Согласно сообщению ФАС, ведомство провело анализ сложившихся отношений между автодистрибьюторами и дилерскими/сервисными центрами. В результате служба сделала несколько неутешительных выводов. В частности, ФАС считает, что автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, что затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров. Не устанавливают ясных требований и правил по отбору контрагентов (дилеров), искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений, и, используя это, необоснованно расторгают, отказывают от заключения или пролонгации дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запасных частей авторизованным дилерам. Создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним (недопоставка автомобилей; установление разных условий поставки, в том числе по комплектации автомобилей и режимам поставки; требование дополнительных инвестиций в оборудование, помещения; установление разных условий оплаты).
В числе других претензий – ограничения авторизованных дилерских и сервисных центров в выборе поставщиков оборудования и материалов, необходимых для укомплектования; запрет авторизованным сервисным центрам на осуществление ремонта автомобилей конкурирующих марок; установление дилеру цены розничной перепродажи оригинальных запасных частей и аксессуаров.
"В результате применения таких практик создается непрозрачная и нездоровая деловая среда, ущемляются интересы хозяйствующих субъектов, действующих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, ограничивается конкуренция. Негативным последствием подобного рода действий на рассматриваемых рынках является значительное завышение стоимости запасных частей, дилерского и сервисного обслуживании, а также снижение качества такого обслуживания", – отмечается в сообщении ФАС.
В настоящее время служба рассматривает вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении автодистрибьютеров и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, Kia, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запасных частей к автомобилям марок Audi, Skoda, Volkswagen, в связи с чем проводит анализы соответствующих товарных рынков.
До того, как будут возбуждены дела, ФАС проведет с компаниями совещание с целью добровольного устранения перечисленных признаков нарушений, а также установления новых отраслевых правил. В частности, служба предлагает разделить продажи и сервисное обслуживание автомобилей, введя три статуса: официального дилера по продажам, по сервисному обслуживанию или универсального официального дилера. Кроме того, предлагается установить четкие требования, процедуры, сроки при отборе кандидатов на официальное дилерство. Сервисные центры предлагается аккредитовывать и предоставить им права осуществлять техническое обслуживание автомобилей, находящихся на гарантии.
Для независимых дилеров предлагается обеспечить доступ к техническим регламентам, устанавливающим порядки, сроки, нормы при осуществлении технического обслуживания автомобилей, в том числе находящихся на гарантии; к приобретению запасных частей, программного обеспечения и оборудования для технического обслуживания автомобилей конкретных марок.