Продажи новых и подержанных автомобилей в России за первое полугодие увеличились на 3%, до 763 тыс. Рост обеспечили машины российской сборки, а импорт иномарок падал. Однако ни дилеры, ни эксперты не уверены в стабильном росте авторынка в 2010 году. Автомобили уже подорожали на 7% с начала года, и если тенденция сохранится, рынок вновь может упасть.
В среду PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала данные о продажах новых и подержанных автомобилей в России в первом полугодии — они выросли на 3%, до 763 тыс. Рынок восстанавливается, но структура спроса меняется, отметил партнер PwC Стенли Рут. Самыми продаваемыми были новые импортируемые иномарки (267 тыс.), но по сравнению с первым полугодием 2009 года их продажи упали на 23%. Продажи подержанных иномарок давно не играют на рынке никакой роли (всего 6 тыс.). В результате растут продажи иномарок российской сборки и отечественных брендов — за счет высоких таможенных пошлин и стимулирования спроса на отечественные автомобили. По данным "АСМ-Холдинга", выпуск автомобилей в России в январе—мае вырос на 61%. Стоимость машин, собранных и проданных в России, почти сравнялась со стоимостью импорта, говорится в презентации PwC .
В то же время самый высокий спрос сохраняется на две группы автомобилей — самые доступные из "бюджетного" сегмента и наиболее дорогие премиум-класса, следует из презентации PwC. Такая ситуация сложилась на российском рынке в ходе экономического кризиса, тогда как прежде самыми популярными были модели среднего ценового сегмента. В PwC отмечают, что средний класс по-прежнему занимает самую большую долю рынка, но если до кризиса это было 65%, то теперь 56%. На продажи премиальных брендов приходится 5% (до кризиса — 3%), "бюджетных" — 39% (до кризиса 32%). Продажи машин класса премиум поддерживает то, что "покупательская способность обеспеченных слоев населения восстанавливается быстрее", чем необеспеченных, говорит Стенли Рут.
Таким образом, с падением продаж на растущем рынке сталкиваются в первую очередь концерны, которые работают в основном в среднем ценовом сегменте — GM, Ford, Toyota, Nissan, Peugeot-Citroen. Например, продажи GM в России в первом полугодии упали на 20%, хотя марка Chevrolet, которой владеет концерн, сейчас является самым продаваемым иностранным брендом в России. Рост продаж показывают отечественные марки (АвтоВАЗ и ГАЗ), "бюджетные" Renault и Daewoo, а также премиальные BMW и Mercedes-Benz, говорится в презентации. Отдельно Стенли Рут отметил успех корейских марок, в первую очередь Kia, которая могла бы возглавить рейтинг, если бы в продажи Chevrolet не включались продажи внедорожника Chevy-Niva (собирается в Тольятти на СП GM-АвтоВАЗ).
В то же время бренды, продажи которых растут, "не в состоянии удовлетворить спрос", поскольку маркетологи не могут адекватно предсказать его "из-за турбулентности экономики", пояснил Стенли Рут, добавив, что очереди на Lada и Renault "в некоторых регионах достигают полугода". На Mercedes-Benz очередь может составить три месяца, на некоторые модели Opel и Chevrolet — до четырех месяцев. В PwC также отметили и рост цен на автомобили в первом полугодии в среднем на 7%. Этому способствовало укрепление доллара и отсутствие скидок, которые были очень популярны на рынке в разгар кризиса в начале 2009 года. Смягчить влияние роста цен на рынок помогает оживление автокредитования, отмечает Стенли Рут, поясняя, что с февраля автокредитов было выдано "больше, чем за весь 2009 год".
В целом, по мнению экспертов PwC, авторынок России в 2010 году вырастет на 15% — до 1,6 млн. Причины роста — госпрограмма поддержки спроса, рост автокредитования и восстановление ВВП, отмечает эксперт BCG Эвальд Крейд. По его мнению, к докризисным темпам роста рынок может вернуться к 2013 году.