ПЛЮС И МИНУС |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рынке аккумуляторов затишье. Прошлогодняя лихорадка, связанная со скачком мировых цен на свинец, привела к значительному удорожанию батарей, но постепенно рынок стабилизировался, и цены снизились. За прошедшие месяцы аккумуляторы почти не прибавили в стоимости, а на некоторые модели и вовсе установились рекордно низкие цены, так что покупка перед сезоном как никогда выгодна.
БУДЬ НАСТОРОЖЕНелишне будет специально для тех автовладельцев, кто еще не задумывался о продлении жизни АКБ, дать подборку причин, которые ведут к преждевременному выходу батареи из строя. Притом что многим хозяевам приходится менять батарею уже через 2 года, на самом деле при соблюдении правил она вполне способна прослужить 5-7 лет без особых проблем. Итак, самая частая причина: систематический перезаряд. Он связан с тем, что напряжение генератора значительно выше рекомендованного (на холостых оборотах допустимый предел 13,8-14,5 В, и при включении нагрузки оно не должно падать). Последствия перезаряда не заставят себя долго ждать: прежде произойдет значительное повышение плотности электролита (в норме 1,26-1,27 г/куб.см), затем осыпание активной массы, разрушение сепараторов (как следствие - эффективность процесса «разряд-заряд» стремится к нулю). Так же вреден хронический недозаряд (при пониженном напряжении бортовой сети), когда при включении любого потребителя тока генератор не справляется и часть энергии отнимается у аккумулятора. В этом случае батарея постоянно находится в разряженном состоянии. Отсюда снижение плотности, емкости (особенно зимой, когда много энергии тратится на запуск двигателя, часто приходится ехать с включенными фарами, отопителем, подогревом заднего стекла и зеркал). Загрязнение электролита - очень частая причина снижения эффективности батареи. Прежде чем снимать пробки, нужно убедиться, что аккумулятор чист, особенно там, где находятся заливные горловины. Да и вообще, желательно регулярно протирать его чистой тряпкой. Долив недистиллированной воды вреден - разного рода примеси снижают работоспособность пластин и электролита. Если есть желание моментально избавиться от своего аккумулятора, лучший способ - уронить на него какой-нибудь большой металлический предмет (гаечный ключ, отвертка или крепление самого аккумулятора), чтобы он закоротил контакты. Будет немного фейерверка, и батарея умрет. Замораживание - это уже не причина, а итог серьезного снижения плотности. Если внутри батареи почти вода, при сильном морозе ее корпус может попросту разорвать. Еще один способ умертвить АКБ - использование для холодного запуска мощных источников тока, не предназначенных для применения в автомобилях: при резком увеличении тока электролит может вскипеть. При избытке выделяемых газов каналы, что имеются в батарее, могут не справиться, и есть риск взрыва корпуса. Обслуживание аккумулятора - обязательная процедура даже для тех батарей, что не имеют заливных пробок и вроде как рассчитаны на беспроблемную эксплуатацию. Обслуживание включает в себя проверку крепежа, затяжку наконечников на клеммах, своевременную их очистку от окислов, очистку корпуса от грязи и проверку вентиляционных каналов.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА? ЕЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что глобального прорыва на рынке нет. Еще несколько лет назад верхом совершенства считались кальциевая и гибридная технологии, и аккумуляторы, произведенные с их использованием, считались наиболее выгодным приобретением. Однако сейчас практически все производители подтянулись к этому стандарту. Даже недавние аутсайдеры. Технологии известны, отработаны, доведены до ума и уже считаются классическими. Стоимость батарей этой группы практически не отличается - разница небольшая и зачастую обусловлена имиджевой составляющей. Ничего нового пока не предвидится. Даже «гелевые» аккумуляторы или батареи, где используются скрученные в свиток электроды, находятся в своей ценовой нише (достаточно высокой, надо отметить) и пока проигрывают в популярности обычным. Поэтому не надо ломать голову - при средней стоимости в 1800-2300 рублей и правильной эксплуатации стандартная «шестидесятка», произведенная на отечественном предприятии, прослужит столько же, сколько супер-аккумулятор от какого-нибудь именитого зарубежного производителя. Конечно, с учетом того, что региональный парк автомобилей едва ли не наполовину состоит из японских машин, по-прежнему высокой популярностью пользуются батареи марок Atlas, Medalist, Solite и Rocket - они идеально входят в подкапотное пространство и по клеммам. Недавно к ним присоединился бренд Cheetah. Но некоторые отечественные и альтернативные зарубежные предприятия освоили выпуск батарей подобного типа. В частности, новинка сезона - батареи АкТех «Азия» - с поднятыми клеммами, с тонкими клеммами. Такие батареи предлагаются и под маркой Varta Asia (например, Asia dynamic 45Е). Раз уж зашла речь о европейских марках, то Varta и ее партнер Bosch, а также другой «немец», Hoppecke, предлагаются не в столь значительном ассортименте, как в былые времена. Во многом из-за того, что появилось достаточно много альтернативных вариантов. Правда, надо отметить, что новые батареи этих фирм выпускаются по так называемой технологии «прогрессивного серебряного сплава» (Varta Silver dynamic и Bosch Silver). Благодаря этому удается делать «сотые» аккумуляторы в размерах «семидесятки». Серьезный пусковой ток, серьезная удельная мощность - все это незаменимо для суровой зимней эксплуатации. Правда, и цена батарей существенно отличается от «среднестатистической». Гораздо большим спросом из «европейцев» пользуются батареи Mutlu (Турция), Toppla (Чехия), Centra (Польша). С одной стороны, это вполне справедливо - батареи имеют хорошее соотношение «цена/качество». С другой - многие потребители все еще предпочитают зарубежное российскому. Неплохими ценовыми и физическими данными обладают батареи австрийской фирмы Banner - эта фирма не так давно представила аккумуляторы Uni Bull с запатентованной защитой от протекания ACCUSAFE. Стоит сказать и о многообразии брендов. Во многом оно кажущееся. Многие предприятия выпускают как минимум 2-3 марки батарей, а у некоторых производственная программа доходит до 7 брендов кряду. Все это приводит к тому, что у покупателя складывается впечатление, что он имеет богатейший выбор. Хотя он может и не догадываться, что, выбирая аккумулятор, фактически делает выбор в пределах одного производителя. Так называемый "мультинейминг" в действии. Из отечественных следует выделить масштабное предложение продукции корпорацией «WESTA» (FORSE, FIRE BALL, ИСТОК, UNIFORCE, LIGHTS OF NORD, DOMINATOR, из новинок - UNO). По широте охвата стараются не уступать заводы «АкТех» («Зверь», «АкТех», «АкТех Азия»), украинская корпорация «Иста» (OBERON, ISTA), саратовское предприятие «Электроисточник» (батареи «Электроисточник», «Пилот» и «Пилот Silver»). Широкий выбор предлагает корпорация «Евразия», владеющая заводом «Tubor», выпускающим марку TITAN. Новинками прошлого сезона были TITAN ASIA, ARCTIC, COBAT и TOPBAT, а сегодня их можно найти в продаже в Иркутске. Ходят слухи о грядущем тотальном нашествии «китайцев». Однако пока все это на уровне слухов и остается, хотя в столице уже есть несколько таких представительств. Но таможенная политика сдерживает их экспансию, и конкурировать с отечественными разработками китайские аккумуляторы пока не могут. Между тем, еще в прошлом году Китай объявил о повышении экспортных пошлин на свинец (отчасти это послужило одним из факторов для мирового кризиса отрасли), и сегодня в Поднебесной аккумуляторные компании растут как на дрожжах. Так что поживем - увидим. В общем, проблем с выбором нет. Важно только отметить один существенный момент. Сегодня аккумуляторами торгуют не только специализированные фирмы, но и прочие магазины, шинные центры, станции замены масел и т.д. Понятно, что обращение к специалистам более надежно, да и обслуживание аккумулятора можно доверить только профессионалам. Тактика иркутских представительств аккумуляторных компаний не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. По-прежнему в магазинах предлагается длительная гарантия и бесплатное гарантийное обслуживание. В зачет стоимости могут принять отработанную батарею (правда, цены невелики), в межсезонье действуют скидки - не исключено, что они сохранятся и в период активных продаж.
Ориентировочные цены на АКБ разных производителей (руб.), выборочно
Примечание: Цены даны по состоянию на 18 сентября 2008 г. Кирилл Юрченко
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||