Автомобиль Номера. Победоносец (Subaru Impreza)
Просмотров: 4704
28 Сентября 2007
Subaru Impreza

Нет, не Георгий, конечно, и не на коне, поражающий копьем дракона — всего лишь автомобиль. Subaru Impreza. Впрочем, что значит «всего лишь»? О чем это я? Таким обычно на роду, во время восхождения на конвейер, великими автомобильными всевышними силами предначертана уникальная судьба. У этой машины судьбой должна была стать победа, которую она и помогала активно приносить своим пилотам. В данный момент — это боевая кроссовая машина мастера спорта, гонщика Александра Пушкаря. А еще меньше года назад она была такой же боевой машиной мастера спорта, гонщика Владислава Решетнева из Кемерово. Уже обзавелась титулом чемпиона, который Решетнев и завоевал в прошлом году, а нынче, перейдя в руки сменившего квалификацию с переднеприводных «восьмерок» на серьезный полный привод Александра Пушкаря, стала вице-чемпионом по итогам Чемпионата Восточной зоны. А заодно и классическим почти образчиком подготовки автомобиля для профессиональных соревнований по автокроссу в классе полноприводных машин.

Subaru Impreza
Subaru Impreza
Subaru Impreza

Кадры с одного из этапов чемпионата в Новокузнецке. Без контактной борьбы не обходится практически ни одно соревнование. Впрочем, этой Impreza не привыкать добиваться победы. Зубами, когтями и всеми четырьмя колесами...

Все то, что сотворил Александр Пушкарь с этой Impreza с того момента, как она попала ему в руки, до первого выезда на гоночную трассу — почти нереально сделать. Именно это. Именно за этот период времени. Судите сами: приехала в Иркутск машина в ноябре, а уже в декабре вступила в первую битву. И одна из первых гонок прошла не где-нибудь, а на трассе полигона НИЦИАМТ подмосковного Дмитрова. И тот факт, что ранее она уже имела богатую боевую историю, венцом которой стало второе место в Чемпионате России — не аргумент. Автомобиль хоть и был порядочно и весьма серьезно подготовлен (а иначе чемпионами не становятся), да только в первоначальном своем исполнении шелеховского гонщика не устроил по целому ряду как объективных, так и субъективных причин, которые, выступив единым фронтом, и привели к перерождению боевой Impreza, послужной список которой теперь снова начинался с нуля.

Ну, во-первых, со дня своего рождения на автомобильном конвейере и вплоть до конца судьбоносного для нее 2006 года данный конкретный экземпляр Subaru Impreza был... универсалом. Эдакий SportWagon с пониманием слова Sport в самом прямом смысле. Шелеховскому же гонщику эта форма кузова была ну совершенно не по душе, в результате чего зад автомобиля полностью перекроили, нарастив силовую конструкцию, на которую сверху навешали пластиковые детали — бампер, крылья, крышку багажника. И пока не имела она, новая, еще кузовных ранений, отличить от заводских металлических деталей элементы кормы было почти невозможно (только стуком, который предательски выдает все отличия железа от легкого пластика, ну и глазом опытного специалиста) — настолько ровные формы, четко выставленные зазоры, соблюденная геометрия. В результате получился аккуратный седан.

На кузове, естественно, нет ни одного элемента оптики, которые в принципе не предусмотрены на профессионально подготовленных спортивных автомобилях. Об использовании таких машин в качестве гражданских не может быть и речи, а фары головного света вряд ли пригодятся на кроссовой трассе среди бела дня. Да и поворотник там включать времени тоже особо нет, равно как и на стоп-сигнал едущим позади — до лампочки. К тому же любой элемент оптики — от противотуманок до поворотников — это лишний вес, к нетто которого идет комплектом лишняя масса проводов и фишек. А все это в куче еще и потребляет энергию, отчего динамические характеристики, пусть и самую чуточку, но страдают. А в большом спорте это «чуточку» может стоить победы. Вот именно поэтому по кузову — спереди и сзади — место фар занимают пластиковые же чехлы, неоднозначно намекая на взрослый норов машины.

Subaru Impreza

Вот так выглядит автомобиль, перенесший 16 гонок за сезон. Впрочем, что самое удивительное, почти на каждую очередную гонку Impreza приезжает всегда «вылеченная» — с целыми бамперами, капотом, дверьми, чистая и сияющая боевым раскрасом. Это — результат послед

Subaru Impreza
Впрочем, в лучших канонах жанра, стеклопластиковое в кузове этого автомобиля абсолютно все, кроме крыши: передние и задние крылья, бамперы и капот, багажник и двери. На все в обязательном порядке имеются матрицы, потому что, допустим, передний бампер в условиях кросса, где избежать контактной борьбы практически невозможно — это расходный материал. Частенько достается также заднему «обвесу» и дверям. С собой на гонку можно смело брать комплект стеклопластиковой кузовщины целиком — хоть что-нибудь, но обязательно пригодится.

Subaru Impreza
Subaru Impreza

Салон по-спартански пуст: мириады датчиков, каждый из которых жизненно важен — аккумулятор, бачки, руль и кресло. Все остальное — голое железо и каркас безопасности

Из родных, оригинального, так сказать, состава стекол, тоже осталась только одна составляющая — лобовое стекло, а все остальное (боковые и заднее) — это много более легкий и крепкий листовой поликарбонат, закрепленный к дверям саморезами. В принципе, из него же можно сделать и лобовое — пожалуй, самое тяжелое стекло в автомобиле, но в этом случае буквально после двух-трех гонок ездить с ним станет невозможно: на стекло постоянно летит грязь с песком и мелкими (а иногда и не очень мелкими) камнями, которые при активной работе дворниками быстро покрывают поликарбонат глубокими рисками, и стекло мутнеет.

Subaru Impreza

Здесь же в багажнике и топливный бак, объемом всего-навсего 15 литров, соответствующий международным требованиям для автоспорта. Топлива в случае чего можно между заездами и долить, зато на себе «Импрезе» во время гонки приходится таскать гораздо меньше лишне

Subaru Impreza

Это один из зарядов системы пожаротушения (если быть точнее — генератор пожаротушения). Всего их в этой системе, вживленной в машину, три штуки, в том числе в салоне и под капотом. Возить с собой обычный огнетушитель — невыгодно по весу (он должен быть не мен

И несмотря на всю кажущу-юся «пластмассовость» машины, серьезно пострадать в ней очень сложно. Хотя бы потому, что водителя во время контактной борьбы или «ушей» в отсутствие железных элементов кузова и при наличии ломкого пластика защищает от ударов трубчатый металлический каркас безопасности, изготов-ленный по чертежам Racmsa, омологированный для применения в кроссе Российской Автомобильной Федерацией. И это единственный элемент, который хоть и служит во вред всем стараниям по максимальному снижению веса машины, но жизненно в ней нуждается. Все остальное выкидывается из автомобиля нещадно: в салоне нет ничего, кроме спортивного водительского кресла с жесткой анатомической поддержкой и трехточечными ремнями безопасности, тоже прошедшими омологацию. В салон перенесен аккумулятор (все из тех же соображений безопасности и для оптимальной развесовки) и пара бачков. Все. Остальное — голое железо, ощетинившееся сварочными швами. Каждый лишний грамм вырезается без оглядки. И даже на самой банальной мелочи — болтах и шайбах — Александр тоже выиграл в весе: все, что было стального и железного из этих крепежных элементов, заменено идентичными титановыми запчастями — более легкими (общий их вес сократился раза в полтора) и более крепкими и надежными.

Кроме того, механики-специалисты по электро-нике перетрясали всю проводку Impreza, разбирая ее до последнего болтика и вытаскивая каждый проводок. Все это дело (представьте, сколько метров проводов содержится в Subaru Impreza... или километров?) вывешивали в боксе на стены и укладывали внутрь по-новой, в аккуратную косу, жгутами, нещадно удаляя все, что в принципе не жизненно важно для работы серьезной спортивной машины на гонке.

Subaru Impreza

Воздушный фильтр отделен от подкапотного пространства листом металла — чтобы воздух поступал в тракт как можно более холодным, не успевая нагреваться от раскаленного мотора

Subaru Impreza

Радиатор охлаждения (немалых размеров) вынесен в этой Impreza в багажник. Система, в общем-то, уникальная — чаще всего этот элемент оставляют на первозданном месте под капотом

Впрочем, не вес машины представляет главную составляющую из целого арсенала слагаемых потенциальной победы. Не вес, но ходовая — вот она как раз из их числа, ибо именно ходовая часть кроссового боевого автомобиля испытывает бешеные нагрузки, которые, мало того что огромны по интенсивности, так еще и переменны — едва ли не ежеминутно: кросс — это набор различных дорожных условий от спуска-подъема-прямой до грунта-гравия-грязевой жижи, включая многочисленные повороты вплоть до 180-градусной шпильки. Доставшись Пушкарю, эта Impreza имела в загашнике неплохие по характеристикам стойки. Уникальнейшая система была изготовлена в Москве еще Решетневым: полностью эксклюзивные стойки, пневматические, система в принципе не имела пружин, сами стойки накачивались азотом. В общем и целом, принцип их работы и конструкции очень схож с тем, что применяется в мотокроссе. Поначалу Александр решил сзади оставить именно эту систему, а впереди установил легендарные Proflex Columbia, в загашнике у которых 24 положения на сжатие и отбой плюс регулировки по высоте. И первая же практика показала, что у системы, доставшейся от чемпиона, страдает надежность — после гонок обнаруживались лопнувшие шайбы, возникали проблемы с уплотнениями, к тому же сами по себе такие стойки весьма и весьма тяжелы. В итоге от эксклюзива избавились, установив ему на замену проверенные Bilstein. Отработали на отлично. Все резиновые элементы подвески заменены на идентичные, но более прочные, жесткие и долговечные полиуретановые.

Subaru Impreza

Как это ни странно, но подготовка профессионального «боевого» гоночного автомобиля проста и лаконична: никаких переваренных на 33 шва коробок, никакой закиси. Вместе с тем, это глобальный и очень тяжелый труд — при всей лаконичности разрешенных к использовани

Трансмиссия здесь тоже не из гражданских, прямо скажем. Во-первых, нестандартная пятиступенчатая механическая коробка передач имеет укороченный ряд — насколько это возможно, специально для режима гонки на коротких трассах. Работает она, само собой, в паре с металлокерамическим сцеплением. Во-вторых, значение главной пары составляет 4,44. В-третьих, у Impreza имеется полный спектр блокировок — это передняя, средняя, межосевая со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наиболее глобальной реконструкции подверг Пушкарь систему охлаж-дения, акцентировав все внимание на режимы работы мотора в условиях автокросса — переменные по интенсивности режимы от холостых и почти до максимума. Одним из ключевых моментов в переделке системы стал вынесенный в багажник радиатор охлаждения, отводы к которому были проложены и сварены самостоятельно. Причин тому было несколько — от банального дефицита свободного пространства под капотом (при наличии радиатора, кулер пришлось бы выносить вперед, а это чревато его быстрой смертью) до все той же грамотной развесовки. Самодельный седановский багажник, кстати, пригодился не только в качестве места новой прописки для радиатора, но и для местоположения топливного бака — объемом 15 литров, соответствующего международным требованиям для автоспорта. Был куплен и установлен новый увеличенный интеркулер (здоровая, светящаяся тусклым металлическим блеском «плита» от HKS), внедрен в машину эффективный радиатор охлаждения масляной системы, и даже воздушный фильтр отделен от всего основного подкапотного пространства металлическим листом — чтобы воздух в тракт поступал как можно более холодный, а не нагретый до нестерпимого жара мотором.

Но самое вкусное в этом — конечно же, двигатель. Хоть Impreza и прибыла в шелеховские боксы, где строятся и проходят «сервисное обслуживание» все машины Александра Пушкаря (да и его сына Руслана тоже), с действующим боевым мотором, на котором она и взяла титул чемпиона, но оставлять его в качестве основного рабочего агрегата Александр не стал. Вполне рабочий и дееспособный мотор сняли, а взамен ему заказали новый. «Сердце» готовили и собирали по «спецзаказу» екатеринбургские раллисты. Двигатель собран заново из совершенно новых деталей — поршни, клапаны, коленвал, вкладыши — абсолютно все новое, каждый миллиметр которого «заточен» под кросс. Все зазоры выставлены с ювелирной точностью до миллиметра. Степень сжатия на данный момент составляет 8,2, мощность и прочие характеристики, конечно же, никто не измерял — в Иркутске это делать негде, а в Екатеринбурге хоть и есть такая возможность, но без машины сделать это проблематично. Да и не нужно, я думаю, это данной машине. Мощность здесь отнюдь не главное. Потому и турбина размером не с ведро: большая турбина — большой провал, а в кроссе это скорее беда, нежели польза.

Subaru Impreza

Весь транспортный гоночный караван: для поездок на этапы, проходящие за пределами Иркутска (читай — все), Пушкарь самостоятельно оборудовал небольшой грузовик — Isuzu Elf, к которому был сварен фургон, оборудованы все удобства внутри него (боксы, стеллажи, по

Турбин на этом моторе, кста-ти, стояло уже несколько. Эпопея с их заменами началась с памятной гонки в Канске, как раз в тот день, когда на поле «Труда» гремело третье «БайкалМоторШоу». Именно в Канске во время тренировочных заездов родной нагнетатель сго-рел. Тогда пришлось по телефону покупать хоть какую-нибудь турбину в Иркутске (в Канске вот так посреди бела дня взять и найти подходящую невозможно), «хоть какая-нибудь» оказалась обычной штатной турбиной от Subaru Forester, возвращать с полпути члена команды обратно в Иркутск, чтобы он забрал запчасть и привез ее в Красноярский край. Тогда хоть давление на обычном нагнетателе и было, как говорится, ниже плинтуса, Impreza все равно выехала на первое место. И тогда же пережила свои первые в руках Пушкаря «уши» — дважды перевернулась в воздухе, после чего ездить на ней пришлось до конца гонки, как на багги: без крыльев, без бампера, без лобового стекла, взамен которого поставили сетку, с привязанным кое-как капотом. В общем, прошла машина боевое крещение по полной. А уж потом, по возвращении в Шелехов, гонщик купил и поставил новую турбину, с которой и ездит по сей день — IHI VF-34. Давление ее в боевом режиме — 1,5 «очка».

Ну и еще одно глобальное приобретение из последних доработок кроссовой Impreza — компьютер Power FC от HKS. Поначалу все настройки делались и вовсе без всяких компьютеров — чтобы изучить поведение фактически нового автомобиля и в случае каких неполадок знать точно, на что грешить. А уж потом был куплен легендарный девайс, который успешно внедрили в общую систему автомобиля, а для его настройки Александр пригласил из Екатеринбурга специалиста-настройщика, который отладил работу нового электронного «управленца» согласно всем канонам и правилам (у нас такое не практикуется вообще — компьютер просто ставят и набивают настройки «на глаз» и по собственному чутью). Так что теперь сия Impreza, не побоюсь сказать, — одна из самых технически грамотно собранных, настроенных и надежных машин из всех себе подобных в нашем регионе. А надежность в кроссе — показатель архиважный, иначе доверия между гонщиком и машиной не может быть. А без доверия, собственного профессионализма, навыков и чувства единого целого не может быть никакой победы.

Subaru Impreza

Уникальный кадр с майской гонки в Канске: двойной «подъем-переворот». К счастью, и машина, и гонщик остались живы и здоровы, даже продолжили соревнование. Ехать тогда, после приземления, Пушкарю пришлось, отгибая треснувшее лобовое рукой — чтобы видеть трассу

Впрочем, что я тут разгла-гольствую голословно о надежности да победах. Все равно ведь красноречивее фактов это ничто другое не продемонстрирует. А факты таковы. С момента, когда готовая, перерожденная в боксах шелеховского АТП, Subaru Impreza вышла первый раз на гоночную трассу в привычной ипостаси кроссового болида и по сей день, на судьбу ее выпало шестнадцать гонок. Семь из них — это этапы чемпионата Сибирского Федерального Округа (Восточной зоны). Из этих шестнадцати гонок сходов было всего два — один в Братске и один в Красноярске. Все остальное — только первые и вторые места. По итогам чемпионата, который завершился красноярскими соревнованиями в августе, Александр Пушкарь стал серебряным призером. С отрывом от чемпионского результата (первым в этом сезоне снова стал Владислав Решетнев из Кемерово) всего в 14 очков — не хватило ровно одной победы. Для сравнения: разница с третьим местом, на котором находится Олег Герасимов из Канска — 151 очко. Это и есть симбиоз боевого автомобиля с навыками мастера спорта в гонках. Впрочем, какой бы уникальной не вышла Impreza, а прошедший чемпионат был для нее и Пушкаря первым и единственным совместным — скоро гонщик сменит машину (хотя сам и признается, что очень жаль). Что за боевая подруга будет у него на новый сезон, попросил придержать пока в тайне — для всех это должно стать сюрпризом.

Видели мы тот сюрприз. У меня при взгляде на него и осознания того, что из ЭТОГО будут делать боевую машину, вырвалось только одно слово — варвары! Впрочем, боевая подруга должна выйти действительно стоящая.

Спонсорами гоночной команды “BergMotorСпорт” Александра Пушкаря выступают бренды TRW, NGK, Wynn’s и Mann Filter, представленные в России группой компаний “Берг”, чьей составной частью в Иркутске является компания “Интеравто”.

Наталья НОВИКОВА

Автомаркет+Спорт № 34

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог