Обзор рынка новых автомобилей
Просмотров: 2705
20 Сентября 2008

ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМ











Последнее полугодие иркутский рынок новых автомобилей в целом не отставал от общероссийских тенденций: все показатели роста налицо — объемы продаж, развитие дилерской сети, слияния, размежевания. И только в деталях есть отклонения, зато принципиальные. Особенно по части традиционных отечественных автомобилей.

Собственно, ушедший год и начало 2008-го только укрепили за нашим регионом статус «активного водораздела», где позиции иномарок неотвратимо попирают позиции исконно российских брендов. То есть, если в продажах иностранных моделей (в том числе, конечно, собираемых в России) пока наблюдается только триумфальный рост, то в реализации «русской классики» отмечены либо депрессивный застой, либо красноречивое падение — в зависимости от марки и моделей.

Не смог устоять и некогда отечественный фаворит — продукция АвтоВАЗа. По данным регионального дистрибьютора завода (фирма «ИркутскАвтоВАЗ»), потери пока не катастрофичные, что-то в районе 25%, однако именно для этой марки весьма показательны. Ведь в западной части России ВАЗ в таком темпе не отступал.

Частично здесь виноват и сам завод: расширение нового семейства Priora (новые кузова и комплектации) идет крайне медленным темпами, а сибирские регионы еще и квотируются по остаточному принципу, тогда как именно эта модель у нас подает надежду на потребительский интерес. Все-таки по объему продаж она вышла на третье место (а не «Лада-Калина», как предполагалось ранее).

Кстати, «Калина» у нас в долевом отношении значительно отстает от «западных» показателей (около 7% от всех продаж против 20%), и это тоже из числа характерных расхождений. Как ни странно, среди ВАЗ лидерство продаж с весомым преимуществом по-прежнему остается за «классикой», но ее доля тоже тает: обычно она составляла больше половины, а в последнее время уже меньше.

К чему все эти подробности? Показать, что у нас рынок ВАЗ сегодня, скорее, еще не в кризисе, а на стадии перегруппировки сил. Ведь, например, Chevrolet Niva показала хоть и не значительный, но рост продаж. И пусть это не чистой воды ВАЗ, но назвать машину иномаркой язык тоже не повернется. А что будет, если за ВАЗовские ряды возьмется возможный партнер — Renault? Но не будем загадывать.

А вот кто по-настоящему в коллапсе, так это ИЖ со своим универсалом и «каблуком». Продажи упали более чем в два раза! И все идет к благополучному уходу этой продукции с рынка, несмотря на то что ижевские модели, как и все остальные, с началом года смогли пройти сертификацию по Евро3.

Более-менее стабильно чувствуют себя УАЗ и ГАЗ. Более того, на ульяновские внедорожники даже отмечался рост продаж! Принципиальных новинок не было, но модернизация модельного ряда шла своим чередом. Кстати, в мужественных рядах УАЗ не так давно случилось небольшое пополнение — появились первые пикапы на базе «Патриота», а сами «Патриоты» получили модернизированное рулевое и люксовую версию с кондиционером. Новых двигателей для них по-прежнему нет, но единственный 409-й благополучно усовершенствован до соответствия Евро3 (появились индивидуальные катушки, второй кислородный датчик и др.).

А вот по «Хантерам» наблюдалась интересная тенденция — рост продаж более дорогих (на 30 тысяч рублей) дизельных версий, причем к концу 2007 года доля таковых уже превысила половину! Таких результатов нельзя было предположить даже в начале 2007 года. Но опять же, с наступлением 2008-го дорогу на рынок им временно прикрыли, потому как возникли трудности с доводкой турбодизеля ЗМЗ-514 до Евро3.

Дилеры ГАЗ, еще после летней кампании по очередной модернизации «Волги», новостями по модельным рядам не обременяли, но на переломе 2007 и 2008 годов здесь наблюдалась основательная перекройка версий по двигателям, из-за чего на пару месяцев даже возникли перебои с поставками машин. Насовсем ушел 406-й мотор, который не прошел сертификацию по новым экостандартам, и «Волгу» теперь комплектуют только двигателем Chrysler, а с весны будут ставить еще и ЗМЗ-405 объемом 2,5 литра, которые до того были известны только по коммерческому сектору ГАЗ.

Кстати, в этих рядах тоже случились коренные изменения по двигателям: практически все модели «Соболей» и «Газелей» с нового года получили версии с двигателем Chrysler, однако газовский дизель с комплектации пока сняли — по тем же причинам, что и в Ульяновске.

Среди «иномарочных» брендов, в том числе российской сборки, пока только рост, причем у многих (Toyota, Honda, Renault, Kia, Mercedes), по нашим данным за весь 2007 год, рост значительный: в полтора, два и даже три раза! Прошедшее полугодие динамику фактически не поменяло, да и в планах на ближайшее будущее падение тоже не прогнозируется, только рост, если позволят квоты.

У этих оптимистических прогнозов есть причины. Во-первых, политическая: курс «партии» прежний, и все слухи о дефолте пока так и остаются слухами. Во-вторых, социально-экономическая: банки продолжают кредитовать, а часть людей продолжает богатеть и становится кредитоспособной, все больше рассматривая для покупки новую иномарку. И в-третьих, объективная — предложение по маркам и моделям только увеличивается, при том, что очереди на дефицитные модели сокращаются, и процесс этот кажется необратимым.

За прошедшие несколько месяцев новостей на этом рынке было действительно много: от текущих вроде появления у Honda версии паркетника CR-V с 2,4-литровым двигателем, и до таких эпохальных, как выход на рынок Toyota Land Cruiser 200. Весьма интересно и то, что положено начало продажам гибридных Lexus, хотя марка только недавно начала свое серьезное движение в Иркутске.

Впрочем, обновления в ключевых для рынка семействах еще не есть главные новости. Например, в самом начале апреля иркутский дилер Ford представил рестайлинговый Focus — модель, на которой по-прежнему держится львиная доля рынка в сегменте С. И насколько нам известно, ни новый Mitsubishi Lancer, ни Renault Megan, ни Chevrolet Lacetti пока и близко не подобрались к показателям Focus в популярности. Тем не менее, фордовский лидер и его эффектный (хотя визуально и не бесспорный) рестайлинговый преемник — это тоже рядовая, точнее, ожидаемая и самая естественная новость.

Совсем другое дело — новые дилеры! По этой части иркутский рынок тоже продолжает шевеления. Еще осенью заработал дилерский центр Skoda, а весна принесла в его автосалон первые российские ласточки: автомобили Octavia, сборка которых началась на заводе VW в Калуге. Чем не реальный конкурент для российского Focus? С учетом того, что цены на российские Octavia ненамного, но все же ниже, чем на чешские. Однако забегать вперед пока нет смысла: объемы производства еще не максимальные, да и цены даже с учетом российского «демпинга» все равно остаются сравнительно высокими.

Но в Иркутске появился другой свеженький дилер, где цены являются действительно главным «двигателем торговли»: в феврале открылся автоцентр Chery. Кто еще не знает, Chery — это китайская марка, легковые модели которой сейчас выпускают в Калининграде. Иркутский дилер пока продвигает три модели, которые по опыту западных регионов пользуются наибольшим спросом.

И вопреки прогнозам скептиков, которые считают китайские легковушки абсолютно «непроходными» на нашем рынке, машины «пошли» и у нас. Особенно переднеприводный паркетник Tiggo стоимостью в районе всего 450 тысяч рублей, с учетом 2,4-литрового двигателя и приличного оснащения (две подушки, ABS/EBD, подогрев кресел, литые диски, туманки, корректор фар, CD с чейнджером, электролюк и др.). Седаны Fora еще дешевле — менее 400 тысяч, а лифтбек Amulet, позиционируемый в эконом-классе, предлагается ниже 300 тысяч за базовые версии.

Надо отметить, что основную потребительскую нишу дилер Chery видит во «вчерашних» покупателях отечественных автомобилей, и на деле так оно примерно и получается. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что позиции этих автомобилей способны «обрушить» бюджетный авторынок. Скорее, они к нему просто вовремя пристроились.

Кроме того, в течение ушедшей зимы в Иркутск с перспективой дилерских полномочий поступали пробные партии внедорожников Derways — марка черкесская, но машины там сейчас выпускают китайские. Видимо, продавцов вдохновил определенный успех на нашем рынке недорогих китайских внедорожников Great Wall, однако судьба моделей Derways пока остается не ясной.

Но с началом 2008 года было заявлено и приступило к работе еще одно официальное дилерское представительство, предложение которого направлено на серьезные сегменты SUV, хотя тоже из разряда среднего ценового уровня. Иркутский дилер KIA (корейской и российской сборки) расширил свои полномочия, взявшись за продвижение другого корейского бренда — SsangYong, а точнее, его внедорожные модели. Причем российской сборки (подробности в этом же номере ВАИ).

Судя по всему, интерес к этим машинам есть, поскольку в их основе все-таки часть мерседесовских технологий и принципов эргономики, а ценовой уровень нормальный «корейский». Своя ниша здесь намечается, более того, сам дилер «жаловался», что появление этих автомобилей уже ощутимо отвлекло внимание потенциальных покупателей тех же Kia Sorento, которые, стоит напомнить, теперь тоже собираются в России.

И вообще, не часто ли мы стали повторять словосочетание «иномарка российской сборки»? Вот именно, что все чаще и чаще, а к вышесказанному еще надо добавить Toyota Camry из города Шушары. Более того, российский концерн «Север Сталь-авто», помимо уже давно налаженного производства автомобилей Ssang Yong, сейчас разворачивает сборочные мощности еще двух направлений: легковые модели Fiat и коммерческие модели Isuzu. Да и кроме этого, планов собирать в России иностранные автомобили еще много.

Напоследок о том, как развивалась, а лучше теперь сказать, как будет развиваться дилерская инфраструктура. Сейчас в районе «БайкалБизнесЦентра» строится новый и довольно крупный дилерский центр VW. Рядом на всех парах начато строительство нового дилерского центра Mercedes. Здесь же с осени 2007-го уже работает новый автоцентр Audi. А если учесть, что по соседству имеется автоцентр BMW, то в скором времени получим интересный дилерский агломерат выдающихся немецких брендов. И как только они будут уживаться?

Также в Иркутске продолжается строительство нового и гигантского, по местным меркам, автоцентра Toyota, своим ходом идет работа над возведением автоцентра Lexus. Также должен появиться новый автоцентр Nissan, Mazda, GM, Volvo, Range Rover и другие, но подробностей по срокам и «принадлежности» к тем или иным структурам пока нет. Известно другое: сейчас крупные московские автохолдинги, насытившие центр, активно «поперли» в регионы. Так что, в любом случае без автомобилей не останемся.

Василий Ларин

Автомаркет+Спорт № 17

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог