|
Знакомство с возможностями этого Toyota Land Cruiser началось с первых же минут: к гостинице Алексей Палхаев приехал на своем биг-футе (а иначе этот во всех смыслах «Круизер» и не назвать, ведь даже на дверные ручки здесь надо смотреть снизу вверх) и после короткого обмена приветствиями мы выдвинулись к месту базирования улан-удэнских джиперов. «Езжай за мной!» – надпись на заднем стекле внедорожника из-за руля легковушки выглядела провокационно: при наличии таких габаритов и силовых бамперов, за соблюдение приоритетов на нерегулируемых перекрестках бурятской столицы можно особо и не беспокоиться, а с такими колесами и дорожным просветом можно и перед колдобинами не тормозить… В общем, за менее чем десятиминутную дорогу Алексей по меньшей мере раза два ждал нашу безнадежно отстающую на разбитой и залитой огромными лужами дороге «Шкоду», хотя подвеска чешского компактвэна позволяла и ему обгонять местных автомобилистов. Но куда нам до подготовленного джипа!
А потом, сменив «Шкоду» на подготовленный внедорожник, мы уже на «Круизере» поехали искать место для фотосессии. И вот тут стало окончательно понятным все преимущество лифтованного внедорожного шасси перед «пузотерками»: неровности, которые на легковом авто предпочитаешь объезжать или переползать с минимальной скоростью, с высоты более двух метров практически перестают замечаться, а вопрос дорожного ремонта переходит в разряд философских – сделают так сделают, нет так нет… Впрочем, недостатки взращенной на автомобильных стероидах подвески тоже проявились: даже с пассажирского места были заметны траекторные плавания и неточность управления. А за рулем эти ощущения только подтвердились: после почти академических реакций на управление у «Шкоды», к повадкам «Круизера» надо как минимум привыкать: рулить размашистее и, желательно, с опережением, на тормоз жать сильнее, и еще сильнее – на газ, который оказался совсем уж тугим. Зато на бездорожье – просто красота! Единственное, в чем возникали опасения – не завалиться бы ненароком на бок: выросший в высоту внедорожник наверняка потерял несколько градусов боковой устойчивости. Зато когда «Круизер» без особого труда взял полутораметровый уступ с почти вертикальной стенкой, а потом, при позировании перед объективом, переполз задним мостом через большой кусок какого-то бетонного блока, почти с колесо размером, сомнений во внедорожных возможностях машины у меня уже не осталось: для своих задач их здесь с избытком.
|
|
|
Как и Daihatsu Rugger, Land Cruiser тоже способен преодолевать грунтовые уступы, однако здесь все происходит без видимой легкости, а скорее – с деланной размеренностью |
Бетонный камень, размером немногим меньше колеса Land Cruiser, не помешал внедорожнику переползти через него мостом…
|
|
…а на выезде спокойно преодолеть его колесом без существенной артикуляции колес в арках
|
Кстати, для чего был создан этот автомобиль? Основное его предназначение – участие в трофи-рейдах и внедорожных экспедициях. Причем немалая часть подготовки машина пережила еще на родине – в Японии, где был сделан боди-лифт кузова на 4 дюйма, установлены более крупные колеса, а также заменен двигатель – на более мощный 1HD-FTE (заимствованный у машины 105-й серии, с замененной на электронноуправляемую топливной аппаратурой). Причем тезис об электронном управлении здесь имеет дополнительный аргумент в виде дополнительного блока Blitz в салоне, с помощью которого можно вручную корректировать настройки работы двигателя и турбонаддува. Как результат – при проверке на стенде мощностные показатели получились порядка 240 л.с., притом что в стоке такой мотор выдает лишь 204 «лошади». Насколько этот табун соответствует истине – оставим на совести стенда, но Алексей утверждает, что даже после всех подвесочных и кузовных изменений автомобиль по-прежнему способен без особого труда двигаться по трассе со скоростью 160 км/ч. Можно представить, какие ощущения у пассажиров при этом возникают…
На 80-е Land Cruiser такую модификацию 4,2-литрового турбодизеля 1HD не устанавливали – этот двигатель заимствован с машины следующего поколения
|
|
Несмотря на внушительную высоту кузова, все основные узлы и агрегаты снизу имеют дополнительную защиту
|
Но вернемся к технике. Полученные еще в Японии изменения Алексея устраивали далеко не во всем (сила джипа – не только в мощном моторе!), поэтому первым логичным шагом стал дополнительный лифтинг подвески, добавивший к общей высоте еще 2 дюйма. Этот шаг логично потребовал внесения изменений и в рулевое управление: после того, как дважды (!) лопался рулевой вал, потребовалось изменить всю конструкцию, с установкой дополнительного демпфера. При этом крайним изменением здесь стала установка временного гидроусилителя от… Toyota Corolla. Потребовали изменений – в части понижения – и главные пары в трансмиссии. А в планах у Алексея значится замена штатной АКПП на «механику». Почему не на «автомат», который удобнее не только в городе, но и на бездорожье? Все просто: возросшие требования и способности автомобиля вне дорог уже не отвечают возможностям имеющейся АКПП, которая работает на пределе и уже сейчас требует особого алгоритма управляющих действий со стороны водителя. Механика же таких слабостей если и не лишена совсем, то как минимум позволяет полнее реализовать силовой потенциал машины. А он будет еще больше, поскольку, кроме замены КП, в планах значится еще и установка межколесных блокировок в мостах (сегодня LSD-блокировка присутствует только на заднем мосту).
После этого я, признаться, задумался – где же предел совершенствования для экспедиционного автомобиля? Кроме вышеперечисленного, здесь уже реализованы дополнительное усиление днища и элементов подвески, поставлены алюминиевые силовые бамперы (крепость которых не понаслышке знают не в меру смелые маршрутчики Улан-Удэ), сделана силовая защита периметра кузова из буровых труб с 4-миллиметровыми стенками (которые, кстати, выдержали без повреждений силовое противостояние с трамваем!), установлена лебедка Come-Up 12000, изготовлены и установлены экспедиционный багажник на крыше с дополнительными приборами освещения и дополнительный топливный бак на 100 литров, а в Иркутске машина получила раскладывающийся в удобное спальное ложе салон. И это – не говоря уже о таких «мелочах», как УКВ-радиостанция для связи, видеорегистратор и GPS-навигатор, подогрев передних кресел, дневные ходовые огни и тому подобные элементы удобства и комфорта в дороге. Но одно мне было точно понятно: сила этого «Круизера» – не в одном только мощном моторе и лифтованном шасси…
Две полярных концепции подготовки внедорожников: тяжелый и экипированный для максимального удобства и комфорта Land Cruiser, и предельно облегченный и аскетичный по сути Daihatsu Rugger
|
|
Создатели Toyota Land Cruiser и Daihatsu Rugger (слева направо): Алексей Палхаев, Андрей Зыков и Глеб Архипов на фоне еще одного подготовленного внедорожника, о котором мы несколько раз упоминали – Nissan Safari
|
Автомаркет+Спорт
|