ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ... | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕОРИЯ Антифризы имеют сложный состав, основа которого — смесь этиленгликоля и воды в определённой пропорции. Так, для получения антифриза с температурой начала кристаллизации минус 40°С воды и этиленгликоля должно быть приблизительно поровну, то есть по 50 процентов. Антифриз должен не только не замерзать, но и не действовать агрессивно на металлы и другие материалы системы охлаждения двигателя, предотвращать износ подвижных деталей (в первую очередь подшипников, уплотнений и крыльчатки насоса охлаждения), долго сохранять свои свойства, не пениться, не образовывать осадка и так далее. Для этого в антифризы вводят целый пакет присадок, количество и соотношение которых разрабатываются в научных лабораториях. Кроме этиленгликоля (очень ядовитого вещества), в качестве основы антифризов используется и пропиленгликоль – безопасное и быстроразлагающееся в природе соединение. В России пропиленгликолевые антифризы пока не выпускаются, хотя разработка их ведется. За рубежом такие антифризы, окрашенные в желтый цвет, производятся, и их применяют многие автопроизводители. По некоторым сведениям, во Франции такой антифриз обязателен к применению. Под эти антифризы соответственно и применяются материалы при разработке двигателей и систем охлаждения. Вполне обоснованно пропиленгликолевые антифризы можно отнести к «безопасным», тогда как этиленгликолевые однозначно «опасные» (ядовитые) жидкости. Присадки, добавляемые в антифризы, бывают двух видов – также «опасные» и «безопасные». Первые — нитрит- и нитратные, а также силикатные соединения. Вторые – карбоксилатные соединения. Сейчас преобладают антифризы с «опасным» пакетом присадок, хотя работы по применению альтернативных присадок ведутся и уже предлагаются соответствующие охлаждающие жидкости. ЭКСПЕРТИЗА К нам на тест попали «свежие» разработки российских производителей и получающие всё большее распространение японские антифризы, а также два «Тосола» из последних разработок (большинство «Тосолов» и антифризов имеют «дзержинские» корни, многие из них — результат обыкновенного смешивания компонентов в каком-нибудь гараже или небольшой фирмочке, не имеющей серьёзного оборудования, не говоря уже о какой-то исследовательской лаборатории). Подлинность продуктов мы не определяли, сделав упор на показатели, характеризующие работоспособность и долговечность охлаждающих жидкостей. В первую очередь контролировались три ключевых параметра, характеризующие качество основы ОЖ: плотность, температура начала кристаллизации и температура начала перегонки. ПЛОТНОСТЬ показывает соотношение воды и этиленгликоля в растворе. По ТЕМПЕРАТУРЕ НАЧАЛА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ и ПЕРЕГОНКИ определяют, относится вообще данный продукт к группе антифризов или нет. Минимальное количество этиленгликоля оказалось в антифризе Toyota, приготовленном из соответствующего концентрата. В процессе приготовления с водой явно «переборщили». В итоге температура начала перегонки ниже нормы, а температура начала кристаллизации выше минус 40°С. Кроме того, пакет присадок в этом антифризе оказался минимальным. После сильного мороза автомобиль придется «размораживать». С большой долей вероятности можно предположить, что такой антифриз «сработается» раньше положенного срока и потребует замены. Температура начала кристаллизации может быть понижена за счёт специальных присадок, что хорошо просматривается у образцов группы Sintec и японского антифриза TCL. Хотя последний до заявленных минус 50°С и не дотянул. ГОСТовский Тосол выдал температуру начала кристаллизации ровно минус 40°С. А вот Тосолу «Аляска» немного не хватило до минус 40°С из-за слабого пакета присадок. Во вторую очередь контролировалось наличие присадок (хотя в настоящее время многие производители считают это наиболее важным). Определялись водородный показатель pH, характеризующий наличие присадок в жидкости? и щёлочность, оценивающая запас щелочных свойств антифризов, то есть способность долго работать, не меняя заданных свойств. Как видно из таблицы, минимальное значение pH имеют два образца — Toyota и «Аляска». У них наименьший запас щёлочности, что может привести к быстрому изменению цвета и утрате антикоррозионных свойств. Все остальные образцы выдали достаточно высокие по этим показателям результаты, что говорит о присутствии эффективного и сбалансированного пакета присадок. Косвенно о наличии эффективного пакета присадок в жидкостях говорит такой параметр, как «вспениваемость». Наилучшие результаты опять же выдали антифризы группы Sintec и TCL. Видно, что производители подстраиваются к изменяющимся требованиям к качеству низкозамерзающих жидкостей. В лабораторных условиях перед измерением водородного показателя (того самого pH) на ионометре или pH-метре любого типа, готовятся эталонные жидкости с заданной стандартами величиной pH. Мы приготовили два эталона, с pH=6,56 – нейтральная и pH=9,18 – щелочная проба. По этим эталонам проверяется точность нашего прибора — pH-метра — и только после этого производится измерение водородного показателя для всех образцов. Экспресс-метод, иногда применяемый на СТО, показывает pH приблизительно, и высокой точности от него ожидать не стоит. В чём мы и убедились на практике: антифризы TCL и Toyota при экспресс-методе выдали именно похожие результаты — 8,0 и 7,9.
В целом наши исследования показали, что на иркутском рынке в основном присутствуют вполне качественные антифризы, как отечественные, так и иностранные. Два из восьми исследуемых образцов по некоторым показателям не дотянули до ГОСТовского минимума и, скорее всего, не выдержат всех предъявляемых к антифризам требований: либо «замёрзнут», либо потеряют свои свойства значительно раньше положенного срока. Одним из аутсайдеров стал антифриз Toyota. Конечно, при его приготовлении из концентрата «перелили» воду. И всё же при такой цене продукта запас прочности у него должен быть больше. Хотя вполне вероятно, что в Японии к антифризам применяют несколько иные требования, и пакет присадок у них может быть с иной ориентацией. Косвенно это подтверждается и выданной температурой замерзания антифриза TCL — до заявленных минус 50°С он не дотянул 5 градусов при остальных хороших показателях. Тосолы тоже балансируют где-то на грани, соответственно и цена у них
минимальная. В этом случае производитель ориентируется на не слишком
требовательного автомобилиста. Но не стоит экономить, покупая антифриз по
минимальной цене, так же как и не обязательно тратить большие деньги на
фирменный товар. Среди ценовых «середнячков» есть очень достойные
экземпляры.
Николай РУДЫХ
Автомаркет+Спорт № 41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||