Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Байкал-Трофи-2011: подготовка




Байкал-Трофи-2011: подготовка

РАЗВЕДКА БОЕМ

Дельта реки Сарма






Дельта реки Сарма

Baikal-Trophy. Сарма 201128 мая с Центрального стадиона «Труд» будет дан торжественный старт экспедиции «Байкал-Трофи-2011», посвященной 350-летию Иркутска. В рамках БайкалМоторШоу участники продемонстрируют возможности своих внедорожников, а затем отправятся по сложнейшему маршруту по верховьям реки Сарма к Байкалу. А недавно организаторы экспедиции на автомобиле Land Rover Defender 90 с целью разведки прошли часть маршрута, в том числе в то место, которое, по слухам, является эпицентром ядерного взрыва.

«Автомаркет» уже рассказывал об экспедиции «Байкал-Трофи: 20 лет спустя» по маршруту легендарного пробега Сamel Trophy – через глухую тайгу от реки Лены до Байкала. Сразу после этой сложнейшей экспедиции участники приняли решение – через год отправиться в новую экспедицию, маршрут которой пройдет от верховий реки Сармы по старинной кочевой тропе к Байкалу. Это путь выхода первого отряда русских казаков в 1643 г. к озеру. Разведка, проведенная командой иркутского автоклуба «Террано», показала, что весной участников ждет серьезное испытание, так что только самые стойкие и подготовленные смогут прокричать на финише легендарный слоган Camel Trophy – «Мы вместе сделали это!».

Маршрут Иркутск – Сарма – Курма, затем по 40-километровой таёжной горной дороге через дикий бурелом планировалось выйти в долину р. Нуган – левый приток Сармы. Подъезжая в темноте к деревне Сарма, мы были поражены заревом огромного пожара – вся сухая трава дельты Сармы полыхала. Похоже, местные жители специально выжигали свои пастбища – багровое небо от пожарищ было как в знаменитом фильме «Унесённые ветром». Пожар задержал нас на целый час – картина была просто апокалипсическая. В итоге палатки пришлось разбивать далеко за полночь – на крутом склоне в глубоком снегу и при свете фар.

Дельта реки Сарма

В дельте Сармы багровое небо от пожарищ было как в фильме «Унесенные ветром»

Историки считают, что по долине р. Сарма 2 июля 1643 г. под началом казака Курбата Иванова первый русский отряд из Верхоленского острога впервые вышел на берег Байкала. Места здесь настолько дикие и труднопроходимые, что колёсный транспорт – редкий гость. Единственная дорога от реки Нуган вглубь промысловой тайги надёжно закрыта замаскированными металлическими шипами. Подобные заграждения устанавливаются охотхозяйствами для защиты своих угодий от браконьеров на вполне законных основаниях. Угрожающий знак: «Шипы. Установлены… Сняты…» без каких-либо временных промежутков не дал нам разведать проезд в местность Пещерную на старую базу геологов. На заснеженной дороге не было следов машин, мы видели только следы копытных, рыси, а лесник предупредил о медведице с медвежонком, обитающих в этой местности. Едва видимые старые следы от проезда гусеничных вездеходов и заброшенные базы геологов с заросшими шурфами – только это и говорило о присутствии человека. Земля здесь хранит множество загадок, а намеченный маршрут богат препятствиями – болотами, наледями, бродами и крутыми подъёмами.

Ехать по незнакомому маршруту по руслу всей Сармы на одной машине было неразумно. Уже образовавшиеся наледи не позволили бы автомобилю подниматься на крутых подъёмах, приходилось часто применять лебёдку. Было решено ограничиться пешеходной разведкой по глубокому снегу. Охотники говорят, что зимой река здесь прорезает лёд, а на берегу его 2-метровая кромка не тает до июня.

Дельта реки Сарма

Верховья реки Курма, по тропе первопроходцев к реке Нуган

Наиболее сложным оказался двухкилометровый заболоченный участок по руслу Нугана перед впадением в Сарму. Здесь уже проходили квадроциклы – видны узкие пропилы на упавших от старости вековых деревьях. Для автомобиля этого пространства мало, и нам приходится долго расширять путь. Трудно представить, что проезд сквозь такой густой и дремучий лес среди метровых кочек вообще возможен. На заднем сиденье невыносимо тяжело – раскачивает и укачивает, как в сильный шторм.

Из-за свежего снега не было видно ни тропы, ни колёсного следа квадроциклов, пришлось задействовать интуицию вкупе с пешей разведкой. И все-таки эти два километра по долине реки Нуган до русла Сармы мы преодолели! Весной планируется еще один разведывательный поход – с плато на правый берег Сармы, где расположены непроходимые для колёсного транспорта болота. Так, с двух сторон, удастся без малого закольцевать маршрут. А вот удастся ли его пройти полностью – большой вопрос.

В этом районе мы добрались до геологической диковинки – каменной горки по дороге на Нуган с множеством ровных и плоских мраморных плит. Встречаются здесь живописные столбовидные диковинные скалы и каменистые кряжи с рассыпанными на них каменными плитами. Недалеко от устья Нугана находится месторождение гранатов. Если не знать точное место, можно пройти мимо, не обратив внимания на рыхлый слой гранатового слюдяного гнейса, в котором встречаются мелкие гранаты размером с ноготь. Самый большой известный найденный образец – размером с грецкий орех. Удивительные по своей природе камни можно увидеть в русле реки выше утёсов Сарминских ворот. Поражают массивные валуны, будто распиленные неведомой силой пополам – как две половинки яблока, они лежат рядом, образуя широкою вертикальную щель с зеркальными сколами на стенках. Редко в природе можно встретить столь идеальный и ровный раскол в монолите камня. Если бы подобный камень был найден у подножия египетских пирамид, заключение исследователей было бы, что этот распил – след циркулярной пилы.

Как, оказалось, есть здесь и никому не известные пещеры. В 10 км от Нугана в местности Пещерная, по слухам, есть большая, а напротив еще четыре малых пещеры. Не менее интересны старинные шурфы золотоискателей. Одно из подобных мест мы обнаружили в густом лесу у подножия горы – таинственный вход типа землянки, свод которой укреплён металлическими трубами, а проход вглубь горы аккуратно закрыт искусственной стенкой из плитняка. В верховьях Сармы в XIX веке было открыто россыпное золото, добыча которого велась нелегально.

По дороге от Байкала на Нуган поражает сплошной навал леса, особенно мощный на хребте Золотой орех. Густой бурелом, протянувшийся на десятки километров, с нетипичным для подобных мест навалом высоких вековых деревьев породил устойчивые слухи о существовании в конце 50-х гг. прошлого столетия на водоразделе рек Левой Иликты, Сармы и Унгуры полигона, где был произведен ядерный взрыв. Вроде как был запрет посещать эту местность охотникам и геологам. Правда или нет – теперь не установить, возможно, что навал леса был образован просто сильным снегопадом вкупе со шквальным ветром. В любом случае в следующую поездку надо будет взять с собой дозиметр.

Закольцевать дорогу от Курмы к устью реки Нугана, далее вниз по Сарме с подъемом в горы и спуском к Байкалу мы попробуем в мае во время экспедиции, но уже сейчас очевидно, что первопроходцы на лошадях не могли выйти к Байкалу непосредственно по руслу Сармы. Крупноглыбовый завал с водопадом и отвесными скалами, бурным течением реки не позволяет двигаться по дну ущелья на лошадях. Для выхода к Байкалу первопроходцам, если они на самом деле двигались по долине Сармы, перед Байкалом нужно было бы подняться из ущелья снова в горы, откуда они бы и впервые увидели сибирское море – Ламу, за которым впоследствии закрепилось название – Байкал. Ответ о возможной тропе первопроходцев и пути их выхода к Байкалу мы надеемся получить в следующем году после Байкал Трофи.

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 01/2011

 
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог