ДЕЛО ПРИНЦИПА | |||||||
|
В off-road спорте у одного экипажа «Нивы» обычно короткая жизнь. Отъездит в классе «стандарт» несколько соревнований и переходит к другим новичкам – в трофи. Новый опыт просто невозможно реализовать в условиях отсутствия рамы, слабой трансмиссии, крутильного двигателя. Все это знали и Владимир Корчевский со Степаном Хитровым. Знали и, тем не менее, решили доказать – «Нива» способна на большее. Взяв в прошлом сезоне победы сразу в двух местных Кубках (Иркутской области и Восточной Сибири), они остались на ВАЗе. Но перешли в класс выше – «Нива», само собой, теперь очень далека от стандарта. Далекий от стокового клиренс, Silverstone размерности 31х10,5-15 – это только видимые отличия. Вопреки многим подготовленным «Нивам», которых принято ставить на рамы, эта никак не выдает апгрейда. Впрочем, если хорошо приглядеться… Но даже тогда 21-я не пыхнет из трубы черной дизельной копотью, а под днищем обнаружится картер родной коробки. Стандарт? Все интересное скрыто внутри отсеков и узлов. А зачем «Ниве» импортный мотор? Владимир со Степаном считают, что и с родным можно получить хороший момент в диапазоне оборотов от холостых до средних. Достаточно поставить низовой распредвал, «четырехступку» от «копейки» с передачами пониже и главные пары 4,44. Да выточить пакет шестерен в «раздатку», который поменяет передаточное отношение с 1,95:1 на 3:1. Хотелось бы впрыск – карбюратор заливает на склонах. Но это пока в планах. А пока двигатель получил генератор от 1JZ, радиатор от 213-й «Нивы», два принудительно отключаемых японских вентилятора, шкивы Chevy-«Нива» и японский ручейковый ремень, подобранный по длине. Основной же задачей для создателей стало устранение конструктивной слабости ходовой и трансмиссии. О ней в джиперской среде разве что байки не ходят. И сразу скажем, что победить заводскую генетику с использованием только местного промышленного потенциала не получилось. Развал советской индустрии сказался даже на внедорожном тюнинге. Так, специальная легированная сталь заказывалась в Челябинске, а некоторые токарные работы выполнялись во Владивостоке – мастером, создавшим «Ниву» в схожей «комплектации». Спереди, если не принимать во внимание новые кронштейны на балочке и 15-мм проставок под верхними шаровыми, вроде бы все обычно. Но за поддоном картера проглядывает задний редуктор. Точнее, его стальной корпус с обрезанными чулками, посаженный вместо двигателя на поперечную балку. Впрочем, это единственное видимое изменение. Не сразу поймешь, что приводы здесь от Chevy-«Нива», в 24 шлица. Не виден самоблокирующийся винтовой дифференциал, лишенный сателлитов. И тем более скрыты от глаз подшипники грузовика Iveco, под которые протачивались поворотные кулаки. И маятник. Его стоит отметить особо – незначительная, казалось бы, деталь, но на бездорожье попадающая в группу риска. Поэтому с ней поступили кардинально. Корпус по образу выточили из стали, ось изготовили из стабилизатора от TLC 80, а подшипники подобрали из японских.
Задний мост даром, что… мост, но также – слабое звено. Предел его прочности, пожалуй, даже ниже, чем у прославившегося «грибками» ульяновского «портала». Полуоси тонкие, рассчитанные на 29 родных колесных дюймов, сам мост загруженный… Чтобы решить эти проблемы, пришлось фактически пересмотреть всю конструкцию. Наружное обваривание балки металлом и полуоси с 26 шлицами (вместо 22) из упомянутой легированной стали было лишь началом трудоемкой и глобальной работы. Не ограничиваясь только усилением, ребята выточили оригинальные ступицы, заключив в них подшипники от Escudo. Межколесный дифференциал заварили, воспользовались дисковыми тормозами от того же Suzuki. Наконец, на правой ступице появился механический хаб, также эскудовский. Оригинальная получилась схема. В дорожных условиях момент приходит только на левое заднее колесо, правая полуось крутится вхолостую – колесная формула 4х3, не иначе. Однако на бездорожье ступичная обгонная муфта включается, и в таком виде заваренный дифференциал имитирует жесткую блокировку. Сложная своей неизвестностью конструкция? Владимир со Степаном отмечают, что в России их «Нива» с такой подготовкой только третья. Об offroad судьбе питерского ВАЗа ребята сказать затрудняются, однако тольяттинский внедорожник из Владивостока испытания прошел успешно. Более того, нынешним летом его владелец своим ходом отправится под Санкт-Петербург на трофи «Ладога» – все-таки серьезный аргумент. А нашему экипажу лишь предстоит проверить джип в местных Кубках. Есть все основания полагать, что проверка пройдет успешно. Во всяком случае, создатели не собираются отказываться от своей идеи – доказать, что «Нива» способна побеждать.
Максим МАРКИНАвтомаркет+Спорт № 05/2011 |