Крутящий момент. Мифология (Личное мнение)
Просмотров: 5014
4 Сентября 2009

Не прошло и года с начала моего владения новым иностранным автомобилем, а столько незыблемых когда-то истин успело перейти в разряд мифов, столько очевидных и бесспорных вещей повернулось другой стороной. И эти мифы, что очевидно, в первую очередь связаны с ввезенным к нам самодвижущимся секонд-хэндом из Японии.

Миф первый — для внутреннего рынка японцы делают более качественные автомобили, чем на экспорт. Миф, старательно подогреваемый в свое время продавцами-перегонщиками. И хотя русскому человеку, пересевшему в «много автомобиля» с доисторических «Жигулей», дополнительно хвалить такой товар и не требовалось, миф прижился. На самом деле мало-мальски образованный человек согласится, что в условиях глобального мира любому крупному автопроизводителю просто экономически невыгодно варьировать качество автомобилей в зависимости от рынка сбыта. Гораздо проще и дешевле получать одни и те же детали с одного завода, чем специально заказывать «похуже» и «получше». Непонятно, правда, как миф о «вечном японском качестве» уживается у нас с устойчивой боязнью вариаторов — как же так, их ведь японцы тоже «под себя» должны делать? А тот факт, что большинство ввезенных к нам «японок» отличается беспроблемной эксплуатацией, объясняется просто — это ведь second-hand, и многие его болячки были излечены еще в гарантийный период на исторической родине. Кто не верит, могу рассказать одну поучительную историю о новом MMC Pajero, у которого к 20 тысячам пробега из-за заводского дефекта «стукнул» двигатель. А ведь Mitsubishi собираются только в Японии…

Миф второй — обслуживание автомобиля у официального дилера стоит заоблачных денег. Очень бородатый миф, когда-то имевший под собой реальную почву, но сегодня бесконечно устаревший и поддерживаемый лишь продавцами запчастей и многочисленными СТО по замене масел. Потому что дилерские цены на обслуживание в среднем сравнялись с «альтернативными». Конечно, многое зависело и всегда будет зависеть от марки и класса авто, но это нормальная мировая практика. Простой пример — плановое ТО (замена масла в двигателе, масляного и воздушного фильтров) для купленного новым паркетника стоимостью 900 тысяч рублей обходится мне в 4700 рублей (5300 при наличии салонного фильтра). В эту сумму входят как сами материалы (настоящие, ибо дилеру невыгодно подсовывать подделку, чтобы впоследствии не отвечать по гарантийным обязательствам), так и работы по их замене. Вынужденная замена переднего бампера и противотуманной фары (с покраской, снятием и установкой и пр.) в кузовном цехе дилера встала в менее 17 тысяч. Для сравнения — аналогичное ТО 10-летней Honda Avancier не стоило меньше 5 тысяч (при этом разок все-таки нарвался на «левое» моторное масло), а схожий кузовной ремонт обошелся в 24 (только за б/у бампер попросили 15). Такая арифметика. Знаю еще несколько примеров (часть из них нашла отражение в «А+С»), когда заказ и установка детали у дилера оказывались значительно проще и дешевле, чем поиск альтернативы.

Миф третий — новые иномарки безумно дороги и не стоят запрашиваемых за них денег, поскольку за половину их стоимости можно приобрести б/у автомобиль одним-двумя классами выше. Это как раз тот случай, который один умный человек назвал деформацией сознания. Деформацией, при которой со счетов почему-то сбрасывается очевидный факт — подобное нужно сравнивать только с подобным. Иными словами, новая машина сравнивается с новой, б/у с

б/у, и никак иначе, а все остальное, уж простите, отдает шельмовством. Очевидно ведь, что 3-5-летний Vitz дешевле, чем новый Yaris? Все правильно, так и должно быть. Но давайте сравнивать его не с новым, а с 5-летним Yaris, и уверен, картина окажется совсем другой.

Поймите правильно, я не против second-hand в целом (исключение — ввозное б/у, характерное только для самых отсталых стран третьего мира), все-таки этот рынок существовал и будет существовать всегда и везде, я лишь против того деформированного сознания, что одновременно с развитием б/у рынка подменило собой наш здравый смысл. Мы по-прежнему живем в плену мифов и догм, упорно не замечая и не желая замечать то, что не вписывается в эти рамки. Новые иномарки неоправданно дорогие? Хорошо, новый «Фокус» стоит сегодня порядка 500 тысяч рублей, и при средней зарплате в 15 тысяч на него надо работать 33 месяца (исключив все прочие расходы). ВАЗ-2105 в середине 80-х годов стоил 8500 рублей, и при средней зарплате в 120 рублей для его покупки потребовалось бы 70 месяцев, и тоже если не тратить ни копейки «на сторону». Получается, сегодня «Фокус» в два раза доступнее, чем «пятерка» на закате социализма. В случае с «Волгой» (сегодняшний «иностранец» Siber за 500 тысяч российских и древняя 2410 за 16 тысяч советских) ситуация еще более показательна. Где дороговизна? Все-таки цифры, как и факты — вещь упрямая. И хотя я уверен, что не смогу разрушить и сотой части глубоко укоренившихся в нашем сознании стереотипов, но даже маленькое зерно сомнения в их непогрешимости стану считать поводом для исправления деформации.

Вячеслав Старцев

Автомаркет+Спорт № 28

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог