Байкал-Трофи-2010

20 ЛЕТ СПУСТЯ


















Байкал-Трофи

Через 20 лет после проведения Camel Trophy Сибирь-90 самый сложный участок того, ставшего уже легендой off-road ралли (от верховий Лены к берегам Байкала), вновь пройден командой энтузиастов, назвавшей свое приключение Байкал-Трофи.

Идея эта витала в воздухе много лет. Но разведка показала, что маршрут практически непроходим. Родился даже слух, что «Лэнд-Роверы» на Camel Trophy Сибирь-90 буксировали Газ-66 или их переносили на подвеске под вертолётом. Даже местные жители, узнав о нашем намерении преодолеть маршрут, говорили, что это невозможно! Поэтому главная интрига проекта «Экспедиция по бездорожью Байкал-Трофи 1990–2010. Двадцать лет спустя» была в том, удастся ли покорить маршрут от Лены до Байкала.

Вначале было обсуждение идеи в Интернете. Организацией и разведкой предстоящего маршрута занимался иркутянин Александр Масасин (иркутский внедорожный клуб All-road club Terrano, www.terranoirk.ru). А 16 июня идея стала материализовываться — к причалу парома через Ангару в Балаганске, точке сбора автомобилей экспедиции, подъехал единственный в составе «НеЛэндРовер» — Land Сruiser 100 с ветеранами и очевидцами события Camel Trophy-90 Анатолием Панцевичем и автором этих строк. Здесь же был Тимофей Черкасов из Санкт-Петербурга (Land Rover Discovery). С ним в экипаже ехали пятнадцатилетняя дочь Настя и брат Василий (как позже выяснилось, виртуозно владеющий бензопилой). В экспедиции был Land Rover 110 (Евгений Русских из Иркутска), эта машина одна из четырёх, оставленных после Camel Trophy-90 в России. Всего в Байкал-трофи 2010 участвовало 9 автомобилей на первом этапе от Балаганска до Жигалово и пять машин на самом сложном заключительном этапе от Лены до поселка Зама на Байкале.

В отличие от Camel Trophy, все участники были на своих личных внедорожниках с разной степенью подготовки и состояния. И никаких машин сопровождения, вертолетов, склада запчастей. Зато горячее желание пройти маршрут, да GPS-навигация, недоступная 20 лет назад. Александр Масасин предварительно провел разведку на старте и на финише, но разведать весь путь не удалось, поэтому до последнего дня мы не знали, смогут ли машины выйти по Правой Иликте на Байкал.

Байкал-Трофи

Что толкает людей на подобное подвиги, остаётся неразрешимой загадкой — жажда приключений, экстрима, новых ощущений? Каждый раз к вечеру — неимоверная усталость, каждый день — изнуряющая жара, которую надо переносить в резиновых сапогах и куртке, липкий пот, на запах которого слетаются тучи комаров — зелёный ад Сибири. Собираются в подобное приключение близкие по духу люди, и это облегчает быструю адаптацию и поддерживает командный дух Camel Trophy.

Саша (он же «Пума») не отступил даже после того, как утопил в коварной яме на реке свой Defender 90, и перед Жигалово машина отказалась заводиться. Для успеха всей экспедиции он предложил перебросить свою лебёдку и внедорожную резину на другие, менее подготовленные машины, и продолжил путешествие, бросив свой разукомплектованный автомобиль. Не сдался и Тима из Санкт-Петербурга после того, как его автомобиль получил разрушительное повреждение от удара о пень на старой гати. Всю ночь на болоте, атакуемый агрессивными комарами, он ремонтировал разрушенный сепаратор ШРУСа. Новый был собран из запчастей от Discovery I (а до этого его джип лишился фар, оторвал переднее крыло и залил водой электронный процессор управления двигателем). И все же дошел до финиша! После этого начинаешь ценить упорство, мужество и взаимопомощь людей, работающих одной командой. Точно так же, не в одиночку, а дружиной, борясь с препятствиями и трудностями, долиной этой же реки, по древнему кочевому пути шли русские первопроходцы, исследуя дорогу на восток и открывая сибирскую землю.

История легендарного ралли восходит к 1980 году, когда три немецких экипажа на джипах Jeep Wrangler преодолели более 1000 миль по бразильским девственным лесам Трансамазонии. Благодаря СМИ событие получило широкую огласку, а грамотный маркетинг сделал приключение, получившее название Camel Trophy, значительным событием не только в автомобильном мире. Чтобы попасть в экспедицию, в отборочных соревнованиях участвовали миллионы людей по всему миру. Команды из разных стран мира собирались на Camel Trophy каждый раз в новом месте — в высокогорных лесах Папуа-Новой Гвинеи, тропических джунглях Трансамазонии, в сердце Африки или в безлюдных массивах Северной Австралии. Основной идеей первых экспедиций было совместное преодоление препятствий и прохождение сложного маршрута по бездорожью единой командой — только вместе! Экспедиции Camel Trophy собирали людей из разных стран, но близких по духу — искателей приключений. Единственная награда всем участникам пробега в финале — медная табличка на память с надписью на английском языке: «Ты сделал это». Для организаторов Camel Trophy главной целью было показать всему миру, что может стандартный автомобиль Land Rover. Родился даже слоган: Эта машина утонет там, куда другие не доедут.

На волне перестройки в СССР был организован масштабный трофи-рейд на Байкале. Организацией пробега в течение года занималась Восточно-Сибирская внешне-экономическая ассоциация «Байкалит». Вся работа легла непосредственно на плечи директора организационно-технического подразделения компании Анатолия Панцевича (ныне генерального директора Toyota-центр Иркутск). Бюджет — 20 млн. долларов, колоссальные для СССР деньги. Символический старт пробега прошел на Красной площади в Москве, а затем самолетом Ан-124 «Руслан» из Лондона в Братск были доставлены 33 Land Rover (для участников — Discovery, для сопровождения — Defender). Вторым Ан-124 в Иркутск были доставлены продукты и прочая провизия — даже банальное пиво в СССР тогда было страшным дефицитом. Для переправы автомобилей к месту старта пришлось специально переоборудовать баржу, приварить сходни и построить для неё причалы. Старт пробега в Братске состоялся с переполненного городского стадиона — после показательных выступлений и парада под гул зависшего над стадионом вертолёта с ТВ-репортерами. Пробег в Сибири впервые собрал сразу 16 команд из разных стран, событие освещали три сотни журналистов, большинство — из иностранных СМИ. Ни до, ни после столько иностранных корреспондентов в Иркутской области не собиралось.

Для одиночек этот маршрут опасен и сейчас. На глине — отчётливые следы медведя, рядом звериная тропа. Никто не бросит трос лебёдки тонущему экипажу, не подскажет, как провести ремонт, когда своих знаний не хватает. Когда автомобиль идет боком в глубокой колее, от бокового давления на ходу разбортовываются колёса. В одно из колёс между диском и шиной вонзился древесный сук, да так, что колесо на глазах осело. Разбортованные колёса одевали на диски так: в колесо закачивался газ из обычного баллончика, затем он подрывался — взрывной волной резина устанавливалась на посадочное место. Только в подобных рейдах можно видеть, как владелец ухоженного Land Cruiser топором обрубает выступающие части бампера, а в пустой бензобак сливают бензин из всех бензопил и в пропорции один к четырем добавляют солярку. К концу экспедиции урезается норма тушёнки и хлеба. Но никакого уныния на лицах — все счастливы, полны решимости пройти маршрут до конца. Не буду перечислять утраты — загнутые рулевые тяги, пробитые колёса, заклинившие двери и отказавшие лебёдки. Да, деньги на такой «отдых» уходят огромные, но вкус от пережитых эмоций становится, по мнению участников экспедиции, во сто крат значимее материальных потерь.

Трудности пути рождают традиции. Принято решение на бивуаках организовывать общий костёр и кипятить наваристый чай на всех. В пути было решено организовывать общее утреннее построение перед российским флагом в форменных майках Байкал-трофи. Здесь определялся порядок движения, затем — выдвижение вперед группы разведчиков, за ними — лоцманов в резиновых бреднях, в полной готовности — бригады «лесорубов» с четырьмя бензопилами для расчистки многолетних завалов. Как и на Camel Trophy, большинство участников экспедиции едут на подножках и заднем бампере автомобилей, перепрыгивая с машины на машину. Вечером — обязательный ремонт, награждение отличившихся и передача лучшему экипажу российского флага.

Маршрут Байкал-Трофи

День 1. Игжей — Обуса — р. Илга — р. Убойный. Пройдено 80 км по дорогам с покрытием, 50 км по лесовозным дорогам и 5 км по реке Илга. Утопили красный Defender, не доехав до базы лесозаготовителей 500 м.

День 2. Заимка Христофорова — Фомина. Пройдено 22 км по долине реки Илга.

День 3. Федотова — Лукиново — Жигалово. Пройдено 17 км по долине реки Илга и 105 км по дорогам с покрытием.

День 4. пос. Жигалово — Качуг — Б. Тарель. Пройдено 180 км по дорогам с покрытием и 10 км по бездорожью.

День 5. Б. Тарель — Зимник «Рассоха». Пройдено 20 км. Дорога закончилась, дальше ехали по реке Правая Иликта.

День 6 и 7. Зимник «Рассоха» — Зама. Пройдено 29 км по реке Правая Иликта и 26 км по таежным дорогам.

Финиш также прошёл в лучших традициях Camel Trophy — с подбрасыванием в воздух отличившихся и обязательным массовым купанием в полном комплекте экспедиционной одежды в Байкале, плюс — сибирская баня с купелью в проточной воде на заимке у Мильвита, наваристая уха, шашлык и банкет до утра. Можно признать, что первый Байкал-трофи успешно возродил традиции напрасно забытых приключенческих экспедиций Camel Trophy по необжитым местам, дух и романтика которых остаётся все более востребованной. На следующий год в рамках Байкал-трофи будет проложен новый маршрут по девственным местам.

На фото можно увидеть много общего с легендарным рейдом. Утонувшие машины, невозмутимые водители по грудь в воде. Грязь на бортах машин, на фирменной одежде. Эмоции на финише. Тропические заросли, обычно не замечаемые с грунтовой дороги. Романтика — с комарами, с ледяной и кристально чистой водой, дымом костра и утками, взлетающими с воды прямо перед лобовым стеклом автомобиля. На обрывистые берега не выберешься, а если где и поднимешься за счет лебедки, дальше не пустит густой лес. Вот и получается, что пять дней из семи мы провели в воде, тщательно отполировав потоком днища автомобилей.

Байкал-Трофи

Самое страшное — залить водой электронику. Однажды полностью утопленный Defender 90 с фотоаппаратами, ноутбуком и всем снаряжением удалось запустить лишь с четвертой попытки, перегрузив программу управления и введя секретный заводской код в электронный процессор управления двигателем, заменив масло и продув компрессором топливную систему. Но капли воды всё равно просочились внутрь и ждали своего часа. Позже отказала вся электроника, через день машина окончательно перестала заводиться, так что пришлось ее оставить в Жигалово

От Большой Тарели до Замы — 74 км. На этот путь у нас ушло три дня. Самым сложным оказался предпоследний, когда прошли всего 12 км, при этом скорость передвижения была около 1 км/час. К вечеру мы уперлись в крупный завал с толстыми брёвнами, которые пришлось пилить до темноты. Прыгать в реку машинам здесь было высоко и круто, поэтому потребовалось предварительно срезать край обрыва и подкладывать снизу брёвна. Но другого пути вперёд просто не было — таких экстремальных препятствий не помнят даже очевидцы пробега 20-летней давности. Каким образом это место обошёл конвой Camel Trophy, осталось загадкой, никаких следов не сохранилось, но чуть позже на заброшенном прииске нам подарили раритетную отпиленную подножку от Discovery — похоже, и в 1990-м проход дался тяжело. Даже я, участник многочисленных экспедиций (в том числе в пустыню Гоби), не предполагал, что внедорожное приключение может быть столь экстремальным. После эффектного прыжка вертикально вниз застрявшую машину подтягивали лебёдкой в реку, опасаясь быстрины — чтобы она не уплыла. С обрывов свешиваются кусты жимолости, а ввысь устремляются пышущие силой и обвешанные лишайником богатырские ели. Таких деревьев и нетронутых присутствием человека девственных мест не увидишь в пригородных лесах — чтобы до них добраться, нужен специально подготовленный внедорожник, оборудованный стационарной лебёдкой, шноркелем, грязевыми шинами, буксировочными проушинами спереди и сзади, выдерживающими нагрузку от рывкового троса. Нужен реечный домкрат, корозащитная стропа, рывковый трос и главное — команда единомышленников, надёжнее всего сплочённая предшествующими поездками.

Удачно завершившееся Байкал-трофи, безусловно, должно иметь продолжение в Сибири — где так много таёжных троп и неизведанных направлений. Новых дорог хватит на всех!

Диск с фотографиями «Байкал-трофи. 20 лет спустя»
в оригинальном разрешении можно заказать
по тел.: 747-371 или volkov@irkutsk.ru

Байкал-Трофи

Сергей ВОЛКОВ
фото автора

Посмотреть фотогалерею Байкал-Трофи-2010

 
тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог