встал 2,8-литровый и уже турбированный 3L. Вообще непонятно, почему в Toyota не пришли к подобному решению (тем более, на таких люксовых версиях, как 71-я). Нужен был бюджетный атмосферный дизель? Но устанавливаешь на него турбину от того же 2L-T, плунжерную пару с корпусом и корректором подачи топлива от 1KZ-T и получаешь совсем другой результат. Приличный, несмотря на возросшую энерговооруженность, ресурс и хорошую по динамике отдачу! Впрочем, последнее было бы невозможно без мощной «пятиступки» R151F, с малообъемными дизелями существующей только на внутренних версиях. И без замены главных пар с отношением 4,11 на 5,29, что проводилась уже самостоятельно. Хотя тут мы несколько забегаем вперед. 3L отлично чувствует себя в турбированном варианте. Но для грамотной увязки турбины и топливной аппаратуры требуется... замена последней. Подкрутка насоса не дает того эффекта, что установка плунжерной пары вместе с корпусом от 1KZ-T Мосты - вот, что стало камнем преткновения. По мнению Андрея, родные в надежности могли не отвечать «начальному» колесному размеру 37х13-16 и тем более тому, что планируется установить сейчас (38,5х15-16). А колея была бы не способна держать подросший автомобиль на косогорах. Балки от «восьмидесятки» - другое дело. Особенно, если обе «в базе» имеют принудительные межколесные блокировки. Надо лишь правильно разместить их под рамой. Мосты от LC80 были выбраны из расчета надежности для работы с колесами диаметром минимум 37 дюймов. К тому же они дали расширенную колею. Но чтобы разгрузить шкворни и ступичные подшипники, колеса ставились с положительным вылетом Проблема была в переднем мосте. Задний встал на родные кронштейны, хотя и с двухдюймовым лифтом пружинами Tough Dog и амортизаторами от LC80. Но передок владелец видел почти без свеса, что позволяло бы карабкаться по вертикальным стенкам. Набирая подвеску из стандартных для LC71 продольных тяг и пружин, 150-мм проставок и амортизаторов LC105, посадочные места всего этого переваривались так, чтобы балка сдвинулась вперед на 120 мм. Конечно, это дополнительно потребовало переноса рулевого редуктора и подбора переднего кардана (подошел от LC80, навстречу которому традиционно был немного развернут мост), однако результат того стоил - теперь на заберегах Cruiser не упрется бампером в грунт. К своим представлениям о надежности и устойчивости Андрей привел и колею. Увеличение ее на 160 мм позволило отказаться от проставок на ступицах и дисков с отрицательным вылетом - положительное плечо обкатки разгружает шкворни и ступичные подшипники. Интересно, опять же в угоду надежности, был скомпонован ручной тормоз. Обычное его расположение оставляет тросик открытым для внешнего воздействия. Теперь самодельный диск с суппортом от какой-то Honda стоит на заднем карданном вале, где привод надежно укрыт от коряг и сучьев. Под вопросом пока и надежность механизмов межколесных блокировок. Тойотовские электрические приводы очень часто просят как минимум чистки и переборки, не исключая достаточно дорогой замены перегоревших роторов. Напрашивается механическая их замена с тросами и включателями на основе рычагов от грузовых «ручников». Главное же, что надо корректировать - передаточное отношение «раздатки». Андрею после тепловозного TD42 его предыдущего Safari не хватает тяги на низах. Турбина-то начинает работать тысяч от двух или чуть позже, помогая в городе, на трассе либо при штурме бездорожья ходом. А внатяг 3L двигает Cruiser неохотно. Нет, разумеется, внедорожник легко трогается со второй и на третьей без понижающей готов запорхнуть в иной обледенелый подъем. Однако в глубоком снегу или, как отмечает владелец, в болоте джип требует хотя бы небольшого разгона. Именно поэтому, чтобы компенсировать нехватку тяги, будет установлен австралийский «раздаточный» кит, который оставит прежней прямую передачу и с 2,3:1 до 3,1:1 увеличит отношение понижающего ряда. Но в остальном Cruiser Safari как минимум не хуже. Нет, конечно, того шарма, зато присутствует своя харизма. И значительная экономия веса! Абсолютно стандартный трехдверный Nissan в «снаряженке» тянет под две тонны, а Toyota, облаченная в силовой каркас, с двумя 9-тысячными лебедками и на грязевых шинах вытягивает лишь на 2140 кг. Вот где запас для верховых болотных заплывов! Причем к Кубку Восточной Сибири по трофи-рейдам, в котором экипаж «Надежды» собирается бороться за места, «водоизмещение», возможно, будет уменьшаться. В планах превращение Land Cruiser в некое подобие трофийной «котлеты», что будет достигаться ампутацией единственного заднего сиденья и третьей двери, которую заменит тент. Так недалеко и до обрезки крыши с крыльями. С удлинившейся колесной базой передний свес, конечно же, не исчез полностью, однако то, что осталось, не мешает карабкаться в почти вертикальные подъемы. Качество, необходимое не только триальному аппарату, но и трофийному Но, вопреки такому будущему и совсем не стоковому настоящему, 71-й недалеко отошел от своих стандартных аналогов в «асфальтовых» ходовых качествах. Несмотря на то, что передний мост слегка развернут по часовой стрелке, отчего изменился кастор, рулится Cruiser вполне по-легковому. Не напрягает пугающими кренами, адекватен по тормозам (вместе с мостами от LC80 достались передние и задние дисковые механизмы) и совмещению передаточных чисел коробки с получившим турбину мотором. Что касается самого дизеля, то сочный его баритон соответствует возросшим динамическим возможностям. Кажется, что столь же хорошо он будет справляться с колесами большего диаметра и массы. Сможет он это делать еще долго. С учетом огромного запаса по прочности и ресурсу, а также при неограниченных возможностях в конструировании становится вполне объяснимой та популярность, которую в последнее время приобрели в off-road кругах «семидесятки». Можно даже сказать, что в пересчете всего этого на стоимость покупки и эксплуатации LC 70-й серии едва ли не лучший образчик мирового джипостроения. В случае правильной постройки способный превратиться в бескомпромиссное средство борьбы с бездорожьем. Максим Маркин
|
|
|