Обзор аккумуляторов
Просмотров: 6115
20 Сентября 2008

ПЛЮС И МИНУС

Аккумуляторы

На рынке аккумуляторов затишье. Прошлогодняя лихорадка, связанная со скачком мировых цен на свинец, привела к значительному удорожанию батарей, но постепенно рынок стабилизировался, и цены снизились. За прошедшие месяцы аккумуляторы почти не прибавили в стоимости, а на некоторые модели и вовсе установились рекордно низкие цены, так что покупка перед сезоном как никогда выгодна.

БУДЬ НАСТОРОЖЕ

Нелишне будет специально для тех автовладельцев, кто еще не задумывался о продлении жизни АКБ, дать подборку причин, которые ведут к преждевременному выходу батареи из строя. Притом что многим хозяевам приходится менять батарею уже через 2 года, на самом деле при соблюдении правил она вполне способна прослужить 5-7 лет без особых проблем.

Итак, самая частая причина: систематический перезаряд. Он связан с тем, что напряжение генератора значительно выше рекомендованного (на холостых оборотах допустимый предел 13,8-14,5 В, и при включении нагрузки оно не должно падать). Последствия перезаряда не заставят себя долго ждать: прежде произойдет значительное повышение плотности электролита (в норме 1,26-1,27 г/куб.см), затем осыпание активной массы, разрушение сепараторов (как следствие - эффективность процесса «разряд-заряд» стремится к нулю).

Так же вреден хронический недозаряд (при пониженном напряжении бортовой сети), когда при включении любого потребителя тока генератор не справляется и часть энергии отнимается у аккумулятора. В этом случае батарея постоянно находится в разряженном состоянии. Отсюда снижение плотности, емкости (особенно зимой, когда много энергии тратится на запуск двигателя, часто приходится ехать с включенными фарами, отопителем, подогревом заднего стекла и зеркал).

Загрязнение электролита - очень частая причина снижения эффективности батареи. Прежде чем снимать пробки, нужно убедиться, что аккумулятор чист, особенно там, где находятся заливные горловины. Да и вообще, желательно регулярно протирать его чистой тряпкой. Долив недистиллированной воды вреден - разного рода примеси снижают работоспособность пластин и электролита.

Если есть желание моментально избавиться от своего аккумулятора, лучший способ - уронить на него какой-нибудь большой металлический предмет (гаечный ключ, отвертка или крепление самого аккумулятора), чтобы он закоротил контакты. Будет немного фейерверка, и батарея умрет.

Замораживание - это уже не причина, а итог серьезного снижения плотности. Если внутри батареи почти вода, при сильном морозе ее корпус может попросту разорвать.

Еще один способ умертвить АКБ - использование для холодного запуска мощных источников тока, не предназначенных для применения в автомобилях: при резком увеличении тока электролит может вскипеть. При избытке выделяемых газов каналы, что имеются в батарее, могут не справиться, и есть риск взрыва корпуса.

Обслуживание аккумулятора - обязательная процедура даже для тех батарей, что не имеют заливных пробок и вроде как рассчитаны на беспроблемную эксплуатацию. Обслуживание включает в себя проверку крепежа, затяжку наконечников на клеммах, своевременную их очистку от окислов, очистку корпуса от грязи и проверку вентиляционных каналов.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА? ЕЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что глобального прорыва на рынке нет. Еще несколько лет назад верхом совершенства считались кальциевая и гибридная технологии, и аккумуляторы, произведенные с их использованием, считались наиболее выгодным приобретением. Однако сейчас практически все производители подтянулись к этому стандарту. Даже недавние аутсайдеры. Технологии известны, отработаны, доведены до ума и уже считаются классическими. Стоимость батарей этой группы практически не отличается - разница небольшая и зачастую обусловлена имиджевой составляющей.

Ничего нового пока не предвидится. Даже «гелевые» аккумуляторы или батареи, где используются скрученные в свиток электроды, находятся в своей ценовой нише (достаточно высокой, надо отметить) и пока проигрывают в популярности обычным. Поэтому не надо ломать голову - при средней стоимости в 1800-2300 рублей и правильной эксплуатации стандартная «шестидесятка», произведенная на отечественном предприятии, прослужит столько же, сколько супер-аккумулятор от какого-нибудь именитого зарубежного производителя.

Конечно, с учетом того, что региональный парк автомобилей едва ли не наполовину состоит из японских машин, по-прежнему высокой популярностью пользуются батареи марок Atlas, Medalist, Solite и Rocket - они идеально входят в подкапотное пространство и по клеммам. Недавно к ним присоединился бренд Cheetah. Но некоторые отечественные и альтернативные зарубежные предприятия освоили выпуск батарей подобного типа. В частности, новинка сезона - батареи АкТех «Азия» - с поднятыми клеммами, с тонкими клеммами. Такие батареи предлагаются и под маркой Varta Asia (например, Asia dynamic 45Е).

Раз уж зашла речь о европейских марках, то Varta и ее партнер Bosch, а также другой «немец», Hoppecke, предлагаются не в столь значительном ассортименте, как в былые времена. Во многом из-за того, что появилось достаточно много альтернативных вариантов. Правда, надо отметить, что новые батареи этих фирм выпускаются по так называемой технологии «прогрессивного серебряного сплава» (Varta Silver dynamic и Bosch Silver). Благодаря этому удается делать «сотые» аккумуляторы в размерах «семидесятки». Серьезный пусковой ток, серьезная удельная мощность - все это незаменимо для суровой зимней эксплуатации. Правда, и цена батарей существенно отличается от «среднестатистической».

Гораздо большим спросом из «европейцев» пользуются батареи Mutlu (Турция), Toppla (Чехия), Centra (Польша). С одной стороны, это вполне справедливо - батареи имеют хорошее соотношение «цена/качество». С другой - многие потребители все еще предпочитают зарубежное российскому. Неплохими ценовыми и физическими данными обладают батареи австрийской фирмы Banner - эта фирма не так давно представила аккумуляторы Uni Bull с запатентованной защитой от протекания ACCUSAFE.

Стоит сказать и о многообразии брендов. Во многом оно кажущееся. Многие предприятия выпускают как минимум 2-3 марки батарей, а у некоторых производственная программа доходит до 7 брендов кряду. Все это приводит к тому, что у покупателя складывается впечатление, что он имеет богатейший выбор. Хотя он может и не догадываться, что, выбирая аккумулятор, фактически делает выбор в пределах одного производителя. Так называемый "мультинейминг" в действии.

Из отечественных следует выделить масштабное предложение продукции корпорацией «WESTA» (FORSE, FIRE BALL, ИСТОК, UNIFORCE, LIGHTS OF NORD, DOMINATOR, из новинок - UNO). По широте охвата стараются не уступать заводы «АкТех» («Зверь», «АкТех», «АкТех Азия»), украинская корпорация «Иста» (OBERON, ISTA), саратовское предприятие «Электроисточник» (батареи «Электроисточник», «Пилот» и «Пилот Silver»). Широкий выбор предлагает корпорация «Евразия», владеющая заводом «Tubor», выпускающим марку TITAN. Новинками прошлого сезона были TITAN ASIA, ARCTIC, COBAT и TOPBAT, а сегодня их можно найти в продаже в Иркутске.

Ходят слухи о грядущем тотальном нашествии «китайцев». Однако пока все это на уровне слухов и остается, хотя в столице уже есть несколько таких представительств. Но таможенная политика сдерживает их экспансию, и конкурировать с отечественными разработками китайские аккумуляторы пока не могут. Между тем, еще в прошлом году Китай объявил о повышении экспортных пошлин на свинец (отчасти это послужило одним из факторов для мирового кризиса отрасли), и сегодня в Поднебесной аккумуляторные компании растут как на дрожжах. Так что поживем - увидим.

В общем, проблем с выбором нет. Важно только отметить один существенный момент. Сегодня аккумуляторами торгуют не только специализированные фирмы, но и прочие магазины, шинные центры, станции замены масел и т.д. Понятно, что обращение к специалистам более надежно, да и обслуживание аккумулятора можно доверить только профессионалам.

Тактика иркутских представительств аккумуляторных компаний не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. По-прежнему в магазинах предлагается длительная гарантия и бесплатное гарантийное обслуживание. В зачет стоимости могут принять отработанную батарею (правда, цены невелики), в межсезонье действуют скидки - не исключено, что они сохранятся и в период активных продаж.

Ориентировочные цены на АКБ разных производителей (руб.), выборочно

Наименование (брэнд)

Емкость

(Ач)

Цена

Solite

40

1940

Nova

42

1890

UNO (Россия)

45

1400

Uni Bull

46

3500

Cobat (Россия)

55

1800

Dominator (Россия)

55

2150

Optima

55

8000

TAB

55

2110

Titan (Россия)

55

2245

Titan Arctic (Россия)

55

2480

АкТех (Россия)

55

2115

ВСА (Россия)

55

1800

Зверь (Россия)

55

2370

Uni Bull

58

4150

Cobat (Россия)

60

1900

Dominator (Россия)

60

2350

Nova

60

2190

Solite

60

2275

Titan (Россия)

60

2340

UNO (Россия)

60

1900

Titan Arctic (Россия)

62

2630

Dominator (Россия)

66

2550

АкТех (Россия)

66

2350

Зверь (Россия)

66

2750

Uni Bull

69

4700

Dominator (Россия)

75

2800

UNO (Россия)

77

2400

АкТех (Россия)

77

2580

Зверь (Россия)

77

3000

Uni Bull

80

5700

АкТех Азия (Россия)

80

2900

АкТех (Россия)

90

3120

Зверь (Россия)

140

5650

Зверь (Россия)

180

7550

Примечание: Цены даны по состоянию на 18 сентября 2008 г.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 18

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог