В конце XIX века, когда состав земной атмосферы считался полностью изученным, некоторым ученым-химикам не давал покоя один факт – было известно, что вес одного литра азота, полученного химическим путем, меньше, чем вес азота, выделенного из воздуха. Вопрос стоял о десятитысячных долях грамма (!) и мог быть списан на погрешности. Но английский химик и физик У. Рамзай решил иначе – в атмосфере находится еще какой-то неизвестный газ. В 1898 году, совместно с коллегой М. Траверсом, Рамзай сделал уникальное открытие. В результате экспериментов, переработав опытным путем сотни тонн (!) воздуха, ученые нашли сразу три газа – неон (новый), криптон (скрытый) и ксенон (чуждый). При этом ксенон показал самую ничтожную концентрацию, за что и получил соответствующее название. Эти газы обладали уникальным свойством – высокой химической инертностью, и не вступали ни в какие химические соединения. Открытые Рамзаем благородные (инертные) газы стали использоваться в производстве электрических источников света, а сам ученый за столь полезное открытие позже был удостоен Нобелевской премии.
Прошло больше ста лет, прежде чем ксенон стал применяться в автомобилях. Практика показывает – ксеноновые фары лучше галогеновых во всех отношениях. Кроме одного – цена кусается. Не по карману пока суперлампочки для большинства автовладельцев, и даже многие производители дорогих машин не отваживаются ставить «ксенон» в штатном порядке – только в качестве опции. Но время идет, цены снижаются, и вещи, ранее считавшиеся эксклюзивными, постепенно внедряются в массы.
ДЖИНН В КОЛБЕ
|
Не слепи ближнего! | Если в глубокую старину для освещения дороги перед каретой использовались масляные или керосиновые фонари, то в более позднюю эпоху, перед самым изобретением автомобиля, для этих целей впервые стал применяться газ. Это был ацетилен, выделявшийся из газогенератора, который представлял собой емкость, где лежали кусочки карбида кальция. На них методично капала вода, а выделявшийся при этом газ по трубкам подавался в фары, где и поджигался. Иногда использовались газовые фонари с пропаном. Обе конструкции были явно небезопасными и на автомобилях прослужили недолго.
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СО СВЕТОМ
От времени мутнеют стекла, тускнеет слой в отражателе – наиболее частые причины плохого свечения фар. Замена ламп ничего не дает – хоть какие ставь. Единственный выход – замена стекол или оптических элементов фар (отражатель с линзой). К сожалению, новые заводские детали хорошего качества можно приобрести не ко всем машинам. И это общая беда владельцев старых машин, в особенности иномарок. Ассортимент многих магазинов, торгующих оптикой, – дешевые запчасти из Юго-Восточной Азии. Никто не даст гарантии, что купленная там фара не потеряет свои свойства уже через год после эксплуатации.
Замена штатных галогеновых ламп 55w на более мощные 100w – распространенная ошибка. Только в первые недели такое решение доставит владельцу массу радости (но не тем, кто едет по встречной), позже – гарантированы большие проблемы. Могут оплавиться отражатели и разъемы, обязательно прикипят контакты, не исключено – полопаются стекла. А все потому, что даже у обычных «тусклых» 55–60-ваттных штатных галогеновых ламп порядка 40?% потребляемой энергии уходит в тепло. И если ставить более мощные лампы, пластмасса и стекло попросту не выдержат перегрева. Если так уж необходимо повысить качество света, лучше переходить на ксенон.
Ни в коем случае зимой нельзя протирать фары снегом! Особенно противотуманные, которые имеют компактные размеры и могут нагреваться сильнее штатных фар. При большой разнице температур стекло треснет. Протирать фары необходимо только влажной тряпкой и «на холодную» – то есть при выключенном свете. Кстати, чтобы продлить жизнь стеклам «противотуманок», лучше ими пользоваться по назначению – только в условиях плохой видимости. Они, как правило, расположены низко и в первую очередь принимают на себя холодный душ из воды и мокрого снега. |
С появлением в начале прошлого века недорогих вакуумных ламп накаливания была решена только одна проблема – как зажечь свет. Но была масса других. Обычные вакуумные лампы служили недолго, да еще страдали от тряски и вибрации. В борьбе за срок службы пришлось удлинять и утолщать нить накала, чтобы она не сгорала быстро, а это увеличивало потребление энергии. Чтобы свет был направленным, понадобилось делать «ребра» на стеклах, улучшать параметры отражателей, иначе невозможно было сфокусировать свет.
|
Разница светового потока ксеноновых и галогеновых ламп (ближний и дальний свет) | В послевоенные годы в лампы накаливания стали закачивать инертные газы. Для обычных целей в основном использовали криптон, который дает белое свечение. Инертный газ отводит от нити накала лишнее тепло, а его тяжёлые атомы препятствуют испарению атомов вольфрама с поверхности раскалённой нити. Нить укоротили, она стала светить ярче. Немного позже газ еще больше «утяжелили» добавлением галогенов йода или брома. Такие лампы стали называть галогеновыми. Они получили массовое распространение с 60-х годов и применяются до сих пор. Существуют различные способы усилить свечение галогеновых ламп, понизить их энергопотребление. Но, увы, главная проблема обычной лампы накаливания так и не была решена – нить не вечна и рано или поздно перегорает.
Этого существенного недостатка были лишены газоразрядные лампы, которые появились еще в конце позапрошлого века. В этих лампах электрическая энергия преобразовывалась в световую при горении дугового разряда в атмосфере газа или других веществ (ртуть, натрий, люминофоры). Наилучшими характеристиками обладали ксеноновые лампы – они давали непрерывный спектр свечения, близкий к солнечному, при большом диапазоне мощности и яркости. Увы, широкое распространение этих ламп сдерживала их высокая стоимость, потому что объемы производства ксенона были невелики (содержание этого газа в атмосфере крайне незначительно) и связаны с технологическими трудностями. К тому же требуется создать определенные условия для нормальной работы газоразрядной лампы. Например, в ксеноновой лампе необходимо напряжение порядка 25 тысяч вольт, и только после того как лампа даст свет, напряжение можно снизить, но опять же оно не должно оставаться слишком низким и поддерживается в пределах 80–100 вольт. Так что необходимо соответствующее оборудование («блоки розжига»).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
В том, что ксеноновые лампы имеют массу преимуществ перед галогеновыми, не стоит и сомневаться. Первое неоспоримое достоинство ксеноновых ламп – вибростойкость. Нити накала нет, и от тряски нечему рваться. Во-вторых, они более долговечны – их ресурс в десятки раз превышает ресурс галогеновых ламп накаливания. Энергопотребление ксеноновой лампы значительно ниже, чем у галогеновой, а при равной мощности яркость выше в несколько раз. Снижено и выделение тепла – всего около 7?% потребляемой энергии.
Еще один немаловажный показатель для световых приборов – цветовая температура, измеряемая в градусах по Кельвину. Солнце имеет цветовую температуру порядка 5000–6000 градусов. И чем ближе цветовая температура источника искусственного освещения к солнечной, тем более естественным будет казаться его свет. Если, к примеру, ксеноновая лампа имеет цветовую температуру порядка 4000 градусов, то галогеновая – всего 2800 градусов по Кельвину.
«ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!»
С таким кличем расхаживал древний философ по улицам родного города, при свете яркого дня держа зажженный факел в руке, шокируя окружающих буйством своей ядовитой иронии. Мол, все мы под солнцем, но разве увидишь где настоящего человека? Как ни смешно, однако в любой шутке есть только часть шутки. Не будем говорить о морали и о любви к ближнему, меж тем, каждому водителю достаточно сделать один маленький шаг, чтобы не вызывать негативных эмоций окружающих. Всего-то нужно – правильно пользоваться фарами. И первое, что каждому следует понять, – фары нужны не только для того, чтобы было видно вам, но также для того, ЧТОБЫ БЫЛО ВИДНО ВАС! Автомобиль с включенным ближним светом даже среди бела дня больше заметен окружающим! А уж в сумерках особенно. Не случайно во многих странах когда-то лишь рекомендация пользоваться фарами днем постепенно превратилась в закон. И не стоит экономить на лампочках – их цена несопоставима с жизнями тех, кого мы можем подвергнуть опасности. Но это еще не все – фары должны быть ПРАВИЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАНЫ. Проблема эта стоит остро. Особенно хуже – с праворульными автомобилями, оптика которых настроена, чтобы освещать левую обочину (а у нас – полосу встречного движения). Полностью эту проблему можно решить заменой фар на европейский стандарт, но это слишком накладно, да и не все японские машины имеют свои аналоги в Европе. Меж тем, можно обойтись процедурой регулировки – она достаточно проста, выполняется на многих СТО и позволяет значительно приблизить геометрию света к нашему стандарту.
Наличие ксеноновых фар накладывает на владельца автомобиля еще большую долю ответственности – светят они ярче обычных и при неправильной регулировке могут доставить серьезные неудобства окружающим. А наши поступки, как известно, обладают принципом бумеранга – имеют обыкновение возвращаться обратно – как хорошие, так и плохие. Помните об этом и соблюдайте элементарные правила пользования фарами: например, выключать дальний свет, если пристроился в хвост впереди идущему автомобилю, переходить на ближний, когда навстречу движется другой автомобиль и др. |
| Близость параметров к солнечному свету – одна из самых важных особенностей «ксенона», и она положительно сказывается на безопасности движения. Дело в том, что свет Солнца – это тот стандарт, к которому привыкло наше зрение. И вполне естественно, что близкий к эталонному свет ксеноновых ламп улучшает видимость в ночное время – он позволяет водителю разглядеть на обочине и проезжей части те объекты и предметы, которые раньше он не мог увидеть, используя обычные лампы. Улучшается и геометрия света – «ксенон» дает более широкий пучок. Если при этом фары настроены правильно (а по-другому не должно быть) – создается неповторимый эффект – темнота перед движущимся автомобилем словно «срезается» ножом. Даже в дождь и туман значительно снижается эффект «стены света».
Иногда в продаже можно встретить лампы, именуемые «псевдоксеноном». Обычно это галогеновые лампы с цветными колпачками (колпачки могут продаваться отдельно) или с цветным напылением на колбе. Такие лампы долго не служат (из-за худшего отвода тепла), к тому же из-за дополнительного фильтра освещенность дороги страдает. О каких-либо преимуществах даже не стоит говорить.
ПРАВДА ЖИЗНИ
В минусе, конечно, цена. Ксеноновые лампы можно подразделить на дорогие и недорогие (дешевых не бывает). Естественно, будут отличаться характеристики.
Еще один недостаток – ксеноновые лампы, даже самые качественные, со временем меняют свои характеристики. И если они проработали порядка 1000 часов, и одна из них вдруг сгорела, то при установке новой будет заметная разница в свечении. Поэтому специалисты рекомендуют менять лампы попарно. Впрочем, то же самое происходит и с галогеновыми, но там разница между старой и новой менее заметна.
Конечно, наличие специального блока управления и дополнительных жгутов проводов тоже не назовешь преимуществом – хотя подкапотное пространство они не загромождают, но сами требования к установке «ксенона» серьезно снижают шансы обывателя получить должный эффект при самостоятельной установке. Штатная проводка не всегда подходит под «ксенон», и могут возникнуть многочисленные нюансы. Если уровень вашей начальной подготовки позволяет решиться на самостоятельную установку – дерзайте. Но помните – на такую установку никакая гарантия не распространяется. После установки ксеноновых ламп нужно обязательно провести регулировку геометрии света – ведь обычные фары рассчитаны на применение стандартных ламп. К тому же при неправильно выставленном пучке света, преимущества ксенона сводятся к нулю.
ТОНКОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ
Первыми выпуск ксеноновых автомобильных ламп освоили в Европе (Philips, Osram). Позже к процессу подключились корейцы (Berus, Sho-me, Excelight и др.) и японцы (Koisho, Denso). Встречаются лампы и российского производства. В последнее время много стало продукции из Китая, вполне приличного качества с заводской гарантией.
Не стоит покупать «ксенон» просто в магазине – лучше сразу обращаться в установочный центр. Специалисты должны ознакомиться с машиной, определят необходимый тип цоколя, да мало ли какие могут возникнуть непредвиденные моменты – может быть, потребуются серьезные переделки в световом оборудовании.
Оттенки цвета у «ксенона» простираются от желтоватых тонов у ламп с температурой чуть ниже 4000 K до синеватых у ламп с температурой 7000 K (существуют образцы и с более высокой температурой). На конвейерах автопроизводителей обычно используются лампы с цветовой температурой 4500–5500 К, на этот диапазон и следует ориентироваться. Производители ламп в потребительских целях могут смещать спектр свечения. Однако польза от, скажем, голубого или холодного фиолетового оттенка никакая – безопаснее на дороге не будет.
Ксеноновые лампы в прайсах подразделяются на, собственно, ксенон и так называемый биксенон. Для большинства машин, где ближний и дальний свет включаются с одной лампы – нужен именно биксенон. У этих ламп принцип переключения с ближнего на дальний кардинально отличается от привычного – либо используется специальная шторка, либо в гнезде поворачивается сама лампа. Стоит биксенон существенно дороже. Зато владельцам тех машин, где схема фар раздельная, гораздо проще, за относительно небольшие деньги хозяин может побаловать себя ближним или дальним ксеноном, в зависимости от того, каким чаще пользуется.
В Иркутске сегодня ксеноном занимаются многие фирмы по установке охранных систем. Ассортимент достаточно широк – от бюджетных до очень дорогих. На установку затрачивается в среднем 1,5–2 часа. На лампы и оборудование полагается гарантия – до одного года.
Цены на установку ксеноновых фар в фирмах Иркутска (выборочно) в рублях за комплект
12 ВОЛЬТ, ул. Аларская, 18А, т.: 95–94–79, 99–77–95: ксенон – от 5800, биксенон – от 10500; установка – от 1000
HI-TEC, ТЦ Автоград, пристр. 35, т.: 53–66–53, 53–89–79: ксенон – от 5650; установка – от 1000
MAGIC SYSTEMS, ул. Челябинская, 26, т.: 777–911: ксенон – от 6500, биксенон – от 10500; установка – от 1000
STOPOL ELECTRONICS, ул. Боткина, 4, т.: 642–000, 642–642: ксенон – от 4500, биксенон – от 10000; установка – от 1500
АВТОВИЗАРД, ул. Киренская, 48, т.: 77–97–51: ксенон – от 5000, биксенон – от 7000; установка – 1000–2000
АВТОСИСТЕМА, рынок Павловский, пав. 37, т.: 70–71–66: ксенон – от 3000; установка – 1000–2000
ДИ-СТАНЦИЯ, ул. Старо-Кузьмихинская, 58, т.: 70–84–22: ксенон – от 8000, биксенон – от 9000 с установкой.
КОНТАКТ, ул. Ширямова, 10, т.: 65–68–96, 60–28–04: ксенон – 8000, биксенон – 12000; установка – 1000–1500
СИБ АВТО АЛАРМ, ул. Байкальская, 239, т.: 22–65–08: ксенон – от 6000, биксенон – 12000; установка – 1600
ЦЕНТР АВТОБЕЗОПАСНОСТИ, ТЦ Автоград, пристрой 32,
т.: 70–73–89, 56–65–25: ксенон – от 6000, биксенон – от 11000; установка – от 1000
ШИК-СЕРВИС, ул. Карла Маркса, 33 бокс №5, (арка перед МТС), т.: 24–20–44, 20–35–85 ксенон – от 5500, биксенон – от 10000; установка – от 1000 |
Кирилл ЮРЧЕНКО
Автомаркет+Спорт № 34 |