ПОКОЛЕНИЕ "АЙС" |
||
|
В зимнем сезоне 2008-2009 каких-то значительных событий на шинном рынке ждать не приходится. Основные отечественные и зарубежные бренды те же, и зимние модели по большей части тоже прежние - после громких премьер в прошлые сезоны, революционных событий в модельных рядах нет. А их и не может быть - достижения в области шипованых и нешипуемых (фрикционных) шин на сегодня и так впечатляют. Даже отечественный шинпром не стоит на месте, всячески пытаясь отвоевать позиции, казалось бы, безвозвратно утраченные за многие годы экспансии зарубежных зимних шин. Появились крупные шинные объединения, вложены большие средства в модернизацию производства, и результаты не замедлили сказаться. И особенно заметен торговый бренд Amtel, который выпускает, пожалуй, самый богатый модельный и размерный ассортимент зимних шин. В основном шипуемых, однако, в прошлом году на рынок была выпущена нешипуемая зимняя модель Nord Master CL. Хотелось бы сказать, что это первая фрикционная шина для отечественной промышленности, однако, судя по твердости резины протектора, полноценной «липучкой» эту шину трудно назвать. Такое впечатление, что в ее разработке упор был сделан на эксплуатацию в условиях города и умеренных малоснежных зим, а не максимальное сцепление на льду, как тому «учат» все известные зарубежные «липучки» с очень мягким и мелко «нарезанным» протектором. То есть, эта модель, возможно, ближе к тем «жестким» зимним шинам, что выпускаются, например, для центральной Европы с ее по большей части «мокрыми», а не ледово-снежными зимами. В прошлом году Nord Master CL еще слабо была замечена в продаже, но в новом сезоне она предстала повсеместно и, что продолжает радовать у Amtel - в широкой размерной линейке. Как тому, опять же, учат зарубежные производители. Другие отечественные зимние модели, даже самые новые, предназначены под ошиповку, и это значит, что без шипов нормально работать на обледенелых дорогах они не будут. Кстати, еще в прошлом сезоне компания Amtel выпустила на рынок новую шипуемую модель Nord Master 2, и в этом сезоне она также представлена в хорошем выборе по размерам. По прежнему в самых популярных размерах предлагается и «замылевшая» глаз модель Nord Master ST-310. Не в таких масштабах, как Amtel, но другие российские шинники тоже свои новинки стараются выпускать с выбором «ходовых» размеров. Так, предприятие Matador-Omskshina своей относительной новинкой MP-51 звезд с неба не хватает, но в этой ценовой нише внимания заслуживает. И ничего, что MP-51 по рисунку протектора напоминает старый Gislaved NordFrost3 - сейчас очень многие «современные» российские шины рисунком протектора буквально копируют именитые зимние модели из Скандинавии (кстати, этим «болеют» не только российские шинники). К сожалению, Нижнекамский завод даже после реконструкции так и не одарил нас россыпью зимних новинок. На сегодня из линейки Кама-Евро заметна только шипованая модель 518, да и то без особого выбора размеров. Хорошо еще, что шипуется она в заводских условиях, как и положено настоящей шипованой шине, и как это практикуют уважаемые иностранные фирмы. Судя по всему, Ярославский завод пока довольствуется своими громкими новинками прошлых лет: Cordiant Polar и Cordiant Snow-Max, в остальном отечественный ассортимент также известен еще по прошлому сезону, включая разного рода экзотические модели типа уральской Tunga Extreme-Contact. Но есть весточки с Украины, а именно Белоцерковского предприятия Rosava. Продукция этой фирмы всегда была на хорошем счету, а сейчас украинцы представили зимние шины новой серии WQ, среди которых есть и нешипуемые модели (WQ-101 и 103). Жаль, что выбора размеров пока не наблюдается. В среднем ценовом диапазоне, где обычно представлены зарубежные производители «второго плана», в новом сезоне есть свои пополнения. Так, заявилась продукция, ныне подопечная концерну Continental - шины марки Fulda. К сезону представлены две основные ее модели: шипуемая Kristall Ice и нешипуемая Kristall Montero 2. Шины относительно недороги, но, к сожалению, шипуемая модель поступает в неошипованном виде, а нешипуемая модель, если судить по рисунку и твердости протектора, как раз из разряда тех, что рассчитаны на городскую эксплуатацию в условиях теплой малоснежной зимы. В этой связи, возможно, более интересна другая новая парочка из «середнячков»: корейской фирмы Hankook. Это шипованая Winter i-Pike и фрикционная Winter i-Cept. Что добавить, если данная «шиповка» - вылитая Nokian HKPL последнего, пятого поколения, а нешипуемая тоже по виду ничем не отличается от большинства фрикционных шин именитых марок. Мы, конечно, знаем, что «выглядеть», еще не значит соответствовать, однако в своем диапазоне цен эти шины, как говорится, появились в нужном месте в нужное время. К тому же в прекрасном размерном ассортименте. Своего внимания заслуживают и шины Kumho, которые не раз «премировались» в сравнительных тестах, и они вполне умерены в ценах. В этом сезоне особо должна выделяться сравнительно новая «липучка» Kumho Ice Power KW 21, которая отличается не просто мягкой, а специальной микропористой структурой протектора, что должно лучше удерживать шину на скользких покрытиях. Кстати, если раньше слово «Ice» (лед) производители употребляли только в названиях для шипованых шин, то сейчас не стесняются и для фрикционных, тем самым подчеркивая их значимость именно для настоящих зим. Ведущие шинники мира на сегодня предлагают нашему рынку не просто высокотехнологичную продукцию, но еще и разработанную с учетом наших типичных зимних условий (в том числе учитывается необходимость «грести» в глубоком снегу, что тоже очень важно). Совсем не случайно в последние годы вместо сомнительных зимних шин для теплой Европы, в массовом порядке (а не только скандинавские фирмы) нам стали предлагать куда более конкретную продукцию: шипованые модели и фрикционные, максимально «заточенные» на езду по заснеженным и обледенелым дорогам. Более того, некоторые дальновидные компании (Nokian и Michelin) уже построили в России свои заводы, в том числе для производства зимних (включая шипованые с заводской ошиповкой) шин. Что примечательно, в продаже еще остаются их «вчерашние» модели, характеристики которых по-прежнему высоки и заслуживают подражания, а с учетом более доступных цен выглядят привлекательно для покупки. Но заострить внимание хотелось бы именно на новых разработках. Так, компания Nokian, которая имеет репутацию одного из лучших производителей зимних шин, вновь привлекла к себе внимание очередной новинкой. Еще не успели замолчать фанфары по поводу шипованой HKPL 5 и фрикционной RSi, а на прилавках уже следующая разработка - фрикционная шина HKPL R, которую внешне отличает направленный под большим углом рисунок протектора, а внутри усовершенствованный состав резины и форма ламелей. Еще один знаменитый скандинав, фирма Gislaved, ныне принадлежит концерну Continental, но это не ослабло, а скорее даже укрепило имидж бренда. Некогда культовая среди шипованых модель NordFrost продолжает совершенствоваться, и сегодня представлена под индексом 5. По соотношению цена/характеристики это один из лучших выборов. Да и сама марка Continental теперь «штампует» для нас отличные зимние шины. В шипованном классе еще актуальна модель Winter Viking 2, а в нешипованном Viking Contact 3, хотя в этом сезоне ожидается широкое продвижение новой фрикционной модели Viking Contact 5. Значительно поднялась в глазах российской общественности компания Michelin, когда для массового сегмента начала предлагать отлично сбалансированные зимние шины, в том числе для суровых климатических условий. Речь идет об удачной во всех отношениях парочке: фрикционная модель X-Ice и шипованая X-Ice North. Как сообщают сами производители, при морозах ниже -20 фрикционные, то есть мягкие нешипуемые шины могут оказаться более цепкими на льду, чем шипованые, у которых протектор более жесткий. В шинах X-Ice North этот фактор, по всему, локализован за счет выступания шипов на большую высоту, чем это принято у конкурентов. Правда, в этом есть свой недостаток - такие шины больше шумят. В то же время конкуренты изощряются в другом - в форме сердечников шипов. Делают их квадратными (Nokian), прямоугольными (Continental) и даже со специальными гранями. Когда-то и компания Good Year громко заявила о себе, отметившись в сердцах многих россиян своей прославленной «шиповкой» Ultra Grip 500. Сейчас в авангард шипованых шин GY встала новая модель Ultra Grip Extreme, которую внешне отличает агрессивный дизайн с направленным рисунком протектора. Но что, может быть, более важно - еще с позапрошлого года предлагается новая фрикционная модель Ice Navi, причем по приемлемым ценам. В этом сезоне можно будет примерить уже ее усовершенствованную версию Ice Navi Zea, и цены тоже не пугающие. Собственно, это далеко не правило, что продукция известных брендов обязательно самая дорогая, даже если она не производится в России. Модели, ориентированные на массовый сектор автомобилей, могут быть вполне доступны. Например, «народная» модель Dunlop Graspic DS-2 предлагается в лояльно-среднем ценовом диапазоне, тогда как эта фрикционная модель на хорошем счету у потребителей. Сейчас также шире представлена марка Yokogama с интересным «фрикционным» предложением. Шины Bridgestone подороже, но доступней, чем именитые «европейцы». Массовые интересы в шипованом классе уже третий сезон будет отстаивать эффектная по названию модель Ice Cruiser 5000, которая пришла на смену WT-17 и чей направленный рисунок протектора очень напоминает Amtel Nord Master. Фрикционных моделей у Bridgestone несколько, но самым продаваемым пока будет Blizzak WS 60, который в прошлом году сменил популярную WS 50. «Шестидесятку», кроме большей цены, отличает направленный рисунок протектора в любых типоразмерах, тогда как предшественник такого типа рисунок предлагал только в престижных размерах. Своеобразно выглядит зимняя линейка Pirelli, где шипованая модель Winter Carving остается единственным конкурентным оружием уже достаточно много лет. Модель явно устарела, а «смены» пока не видно. Как и не видно подходящей для наших условий «липучки». Pirelli, как известно, специализируется на скоростных зимних шинах, которые больше заточены на мокрый асфальт, нежели на лед и снег. К слову, у всех зарубежных шинников кроме массовых моделей есть шины премиум-класса, разработанные для престижных автомобилей различного толка, включая паркетники и кроссоверы. Нередко такие шины сейчас базируются на моделях из массового сектора, как бы являясь его «элитным» продолжение, и выпускаются под иным или с дополнительным обозначением. Но дело не в этом, а в том, что свободный выбор таких моделей, начиная с 17-дюймовых, до сих пор остается ограниченным. То есть, шины такие существуют, но до нашего рынка они доходят в малых количествах. Василий Ларин
|
|