НАШЕСТВИЕ
|
Этот год стал рекордным по количеству туристов на Ольхоне — запуск второго парома позволил увеличить поток в разы. Только для самого острова это стало катастрофой, так как дикий, неконтролируемый туризм может превратить некогда заповедное место в грязную, вонючую свалку. Ольхон — самый крупный (длина 71, наибольшая ширина 15 км) и знаменитый из 26 островов Байкала. Живописные берега с монументальными скалами и песчаные пляжи с реликтовыми травами всегда влекли сюда людей всего мира. Естественная красота острова, аура последнего оплота шаманизма и сакрального центра Байкала как магнит притягивает десятки тысяч туристов, большинство из которых приезжает на остров на автомобилях. С июля по август знаменитые золотые пляжи острова испытывают мощный натиск моторизованной техники — с каждым годом все больший и больший. И это становится бедствием для некогда пустынного места. Когда туристов было немного, о них напоминала лишь примятая трава. Тогда все ратовали за развитие туризма на острове. Но когда поток туристов возрос в сотни раз, оказалось, что он никем не регулируется и угрожает превратить остров в вытоптанную пустыню. Ни в одном из нацпарков мира нельзя безнаказанно вытаптывать землю, мусорить, жечь и рубить леса, ездить там, где заблагорассудится. Но именно это мы видим на Ольхоне, где как будто нет ни власти, ни администрации, либо они специально разрешают губить природу, чтобы потом, под предлогом сохранения уникальных пляжей, распродать их в частные руки. Почему, например, самый протяженный на Ольхоне песчаный пляж Сарайского залива открыт для проезда автомобилей? Почему прямо на пляже у кромки воды стоят палатки и сооружаются примитивные туалеты, которые потом просто бросаются не разобранными? Как после этого загорать другим отдыхающим? Почему костры жгут прямо на пляжах, загрязняя углями чистый песок? Почему по галечным и песчаным косам безнаказанно ездят на автомобилях? Почему на пляж выезжают плотно покушать и оставляют после себя горы бутылок и мусора? Почему нет ни одного запрещающего знака по выезду на песчаный пляж для автомобилей и ни одного действенного рейда экологической милиции по скоплениям палаточных лагерей? И кто ответит за весь этот беспредел? Сколько туристов прибывает, куда и какими дорогами их возят на экскурсии, также никто не контролирует. О ландшафтном планировании Ольхонского района, рекреационных землях, зонах покоя и антропогенном воздействии местные гиды-водители, разъезжающие с туристами вне дорог и куда заблагорассудится, не имеют никакого представления. В итоге уже сегодня растительность на севере острова, мысе Хобой, полностью уничтожена. Мне повезло — я помню этот мыс таким, каким он был лет десять назад — на нем цвели чабрец, голубые подснежники, росли реликтовые травы, обитали разноцветные мхи и лишайники. Сейчас исчезли не только все травы, но и лежащие раньше здесь камни, которые сначала были собраны туристами в пирамидальные обо, а затем сброшены в Байкал. Уникальный ландшафтный уголок с краснокнижными растениями превратился в пыльный, замусоренный монетами и окурками тривиальный «конечный пункт» экскурсий. Пройдет еще немного времени, и смотреть здесь будет не на что. За лето гравийная дорога на острове превратилась в такую неприятную гребенку, что водители были вынуждены накатать рядом с основной, но непригодной для легковых авто дорогой еще три направления. Теперь, как в степях Монголии, параллельно отсыпанному полотну гравийной дороги накатаны новые 20-километровые объезды прямо по степи. С учетом того, что приезжающих машин будет становиться все больше, нетрудно спрогнозировать полное уничтожение растительного покрова вдоль всего побережья — там, куда сможет доехать колесный транспорт. После июньских праздников и заезда первых летних туристов на острове возникло три пожара. Лесной пожар, прежде чем его удалось остановить, из-за сильной жары уничтожил 750 га леса. Нанесенный ущерб оценивается более чем в 21 млн. рублей. Последний подобный большой пожар был на Ольхоне 6 лет назад. Так как здесь не запрещено разводить костры, вблизи популярных мест отдыха активно уничтожаются леса. На дрова идут как живые нижние ветви деревьев, доступные с земли, так и выветренные из песка корни лиственниц и сосен. Для костров вырубается даже живой лес, о чем свидетельствуют пни, оставленные после работы бензопил. Нанесенный урон растительности острова особенно нагляден на прибрежной полосе вблизи популярных мест. Каждое лето туристы завозят на остров сотни тонн мусора. Оценить его объемы невозможно: разбросанный по побережью, он ежегодно увеличивается. Третий год филиал компании «Пивоварня Хейнекен Байкал» проводит акцию «Чистые берега Байкала». Этим летом на острове установлено 100 мусорных контейнеров. В самом деле, теперь стало чище и понятнее, куда увозить мусор (каждому въезжающему выдается памятка со схемой расположения мусорных контейнеров). В прошлом году компания подарила ольхонцам единственный на островее мусоровоз. Теперь на нем вывозят мусор на материк, на площадку временного хранения твердых бытовых отходов. Около Хужира расположено два песчаных пляжа. Севернее Бурхан-мыса находился великолепный трехкилометровый песчаный пляж Сарайского залива — излюбленное место отдыхающих. Чтобы попасть на пляж, надо сразу после выезда из поселка повернуть к берегу (1,5 км). Эти полтора километра дороги отмечены разбросанными по обочинам полиэтиленовыми мешками с мусором, поэтому найти путь к берегу будет легко. Еще ближе к берегу будут леса, обильно устеленные истлевшей туалетной бумагой. Следы прошлых пребываний отдыхающих могут испортить пейзаж, как ни банально это звучит, но нужно беречь природу — не рубить, не сорить, не рвать. Не оставлять не затушенным костер. Ничего после отъезда не должно напоминать о стоянке — ни мусор, ни брошенный фантик, ни перевернутый дерн. Все что привезли — нужно увезти с собой, и обязательно свой мусор. По возможности надо собрать мусор, оставленный другими, и перевезти его в установленные мусоросборники. Не закапывайте мусор. Ветер раздувает песок, и со временем все закопанное появляется на поверхности. Не оставляйте полиэтиленовые пакеты с мусором на обочине дорог. Их некому убирать, а чайки расклевывают оставленные пакеты, и ветер разносит мусор вокруг. Хотя в газетных материалах и не принято поднимать эту тему, но пора научиться ходить в лес по нужде с лопатой, иначе вместо цветов там скоро будут сплошные поля использованной туалетной бумаги. Главная притягательная сила Байкала — девственность его берегов и дикая природа, без сохранения которых в будущем на его берега никто не поедет. Для ее сохранения необходимо экологическое просвещение, разъяснение правил поведения отдыхающих на въезде. Вероятно, пришло время для ограничения въезда неорганизованных туристов на остров, для полного запрета выезда автомашин на песчаные косы и пляжи не только запрещающими знаками, но и непреодолимым препятствием. Пляжи должны стать пешеходными зонами, а машины оставаться на специальных охраняемых стоянках. Во избежание возможных споров плату за посещение острова надо взимать до посадки на паром, а не после переправы. Не согласных с правилами поведения в центральной экологической зоне озера Байкал и не оплативших посещение острова не допускать на паром. Необходим действенный контроль со стороны экологической милиции и публичное применение штрафных санкций к нарушителям, в т.ч. к местным жителям, которые порой даже не понимают, что своими действиями наносят вред окружающей среде. Нужно-то всего, например, на Сарайском пляже заблокировать в нескольких местах возможность выезда на пляж, запретить спуск лодок (для этого есть другие места — рядом с рыбозаводом). Необходимо установить информационные щиты о правилах поведения, запрещающие знаки, и добиться, чтобы наряд экологической милиции летом регулярно проверял все лагеря отдыхающих. Срубил дерево, намусорил, установил палатку в прибрежной зоне на пляже — отвечай по закону. Странно, что о таких очевидных истинах приходится говорить в этой статье. Этот снимок сделан Ефимом Незванным на озере Тахо (Калифорния, США). Как и в национальных парках США, здесь действует ряд простых правил, соблюдение которых позволяет сохранить девственность природы, несмотря на превышающий в разы байкальский поток туристов:
Сергей Волков
Автомаркет+Спорт № 28/2009 | |