ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Александр НАЙДИН, 29 лет, по образованию художник-декоратор и художник-монументалист: – Никаких эскизов перед началом создания не делаю. Все воплощается уже непосредственно в фигуре, которые очень редко повторятся в каких-то мелких деталях. Разве что заказчик попросит сделать «клон». Но и в этом случае оставляю за собой право переосмыслить детали и даже некоторые формы. Обычно работа над моделью занимает три недели – по вечерам. Все роботы и машины разборные |
Бригада созданий составляет сейчас 16 единиц. Треть уже продана. Для года с небольшим занятием этим хобби – хороший результат |
Настольные модели – это мода, пришедшая к нам с Запада. Но наши умельцы создают такие образцы, которые будоражат Интернет-сообщество по обе стороны океана. Пример – работы иркутянина Александра Найдина.
Александр с семи лет коллекционировал сборные модели и уже тогда увлекся фантастикой братьев Стругацких и целой плеяды зарубежных фантастов. Потом было два художественных образования, картины собственной кисти… Однажды сынишка уронил шкаф с более чем двумястами моделями. Сам не пострадал, но дело его рук напоминало поле боя с высочайшей концентрацией останков самолетов и бронетехники. Такое высвобождение «лишних» запчастей и породило то, чем наш герой занимается сейчас – изготовлением по-настоящему коллекционных вещей.
Это не пресловутые трансформеры – работы построены по мотивам альтернативной вселенной BattleTech, чьи обитатели передвигаются на шагающих вооруженных механизмах. Реализованный в романах, комиксах и видеоиграх, этот мир, в конце концов, вышел из рамок эпистолярных и компьютерных жанров, обретя материальное воплощение. Роботов заказывают коллекционеры, приобретают как аксессуары интерьера, включают в диорамы. Творения Александра уже за высокое качество, деталировку и фантазию оценили на американских Интернет-порталах, чьей тематикой как раз является BattleTech.
Материалы – та «фишка» иркутянина, благодаря чему его работы и получили признание. «Запчасти» моделей из коробки теперь лишь дополнение. «Креативить» Александр предпочитает с помощью вещей, которые окружают нас десятилетиями, плавно перемещаясь с полок на свалки. Буквально каждая из них при художественном подходе теряет свой первоначальный смысл, превращаясь в деталь фантастического механизма. И их становится трудно идентифицировать! Вот весящие в клешнях и проработанные до мелочей пулеметы «Максим». Оказывается, всего лишь медицинские шприцы! В когтях-опорах сложно распознать ручки от одноразовых бритв. Бронеплиты и защитные фартуки только после вдумчивого разглядывания открывают доноров – компьютерную мышь и клавиатуру.
А как органично вписываются в конструкцию кассета или объектив «Зенита», выглядящий, словно фото- и видеофиксатор. Хотя почему «словно»? Каждому дизайнерскому решению есть техническое обоснование. Монстр с «Зенитом» в «пузе» – рабочий комбайн, который должен запечатлевать свои труды. А чтобы его было видно издалека, предусмотрены два спецсигнала из светодиодов.
Детальная проработка – тоже отличительная черта произведений Александра. Это хорошо видно на примере единственной модели, условно скопированной с известной машины из игры по мотивам BattleTech. Прообраз made in USA на фоне иркутского «клона» выглядит, как детская поделка. Даже не принимая во внимание того, что Найдин не по-художественному четко представляет, как должны работать его шагающие агрегаты. И они, кстати, не статичны. Точнее, все конечности подвижны по разным суставам и иногда не в одной плоскости. Вращаются и «будки» операторов. Причем «фигуры» в разных позах неизменно сохраняют равновесие, несмотря на то, что иной раз верхние надстройки значительно выступают за габариты «тазобедренных суставов».
Наконец, нельзя не отметить разнообразную специализацию аппаратов. Есть чистые «тракторы» с минимумом защитного вооружения. Есть настоящие агрессоры с внушительным арсеналом и пилотами в герметичных кабинах. Присутствует стиль стим-панк – в виде этаких гибридов, где фантастика соседствует со стальными «кибитками» транспортеров и броневиков Второй мировой. А к какому типу можно отнести четырехлапый грузовик-экскаватор, похожий на скорпиона и с одноименным названием? По словам создателя, так мог бы выглядеть механизм сталкеров, собирающий артефакты по зоне, будь он упомянут Стругацкими или участвуй в игре.
Безо всяких скетчей, руководствуясь внутренним взглядом и накопленным опытом, Александр за год с небольшим создал целый механизированный батальон – 22 машины, добрая треть из которых уже продана. В том числе на запад России – отнюдь не бедным коллекционерам, увлеченным и способным оценить творения сибирского мастера. Вот такие хобби, такие игры для взрослых.