ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ |
||
|
На сегодня только ленивый не обсуждал поправки в закон об ОСАГО, введенные в декабре 2007 г. Напомню вкратце основные изменения: 1. Изменена система выплат потерпевшим в ДТП, в основном это коснулось нанесения вреда жизни и здоровью; 2. Предусмотрена возможность заключения полиса ОСАГО с условием ограниченного использования ТС в период от трех месяцев для граждан; 3. Предусмотрена возможность заключения полиса ОСАГО с условием ограниченного использования ТС от шести месяцев для организаций (в законе есть уточнение категорий, на которые распространяется эта возможность: спецтехника, используемая сезонно – поливочные, снегоуборочные и пр. машины) 4. Отменена обязанность граждан страховать, свою ответственность при эксплуатации прицепов к легковым ТС (на прицепы к мотоциклам, мотороллерам, грузовым ТС, а также на любые прицепы, принадлежащие организациям, данную обязанность никто не отменял) 5. Отменен льготный период в 30 дней после окончания срока действия предыдущего полиса, в течение которого автовладелец, несмотря на то, попал он в эти 30 дней в ДТП или нет, имел право заплатить страховую премию на новый срок, и Страховщик обязан был нести ответственность за такого клиента на протяжении всего льготного периода; 6. Отменен специальный знак государственного образца, или в простонародии «стикер»; 7. Уточнен порядок определения территории преимущественного использования ТС, от которой зависит один из поправочных коэффициентов при расчете индивидуального тарифа 8. Модернизирована процедура определения размера ущерба в результате ДТП 9. Увеличен срок рассмотрения заявления о выплате страхового возмещения по ОСАГО 10. Введены штрафные санкции в отношении Страховщиков за необоснованную просрочку выплаты страхового возмещения Это поправки, вступившие в силу с 1 марта 2008 года. Сразу отметим, что Федеральный закон был подписан так оперативно, что все заинтересованные стороны, которые должны были подготовить соответствующие подзаконные акты, попросту не успели привести все связанные с ОСАГО документы в надлежащий вид. Многострадальные граждане – владельцы прицепов к легковым авто, попали, что называется, между двух огней. С одной стороны, Страховщик не может выдать полис ОСАГО такому горе-владельцу, поскольку законом это не предусмотрено: это в настоящее время такой же нонсенс, как оформить полис ОСАГО на весельную лодку или велосипед. С другой стороны, органы ГИБДД отказываются регистрировать такие транспортные средства, а также осуществлять техосмотр без полиса ОСАГО, ссылаясь на свои внутренние инструкции. Что же касается территории преимущественного использования и соответствующего поправочного коэффициента, тут также все неоднозначно, хотя для граждан все стало более-менее понятно. Если в ПТС и гражданском паспорте автовладельца есть разногласия в месте регистрации собственника, то коэффициент определяется по регистрации в паспорте, поскольку там запись появляется раньше, а потом вносятся соответствующие изменения в регистрационные документы на авто. А вот для организаций все стало предельно запутанно. Все дело в том, что с 1 марта 2008 г. коэффициент территории преимущественного использования ТС для юридических лиц определяется по месту регистрации ТС, а не по месту регистрации организации. Это изменение оправдано только в случаях, когда столичные компании передают транспортные средства в региональные подразделения. Однако когда кто-то приезжает ставить на учет ТС, принадлежащее сельхозпредприятию из дальних деревень Иркутского района, по закону он обязан оплатить тариф, рассчитанный по Иркутску, поскольку в их деревне автомобиль или спецтехника попросту не могут быть зарегистрированы. Могу высказать свое мнение и относительно корректировки процедуры определения размера ущерба в ДТП: сейчас законом предусмотрена возможность не проводить независимую экспертизу поврежденного ТС, в случае если Страховщик и потерпевший пришли к соглашению о размере ущерба. Представьте такую ситуацию: приезжает потерпевший на своем поврежденном авто к специалисту Страховой компании виновника. Далее следует такой диалог: Эксперт компании: «Я считаю, что ущерб не превысит 20000 рублей, Вы согласны с такой суммой?». Потерпевший: «Я был в автосервисе, где мне сказали, что ремонт обойдется в 32000 рублей». Эксперт: «Ну, раз Вы не согласны, мы назначаем независимую экспертизу (тут стоит напомнить, что экспертиза обычно назначается в той оценочной организации, которая аккредитована в СК). Отчет будет готов через 5-7 дней, после этого мы рассматриваем Ваши документы в течение 30 дней, при условии, что Вы предоставите ВСЕ необходимые документы (тут опять просится пояснение: бывали случаи, когда страховщики требовали даже копию полиса ОСАГО виновника, хотя в их базе есть все сведения о своем клиенте). Вы можете получить 20 000 руб. послезавтра, либо подождать около двух месяцев и получить сумму, которая может и не превысить предложенную Вам компенсацию». И тут наш потерпевший задумывается, стоит ли ему из-за каких-то тысяч рублей ждать 2 месяца, а потом, скорее всего, еще и доказывать свою правоту в суде. Проще плюнуть на все, проклиная и горе-водителя, повредившего его авто, и жадного страховщика, и государство. Тем не менее, есть в новом законе статья, которая призвана дисциплинировать нерадивых страховщиков, необоснованно затягивающих осуществление выплаты. Так, штраф за просрочку теперь равен 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая с 04.02.2008 г. составляет 10,25%. Таким образом, штраф за просрочку выплаты за поврежденное имущество составит 164 рубля за каждый день просрочки, а при нанесении вреда жизни и здоровью потерпевших такой штраф составит 218 рублей за день. С 1 января 2009 г. вступает в силу процедура прямого возмещения убытков. Прямое урегулирование сводится к тому, что потерпевший в ДТП сможет обращаться за выплатой к тому страховщику, у которого он приобрел полис ОСАГО. Только обращаться можно не во всех случаях. Главные условия: ущерб в результате ДТП нанесен только имуществу, в ДТП участвовало только 2 автомобиля, в каждом автомобиле есть действующий полис ОСАГО. Однако для того, чтобы эта процедура заработала, необходимо осуществить несколько грандиозных проектов. Главный из них – это подписание соглашения о взаиморасчетах при прямом урегулировании между всеми страховщиками ОСАГО. Кроме того, необходимо привести в соответствие налоговый кодекс и большое количество подзаконных актов. 1 декабря 2008 г. нас всех ждет еще одно нововведение. Это так называемый Европротокол. Несмотря на то, что и эту процедуру страховщики всеми силами пытаются отложить, надеюсь, она будет введена в положенный срок. Европротокол подразумевает упрощенную схему оформления ДТП, при которой не обязательно вызывать инспектора ДПС на место происшествия. Достаточно оформить извещение о ДТП. Но и здесь есть свои оговорки. Должны выполняться следующие условия: а) в результате ДТП вред причинен только имуществу; б) ДТП произошло с участием двух транспортных средств, в каждом из которых есть действующий полис ОСАГО; в) обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены и подписаны участниками ДТП. В случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции размер страховой выплаты потерпевшему не может превышать 25 тысяч рублей. Стоит заметить, что если в дальнейшем выяснится, что потерпевшим в ДТП нанесен еще и вред жизни и здоровью, то они вправе обратиться в компанию виновника с дополнительным требованием возмещения. Уверен, что страховщики сделают все возможное для того, чтобы на месте каждого ДТП присутствовал некий третейский судья, который, опираясь на свой профессионализм, поможет участникам ДТП разобраться с обстоятельствами, и без лишних нервных потрясений и привлечения «тяжелой артиллерии» прийти к единому мнению. Уже сейчас многие крупные страховые компании заключают договоры с серьезными службами аварийных комиссаров, чтобы к моменту введения Европротокола быть во всеоружии и отладить схему взаимодействия всех заинтересованных сторон. А поскольку услуги аварийных комиссаров будут оплачиваться из бюджета страховщика, то можно рассчитывать и на оперативность прибытия, и на высокое качество их услуг. Данное новшество, безусловно, разгрузит наши многострадальные дороги и облегчит жизнь инспекторам ГИБДД. Поэтому я обеими руками за Европротокол. Все эти новшества, безусловно, помогут улучшить систему ОСАГО, однако в данной ситуации важно, что страховщики должны перейти на качественно другой уровень. Все, кто связан со страховым бизнесом, уверены, что прямое возмещение убытков приведет к росту качества сервиса, и страховщики будут бороться за каждого клиента. Сейчас проводится сбор информации от всех участников страхового рынка, чтобы всецело изучить ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех участников, в том числе и простых автовладельцев. Не стоит ждать, что правительство просто поднимет тарифы. Вполне возможно, что некоторые регионы или категории страхователей получат возможность экономить на страховке. В любом случае, я не теряю надежды на то, что рано или поздно страховой бизнес и взаимоотношения между Страховщиками, Страхователями и Потерпевшими перейдут на новый, более цивилизованный уровень.
Андрей ХАРИН, руководитель департамента страхования КСЦ РОСАЛЬЯНС
|
|