ОТРЯД ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ |
||
|
Такого удивительного многообразия рынок противоугонных систем давно не знал. Все смешалось, и теперь в одном ценовом диапазоне можно встретить как достаточно «серые», так и высококлассные системы. Появляются новые направления, к которым потребители пока относятся сдержанно, но все говорит за то, что скоро многое поменяется. С развитием цифровых технологий решаются или полностью снимаются многие проблемы, которые еще два-три года назад считались непреодолимыми. В развитии противоугонных систем отметились сразу несколько тенденций. Так, например, можно говорить о практически полном отказе от традиционных однонаправленных систем. А столь полюбившиеся «двусторонки» продолжают совершенствоваться, хотя уже наметился курс на использование сотовой связи — все чаще применяются GSM-пейджеры (либо как дополнение, либо как самостоятельная единица). Кроме того, с появлением в современных автомобилях цифровых шин заметно упрощается инсталляция противоугонных систем, вне зависимости от уровня их сложности — для этого, правда, пока приходится пользоваться модулями совмещения. Постепенно дешевеют и сами устройства. Системы обрастают дополнительными возможностями, улучшаются в плане сервиса. Данный обзор построен не на классификации, а по брендам. Это проще и для потребителей, привыкших доверять определенной марке, да и при таком изобилии предлагаемых систем трудно подвергнуть их строгому анализу. Но какая-то сжатая информация о новых тенденциях все же необходима, поэтому вначале коротко о свежих направлениях.
SLAVE и CAN — два новых началаВ современных высокотехнологичных автомобилях для управления бортовым электрооборудованием используется цифровая шина обмена данных (CAN), по которой идет зашифрованный сигнал. И каждое устройство понимает только свою команду. Подобная шина необходима для передачи информации от модуля управления на штатные системы, блоки, узлы (электроприводы, активаторы замков, систему климата и т.д.). Компьютеризация одновременно решает проблему экономии материалов — нет необходимости тянуть толстые многометровые жгуты. Установка сигнализации в такую машину превращалась в проблему, поскольку не было возможности обеспечить взаимопонимание между работающей по аналоговому принципу охранной системой и цифровой шиной: необходимо управлять замками, снимать показания с бортовых датчиков и концевых выключателей. Не меньшую проблему доставлял и штатный иммобилайзер, с которым при вмешательстве в систему возникал неизбежный конфликт. Например, дистанционный запуск оказывался невозможным, и приходилось прибегать к разным ухищрениям для обмана штатной противоугонной системы, не всегда правомерным с точки зрения безопасности (когда сервис важнее противоугонной защиты). Сегодня эта проблема полностью решается за счет CAN и SLAVE-модулей. Один из вариантов решения был принят на вооружение производителями автосигнализаций — они стали оснащать свои системы встроенными CAN-модулями. Это позволяет с минимальным вмешательством подключиться к бортовой шине и выдавать необходимый набор команд, «понимаемых» автомобилем. Но этот вариант не пришелся по душе установщикам — не каждому клиенту понравится привязка к строго определенной модели сигнализации. Кроме того, есть ограничения по маркам автомобилей — у шины каждого производителя свой язык, и сигнализацию, предназначенную для одной марки авто, нельзя поставить в другую. Поэтому будущее пока за независимыми модулями, которые могут подключаться к любой системе (благо, у самих сигнализаций все команды стандартизированы) и понимать язык любой шины. Стоимость модуля добавляет к цене установки порядка 4-5 тыс. рублей, но это наиболее оптимальный выход из положения. Другой, не менее важный аспект в совмещении сигнализации и современного автомобиля — чтобы штатная противоугонная система и дополнительно установленная понимали друг друга и не конфликтовали между собой. Для этого служат SLAVE-модули. Они проверяют текущее состояние автомобиля и переводят любое дополнительное электронное противоугонное устройство в аналогичное состояние. А владелец избавляется от необходимости пользоваться одновременно заводским ключом и брелоком сигнализации. На основе этого принципа некоторые производители выпускают адаптированные системы: например, компания «Альтоника» с ее slave-системой REEF NET R-611 (полноценная сигнализация с очень высоким уровнем защиты, способная управлять центральным замком автомобиля, оборудованного штатным иммобилайзером). Однако для потребителя, опять же, интереснее вариант без строгой привязки, то есть когда SLAVE-модуль являет собой самостоятельное устройство, способное работать с любой сигнализацией.
GSM — дальность без проблемТеперь остановимся на GSM-системах (сотовых пейджерах). Напомним, что это устройство передает и принимает сигналы по каналам мобильной телефонии — кардинально решается проблема дальности и качества связи, перед которой пасуют даже высококлассные сигнализации с двусторонней связью (в реальных условиях их дальность ограничена расстоянием в 2 км). Поэтому GSM-системы сегодня все больше выступают в качестве серьезной альтернативы «двусторонкам». Из общего числа моделей можно выделить SOBR GSM-110 (производитель «Вега-Абсолют»), предоставляющий полный набор возможностей, характерных для систем этого класса. Он передает на телефон владельца разнообразную информацию о состоянии автомобиля и охранной сигнализации: количество и причины срабатывания тревоги, напряжение бортовой сети, температура в салоне и т.д. Есть блокировка двигателя, дистанционный запуск. У модели есть и особенности — датчик движения, реализована функция прослушивания салона (через микрофон), есть выход для подключения сирены, возможность работы с шиной CAN (для автомобилей Opel и Ford). Кроме того, модуль можно дополнить GPS-приемником для определения координат автомобиля. А вот в систему SOBR GSM-120 для удобства управления на небольшом расстоянии (до 300 м) включены собственные брелоки. А звуковой пьезоизлучатель, выдающий сигналы подтверждения — отличная замена привычной сирене (хотя ее установка тоже предусмотрена). Система комплектуется дистанционными реле, что значительно повышает ее противоугонные возможности. В этой же линейке предлагается новинка — модуль SOBR GSM-130. В качестве альтернативы можно присмотреться к GSM-системам Magic Systems, «Альтоника» и других. Все они, как правило, предусматривают возможность GSM/GPS-мониторинга. Если вспомнить, что автомобили с заводской противоугонной системой имеют ключи с кнопками дистанционного открытия дверей (багажника), то установка в этот автомобиль сотового пейджера позволяет получить полноценный противоугонный комплекс, обладающий всеми возможностями самых «навороченных» двухсторонних систем, но не обременяющий владельца лишними брелоками. Но, как и следовало ожидать, GSM-пейджеры постепенно перестают быть самостоятельными установочными единицами. Вариант пейджера и сигнализации «в одном флаконе» демонстрирует система SKY GSM (9400 рублей). Она имеет два штатных “двухсторонних” брелока со светодиодной индикацией (с радиусом связи до 750 метров). Возможно подключение дополнительных брелоков, есть силовой выход на центральный замок, есть вход для микроволнового датчика и несколько дополнительных каналов управления. Кроме того, реализованы автозапуск, функция охраны при заведенном двигателе и т.д. Позднее в продаже должен появиться комплекс SKY GPS-GSM с возможностью слежения за автомобилем по спутниковой навигации.
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕСамая большая доля рынка приходится на «двусторонки». Из наблюдений можно отметить — разница в ценах между сигнализациями с автозапуском и без такового сегодня становится все более призрачной. Вполне вероятно, что скоро эта функция станет штатной для всех систем. Производители активно меняют поколения. Так, например, бренд Centurion отметился сразу несколькими новинками. Одна из оптимальных по бюджету систем — Centurion Tango (около 3700 рублей). По сравнению с очень популярной системой Centuriоn XP, есть новшества — сняты ограничения на количество запусков в течение суток, максимальное время прогрева двигателя можно регулировать в более широких пределах. Расширен список параметров для автоматического и дистанционного запуска. В качестве упрощенной версии без автозапуска предлагается Centurion Twist (3400 рублей). Комплектация и возможности обеих сигнализаций удовлетворяют требованиям сегодняшнего дня. Системы комплектуются двумя брелоками: с ЖК-дисплеем и обычным дополнительным. ЖК-брелок может работать одновременно с двумя сигнализациями Centurion — если в семье два автомобиля и на обоих стоят системы этой марки. Сигнализации имеют 4 дополнительных канала, две возможные блокировки двигателя, программируемый турботаймер, выход для отключения штатной сигнализации. В линейке Centurion предлагается еще одна новинка, обладающая неплохими функциональными возможностями — модель Xsafe-bet (ориентировочно 2500 рублей). Pandora отметилась моделью DeLuxe 2000i. К достоинству системы нужно отнести сравнительно невысокую стоимость (7600 рублей) и богатые возможности: двухуровневый встроенный цифровой датчик удара, 11 отдельных зон охраны, из которых семь индицируются на экране, пять дополнительных каналов, автоматический контроль канала связи и диалоговый код. Все это позволяет отнести Pandora к системам элитного класса с высоким уровнем защиты. По сравнению с предыдущими поколениями производитель увеличил дальность связи. Более удобным стал автозапуск (настройка по температуре двигателя, по таймеру, по будильнику), есть датчик температуры салона, встроенный датчик движения. Еще один важный плюс — автосигнализация теперь идет в комплекте с двумя ЖК-брелоками. Это очень выгодно для владельцев, так как приобретение нового брелока взамен вышедшего из строя довольно накладно. Кстати, точно такой же ход использовали в Magic Systems — для своих систем MS-505/2 (в систему внесены изменения, а дробный индекс «2» обозначает количество брелоков). Модернизацию прошла система элитного класса MS Сталкер 600 NB (8100 рублей) — в ней для подтверждения команд и раньше использовался речевой интерфейс, но теперь он выдает сообщения не роботизированным, а приятным женским голосом. «Сталкер» имеет диалоговый код, автоматический контроль канала связи, 6 универсальных и 5 виртуальных блокировок, которые реализовываются по цифровой шине. Одна из самых интересных в функциональном и сервисном плане — модель Alligator S-875RS (5500 руб.). Радиус дальности связи от машины к брелоку — до двух километров. Система имеет дистанционный и автоматический (по температуре двигателя и напряжению АКБ) запуск, 7 зон охраны, выход для управления штатной сигнализацией автомобиля. Сирена и двухуровневый датчик удара идут в комплекте. Количество блокировок двигателя увеличено до четырех. Есть три дополнительных канала, возможность подключения пейджера. Правда, контроль канала связи здесь не автоматический, а разовый или принудительный. В прошлом обзоре упоминалось о скором появлении систем Scher Khan Magicar 7 (12000 руб.) и Magicar 8 (10000 руб.). Системы сами по себе интересны, учитывая высокую репутацию марки, но продаваться в Иркутске они пока будут через дилерские автосалоны. И все равно стоит упомянуть о них. Обе системы имеют возможность подключения GSM-модуля, заявленная дальность до 1500 метров по обоим каналам, контролируются семь зон охраны. В Magicar 7 реализованы дистанционный и автоматический запуск двигателя по таймеру или по температуре, система может учитывать значение температуры в салоне автомобиля и напряжение АКБ. Из недостатков можно отметить высокую стоимость, а также всего одну блокировку двигателя. Другое дело, что «Шер-Ханы» всегда отличались основательным подходом к сервису. Так, например, установщики отмечают удобство их настройки с использованием программатора Scher Khan CM4. Он позволяет быстро настраивать функции, что очень удобно, когда система начинает «глючить» по вине экспериментировавшего с настройками владельца. Системы Pharaon должны составить достойную конкуренцию популярным сигнализациям Tomahawk, так как обе марки можно отнести к оптимальным по стоимости и уровню предоставляемых возможностей. Так, модель Pharaon V21 имеет возможность подключения пейджера, использования дополнительного датчика. Синхронизация брелоков (дублирование показаний на всех брелоках, активированных в системе) есть даже не во всех элитных сигнализациях, но здесь реализована. Интересно, что не все «сигналки» могут запускать машины, у которых вместо замка зажигания кнопка «старт-стоп». Данный «Фараон» такой возможностью обладает. Правда, автозапуск здесь осуществляется при подключении внешнего модуля. Кроме того, в системе предусмотрены бесшумный режим поиска автомобиля (без включения сирены), охрана с заведенным двигателем. В последнее время широко стали использоваться цифровые универсальные датчики (SmartCode SD, Falcon T2 и др.), в которых одновременно заключены датчик удара, перемещения, наклона, ускорения. При таком совмещении система способна распознать любые попытки поднять автомобиль, увезти на эвакуаторе или на буксире.
ИММОБИЛАЙЗЕРЫОдними из самых совершенных считались в свое время системы биометрической идентификации владельца по отпечаткам пальцев — например, «Биокод» и «WOODOO». Но широкого распространения так и не получили. Хотя производители сигнализаций продолжают развивать это направление. Так, компания «Альтоника» выпустила системы WOODOO WD-860W и WD-870W. Из особенностей следует отметить применение электронных реле WAIT-D, которые используют две технологии — Wait-Up (размыкает реле в случае попытки сдвинуться с места), а также динамический код управления блокировками. Возможно компьютерное программирование настроек системы. Но большим спросом пока пользуются «обычные» иммобилайзеры. Так, например, устройства Pandect 477 (6100 рублей). Этот иммобилайзер со скрытым беспроводным реле работает на частоте 2,4 ГГц, благодаря чему имеет малые размеры. Это устройство позволяет реализовать управление сигнализацией без использования брелока — режим «hands free». Встроенный датчик движения (акселерометр) усиливает защиту от угона. Можно подключить три дополнительных радиореле. Программирование осуществляется при помощи бипера или светодиода. Схожими параметрами (частота 2,4 ГГц, малые размеры, датчик движения) обладает иммобилайзер StarLine Smart 2.4G (5000 рублей). Ту же практику продолжает система Multicode GL1000: использует двунаправленный канал (диалог «вопрос-ответ») и частоты в диапазоне 2,4-2,48 ГГц, работает с несколькими видами цифровых реле. В частности, с оснащенными датчиком движения (RDD). А вот системы Falcon TIS-012 и 013 продолжают традиции недорогих иммобилайзеров и интересны по совокупности свойств. Опознавание владельца происходит по двум независимым каналам. Первый из них низкочастотный (дальность 2 метра), второй — высокочастотный. Обмен сигналами между брелоком-меткой и основным модулем происходит следующим образом. По НЧ-каналу система периодически посылает в эфир кодированный опрос. Как только активная метка получила сигнал, она подтверждает его подачей сигнала по второму каналу. Получается что-то вроде диалога. Если вопрос и ответ совпали, система снимается с охраны. Кирилл Юрченко
|
|