Охлаждающие жидкости (Экспертиза)
Просмотров: 19423
24 Сентября 2007

ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ...



Охлаждающие жидкости

ТЕОРИЯ

Антифризы имеют сложный состав, основа которого — смесь этиленгликоля и воды в определённой пропорции. Так, для получения антифриза с температурой начала кристаллизации минус 40°С воды и этиленгликоля должно быть приблизительно поровну, то есть по 50 процентов. Антифриз должен не только не замерзать, но и не действовать агрессивно на металлы и другие материалы системы охлаждения двигателя, предотвращать износ подвижных деталей (в первую очередь подшипников, уплотнений и крыльчатки насоса охлаждения), долго сохранять свои свойства, не пениться, не образовывать осадка и так далее. Для этого в антифризы вводят целый пакет присадок, количество и соотношение которых разрабатываются в научных лабораториях.

Кроме этиленгликоля (очень ядовитого вещества), в качестве основы антифризов используется и пропиленгликоль – безопасное и быстроразлагающееся в природе соединение. В России пропиленгликолевые антифризы пока не выпускаются, хотя разработка их ведется. За рубежом такие антифризы, окрашенные в желтый цвет, производятся, и их применяют многие автопроизводители. По некоторым сведениям, во Франции такой антифриз обязателен к применению. Под эти антифризы соответственно и применяются материалы при разработке двигателей и систем охлаждения. Вполне обоснованно пропиленгликолевые антифризы можно отнести к «безопасным», тогда как этиленгликолевые однозначно «опасные» (ядовитые) жидкости.

Присадки, добавляемые в антифризы, бывают двух видов – также «опасные» и «безопасные». Первые — нитрит- и нитратные, а также силикатные соединения. Вторые – карбоксилатные соединения. Сейчас преобладают антифризы с «опасным» пакетом присадок, хотя работы по применению альтернативных присадок ведутся и уже предлагаются соответствующие охлаждающие жидкости.

ЭКСПЕРТИЗА

К нам на тест попали «свежие» разработки российских производителей и получающие всё большее распространение японские антифризы, а также два «Тосола» из последних разработок (большинство «Тосолов» и антифризов имеют «дзержинские» корни, многие из них — результат обыкновенного смешивания компонентов в каком-нибудь гараже или небольшой фирмочке, не имеющей серьёзного оборудования, не говоря уже о какой-то исследовательской лаборатории). Подлинность продуктов мы не определяли, сделав упор на показатели, характеризующие работоспособность и долговечность охлаждающих жидкостей.

В первую очередь контролировались три ключевых параметра, характеризующие качество основы ОЖ: плотность, температура начала кристаллизации и температура начала перегонки. ПЛОТНОСТЬ показывает соотношение воды и этиленгликоля в растворе. По ТЕМПЕРАТУРЕ НАЧАЛА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ и ПЕРЕГОНКИ определяют, относится вообще данный продукт к группе антифризов или нет.

Минимальное количество этиленгликоля оказалось в антифризе Toyota, приготовленном из соответствующего концентрата. В процессе приготовления с водой явно «переборщили». В итоге температура начала перегонки ниже нормы, а температура начала кристаллизации выше минус 40°С. Кроме того, пакет присадок в этом антифризе оказался минимальным. После сильного мороза автомобиль придется «размораживать». С большой долей вероятности можно предположить, что такой антифриз «сработается» раньше положенного срока и потребует замены.

Температура начала кристаллизации может быть понижена за счёт специальных присадок, что хорошо просматривается у образцов группы Sintec и японского антифриза TCL. Хотя последний до заявленных минус 50°С и не дотянул.

ГОСТовский Тосол выдал температуру начала кристаллизации ровно минус 40°С. А вот Тосолу «Аляска» немного не хватило до минус 40°С из-за слабого пакета присадок.

Во вторую очередь контролировалось наличие присадок (хотя в настоящее время многие производители считают это наиболее важным). Определялись водородный показатель pH, характеризующий наличие присадок в жидкости? и щёлочность, оценивающая запас щелочных свойств антифризов, то есть способность долго работать, не меняя заданных свойств. Как видно из таблицы, минимальное значение pH имеют два образца — Toyota и «Аляска». У них наименьший запас щёлочности, что может привести к быстрому изменению цвета и утрате антикоррозионных свойств.

Все остальные образцы выдали достаточно высокие по этим показателям результаты, что говорит о присутствии эффективного и сбалансированного пакета присадок. Косвенно о наличии эффективного пакета присадок в жидкостях говорит такой параметр, как «вспениваемость». Наилучшие результаты опять же выдали антифризы группы Sintec и TCL. Видно, что производители подстраиваются к изменяющимся требованиям к качеству низкозамерзающих жидкостей.

В лабораторных условиях перед измерением водородного показателя (того самого pH) на ионометре или pH-метре любого типа, готовятся эталонные жидкости с заданной стандартами величиной pH. Мы приготовили два эталона, с pH=6,56 – нейтральная и pH=9,18 – щелочная проба. По этим эталонам проверяется точность нашего прибора — pH-метра — и только после этого производится измерение водородного показателя для всех образцов. Экспресс-метод, иногда применяемый на СТО, показывает pH приблизительно, и высокой точности от него ожидать не стоит. В чём мы и убедились на практике: антифризы TCL и Toyota при экспресс-методе выдали именно похожие результаты — 8,0 и 7,9.

ТОСОЛ ИЛИ АНТИФРИЗ?

В автомобильном мире ОЖ (охлаждающие жидкости) принято называть антифризами. В России в отношении автомобильных ОЖ давно прижилось название Тосол, а некоторые даже считают, что антифризы — это жидкости качеством ниже тосолов. На самом деле тосол и антифриз — полные синонимы. Когда в России начали собирать «Жигули», итальянцы забраковали наши антифризы, в которых кроме воды и этиленгликоля не было ничего. Решено было создать отечественный антифриз, отвечавший итальянским требованиям, чем и занялась лаборатория ТОС (Технология Органического Синтеза). Работа увенчалась успехом, и итальянцы одобрили новый продукт. Чтобы он отличался от импорта, ему было решено дать свое название — к названию лаборатории ТОС добавили ОЛ (по аналогии со спиртами — этанОЛ, метанОЛ). Постепенно название Тосол стало нарицательным, но по сути — это та же смесь этиленгликоля и воды, но с добавлением присадок.

В целом наши исследования показали, что на иркутском рынке в основном присутствуют вполне качественные антифризы, как отечественные, так и иностранные. Два из восьми исследуемых образцов по некоторым показателям не дотянули до ГОСТовского минимума и, скорее всего, не выдержат всех предъявляемых к антифризам требований: либо «замёрзнут», либо потеряют свои свойства значительно раньше положенного срока. Одним из аутсайдеров стал антифриз Toyota. Конечно, при его приготовлении из концентрата «перелили» воду. И всё же при такой цене продукта запас прочности у него должен быть больше. Хотя вполне вероятно, что в Японии к антифризам применяют несколько иные требования, и пакет присадок у них может быть с иной ориентацией. Косвенно это подтверждается и выданной температурой замерзания антифриза TCL — до заявленных минус 50°С он не дотянул 5 градусов при остальных хороших показателях.

Тосолы тоже балансируют где-то на грани, соответственно и цена у них минимальная. В этом случае производитель ориентируется на не слишком требовательного автомобилиста. Но не стоит экономить, покупая антифриз по минимальной цене, так же как и не обязательно тратить большие деньги на фирменный товар. Среди ценовых «середнячков» есть очень достойные экземпляры.
Кандидат технических наук Евгения НОСОВА


ФАКТЫ ОБ АНТИФРИЗАХ

  •  Минимальная температура застывания (начала кристаллизации) у этиленгликолевого антифриза может быть минус 68°С.

  •  Изменяя соотношение концентрата (чистый этиленгликоль) и воды можно получить антифриз с температурой застывания от минус 11,5°С (этиленгликоль) до минус 65°С.

  •  Даже «замёрзнув», антифриз не становится монолитом, как замерзающая вода. В растворе появляются кристаллы («шуга»), которая опасности для двигателей не представляет. Но пока кристаллы не растают, система охлаждения и отопления автомобиля нормально работать не будет. К примеру, при 35%-й концентрации этиленгликоля в растворе антифриз будет находиться в состоянии «шуги» в интервале температур от минус 20°С до минус 30. И ничего страшного с системой охлаждения двигателя не произойдёт.

  •  Присадки в антифризе также снижают температуру замерзания до 3-4°С.

  •  Теплоёмкость у антифризов на 15–20% ниже, чем у воды, а вязкость выше в 2–3 раза. На 40–60% больше и коэффициент объёмного расширения, чем и определяется обязательное присутствие в системе охлаждения расширительного бачка.

  •  Цвет практически не играет никакого значения, просто производители автомобилей и антифризов пытаются «привязать» к себе клиентов. Например, в автомобили Toyota и Daihatsu принято заливать красный антифриз, тогда как в другие японские автомобили зелёный. Хотя составом они не отличаются. Этим пользуются и наши производители, окрашивая антифризы, психологически приятнее заменять «родной» на подобный же.
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

  •  Не стоит смешивать антифризы разных производителей. Ничего страшного не произойдёт, но компоненты присадок могут прореагировать, неизвестно в какую сторону изменяя свойства жидкости.

  •  Если уж случилась необходимость долить в систему охлаждения, то лучше для этого использовать воду и опять же дистиллированную. Подойдёт и из крана, но ей желательно отстояться.

  •  Неизвестный и «разведённый» антифриз при первой возможности лучше заменить с промывкой системы охлаждения.

  •  Лучше сменить антифриз при выпадении осадка, при помутнении, при изменении цвета, при появлении желеобразной массы на внутренней стороне крышки расширительного бачка.

  •  Если чаще обычного стал включаться вентилятор системы охлаждения, то нелишне начать поиски с проверки качества охлаждающей жидкости.

  •  После покупки подержанного автомобиля, особенно «беспробежного» «японца», охлаждающую жидкость в системе охлаждения лучше сразу проверить на температуру кристаллизации и водородный показатель, даже если она чиста, как слеза ребёнка. У «японцев» температура замерзания часто бывает минус 16°С, для тёплого времени года это не должно вызывать опасений. На зиму же такой антифриз лучше заменить.

  •  Самостоятельно продлять пробег охлаждающей жидкости не рекомендуется, лучше придерживаться инструкции по эксплуатации автомобиля.
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
    Показатели Название ОЖ
    Норма по ГОСТ Sintec
    Antifreeze   Тосол А-40 ГОСТовский Тосол Аляска Toyota Long Life TCL Anti-Freeze
    Euro Ultra Universal ОЖ-40 Тосол
    Объем цена руб 1л/75 1 л/80 1л/75 1 л/65 кг кг 1 л/298 1 л/119
    Производитель   Обнинск-оргсинтез Обнинск-оргсинтез Обнинск-оргсинтез Обнинск-оргсинтез Органик-Прогресс «Тектрон» Пушкин Япония Япония
    Внешние признаки цвет пробка зелёный резьбовая и фольга красный резьбовая и фольга синий резьбовая и фольга голубой резьбовая и фольга синий резьбовая голубой резьбовая и >контрольная красный жестяная банка розовый замок-трещотка
    Температура начала кристаллизации (°С) — заявл./факт. -40/-42 -45/-44 -40/-42 -40/-41 -40/-40 -40/-38 -40/-36 -50/-45
    Содержание этиленгликоля 53,0 55,9 53,0 52,7 50,6 51,8 49,1 52,6
    Водородный показатель,pH 7,5-11,0 8,22 8,20 8,23 8,12 8,34 7,80 7,56 8,62
    Щёлочность, куб см Не менее 10 11,8 12,2 11,0 10,5 11,2 9,0 9,2 11,3
    Плотность, г/куб. см 1,065-1,075 1,072 1,073 1.072 1,072 1,070 1,070 1,067 1,071
    Температура начала перегонки Не ниже 100°С 102 103 102 101 100 101 99,6 102
    Вспениваемость устойчивость пены, сек. объём пены, куб. см Не более 3 Не более 30 1 12 1 8 2 10 1 10 1 10 3 20 2 15 1 5

    Николай РУДЫХ

    Автомаркет+Спорт № 41

    Поделиться ссылкой
    
    Автофирмы Иркутска







    Весь каталог