По Хамар-Дабану на квадроциклах
Просмотров: 7144
4 Сентября 2009

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ












Хамар-Дабан

Невероятно, но до сих пор ни одна, даже самая шикарная и реалистичная фотография, не в состоянии полностью передать особенности рельефа. Истинную крутизну горных склонов, например, или размеры каменных осыпей. Возможно, с появлением некой 3D-технологии зрелищность фото возрастет на порядок и вплотную приблизится к реальности. Но! Даже тогда снимок по-прежнему останется лишь слабым отражением действительности, поскольку никогда не расскажет о той гамме чувств и эмоций, что порой захлестывает того, кто щелкает затвором фотоаппарата. Ведь когда, выбравшись из зыбкого лесного болота, предстоит карабкаться по почти отвесному каменному завалу, и единственный путь вперед столь же непроходим, как и дорога назад, фотоаппарат бесстрастно фиксирует лишь топкую безразмерную колею и невнятные кучи камней…

А все началось с обычного визита в фирму «Барс». Оказалось, два ее основателя, Николай и Андрей, как раз готовятся к очередному экстремальному путешествию на Хамар-Дабан. Пройдя минувшей зимой по полутораметровому снегу путь от Слюдянки до метеостанции и обратно, они решили повторить маршрут летом, в этот раз на ATV Suzuki и Arctic Cat. Заодно испытать возможности квадроциклов, изучить особенности летней дороги и спрогнозировать ее туристическую привлекательность — дело в том, что кроме продажи и обслуживания техники для активного отдыха, «Барс» организует туристические маршруты. На очереди летний вояж к метеостанции и, в идеале, подъем на пик Черского. Упустить возможность поучаствовать в такой экспедиции сродни преступлению, и утром следующего дня журналист «А+С» уже помогал разгружать квадроциклы на поляне у крохотной и малоизвестной сейсмостанции, что спряталась в узком ущелье между Култуком и Слюдянкой.

Стартуем ровно в полдень, вверх по просеке ЛЭП от слюдянского кладбища. Пару дней назад здесь ходила тяжелая техника (похоже, закапывала в землю очередной кабель), и теперь дорога вдоль опор превращена в труднопроходимый винегрет из комьев земли, вырванных с корнем молодых деревьев и остроугольных валунов. Но оба ATV, без видимых усилий переваливаясь через завалы, упрямо ползут в гору. «Вот оно, экстремальное бездорожье!» — думается мне, неискушенному в подобных путешествиях. Знать бы, что на обратном пути эта просека покажется настоящим автобаном… Тем временем подъем сменяется длинным спуском в ущелье, на дне которого тускло поблескивает дорога, ведущая к карьеру «Перевал». Знакомые места — сколько раз доводилось наблюдать, как по ней с ревом проносятся болиды Горной гонки! Правда, не с такого ракурса — все зрительские площадки расположены на противоположном склоне.

Похоже, мы все-таки проскочили нужный поворот — долина все ближе, а нужная нам дорога (очень условное в данном случае понятие!) где-то ушла вправо, вдоль склона от опоры ЛЭП. По крайней мере, так было зимой, когда Николай и Андрей путешествовали здесь на снегоходах. О чем-то подобном сообщает и предусмотрительно захваченный с собой GPS. Возвращаемся, покидаем просеку и карабкаемся вверх по склону горы, поминутно рискуя наткнуться на затаившиеся в двухметровой траве камни и колдобины. И натыкаемся — идущий впереди Suzuki вдруг как-то неестественно задирает «лапку», а потом медленно и неотвратимо ложится на правый борт. В одиночку вернуть более чем 200-килограммовому ATV нормальную пространственную ориентацию невозможно, так что приходится нам спешиться и совместными усилиями поставить «японца» на четыре колеса. И, пользуясь подходящим случаем, ребята из «Барса» успевают прочитать лекцию о том, что при всей феноменальной проходимости слабым местом любого квадроцикла является его устойчивость — высокий центр тяжести, узкая колея и короткая база заставляют выбирать траекторию, при которой крен мотовездехода будет минимальным.

Получив боевое крещение, японский Егерь продолжает штурм горы, а его пилот Николай, несмотря на наше дружное с Андреем предложение поискать нужный поворот у следующей опоры, уверяет нас в правильности выбранного им направления. Впрочем, мы все-таки благоразумно решаем дождаться его на относительно ровной площадке ЛЭП. Стрекот 400-кубового мотора становится все тише, ATV поднимается почти до начала небольшого распадка и… Высокая трава скрывает от нас большую часть происходящего — видно лишь, что квадроцикл вдруг встает на дыбы, переваливается через седока и кубарем катится по склону в нашу сторону. И пилот молчит — ни крика, ни мата, вообще никаких признаков жизни после того, как его голова в шлеме скрылась под переворачивающимся Егерем… Нужно бежать вверх, на помощь Николаю, но когда тебе навстречу кувыркается «квадрик», сделать это непросто. Остается дожидаться, пока падение ATV не прекратится само собой. Сделав, по нашим наблюдениям, не менее десятка оборотов, «японец» наконец-то фиксируется в расщелине, и одновременно с этим над травой появляется Николай. Как ему удалось оттолкнуть от себя и поднырнуть под ставший неуправляемым ATV, не понимает и сам, но результат утешает — пилот цел и почти невредим (небольшая царапина на руке не в счет). Жив и Егерь — не получивший благодаря массивным пластиковым кофрам серьезных повреждений, он довольно быстро возвращается в боевое состояние. Но драгоценное время все-таки потеряно — на блуждания между тремя опорами ЛЭП и «подъемы с переворотами» уходит три часа. А нужный, едва заметный в траве поворот оказывается в 200 метрах впереди, у следующей опоры. Именно там, где мы с Андреем предполагали еще до егерских кульбитов. Как результат — оба ATV становятся на правильный путь, когда на часах уже 15:00.

А он, этот «правильный путь», едва ли менее экстремален, чем развороченная просека: намотанный по крутому, поросшему березовым лесом склону Z-образный серпантин со шпильками такой кривизны, что на каждом повороте приходится всерьез опасаться за устойчивость квадроцикла. Серпантин так плотно намотан на склон, что разделенные получасом ходьбы путники могут спокойно переговариваться друг с другом — один сверху, другой снизу. Однако о том, чтобы срезать путь, не стоит и думать — слишком велик риск сорваться и кубарем катиться до самой долины…

Серпантин заканчивается узкой извилистой дорожкой, идущей по самому гребню отрога. Ощущение, что передвигаешься по гигантскому забору — по обе стороны почти отвесные склоны, впереди тонкая лента каменистой дороги, далеко позади и внизу блестят Байкал и крыши Слюдянки. А что это за миниатюрный белый холмик слева в долине? Знаменитая мраморная гора карьера «Перевал»? Гора, при взгляде из долины кажущаяся огромной? Невероятно! Вот уж действительно, все познается в сравнении.

А дорога продолжает петлять и круто подниматься. Вокруг сплошной лес и, кажется, этот подъем не закончится никогда. Буквально за каждым поворотом меняется растительность — мельчают и покрываются узлами березы, исчезает высокая трава, а им на смену приходят молодые кедры, растущие из покрытого толстым мхом бурелома. И черника — сначала робко, отдельными кустиками, а затем сплошным ковром покрывающая каменистые склоны. Не можем отказать себе в удовольствии полакомиться спелой ягодой, а заодно, обнаружив у дороги «ничейный» колот (Андрей и Николай заприметили его еще зимой, во время поездки на снегоходах), сбить с ближайших кедров несколько десятков ароматных смолистых шишек, после чего вновь седлаем ATV.

Впереди лагерь геологов — своеобразный чек-пойнт нашего маршрута. Далее за него местные грибники и ягодники, как правило, не ходят — урожаи в горах богатые, но спускать собранное в Култук и Слюдянку долго и хлопотно. Впрочем, отсюда есть неплохая дорога до Быстрой. «Неплохая», то есть проезжая для полноприводных «Уралов» и ГАЗ-66. Летом раз в неделю ей пользуется «шишига» с турбазы, расположенной по соседству с метеостанцией, не редкость здесь и спецтранспорт МЧС. Самих геологов в лагере не видно, даже сторож на стрекот моторов ATV не выглянул — ему что, последняя зарплата была неизвестно когда, пробивается исключительно подножным кормом, а сколько денег — столько и работы. Говорят, изначально геологи искали в здешних горах мрамор, подобный тому, что добывается на «Перевале», но то ли с большим, то ли наоборот, с меньшим содержанием кальцита. Нашли или нет — нам доподлинно не известно, однако уже пару лет какой-то особой активности здесь не замечается, а сама геологическая партия и отведенный ей для изысканий участок являются хорошим предметом залога для получения многомиллионных кредитов в столичных банках. К слову, подобная ситуация в Прибайкалье не единична — так, когда к московским хозяевам перешел бывший пионерский лагерь по дороге на сейсмостанцию, всякая деятельность на его территории прекратилась, а сам он стал фигурировать в заявках на кредиты как «участок земли в несколько га на берегу Байкала».

Но вернемся на дорогу. Точнее, на глубокую и топкую колею, нарезанную в жирной лесной глине катками «шишиг». Передвигаться по ней на чем-то, кроме упомянутого спецтранспорта — самоубийство. Особенно после дождей. Вот и в нашем случае пара-тройка холодных ливней не заставляет себя ждать — колея в мгновение ока заполняется мутной жижей, и истинную глубину этой грязной траншеи поочередно «меряют» оба мотовездехода, соскальзывая в нее то левым, то правым бортом. И когда нам уже кажется, что крупный холодный дождь и предательская колея никогда не кончатся, приходит спасение — за очередным пригорком глина неожиданно меняется твердым камнем. Но радость оказывается недолгой — нагромождение огромных и скользких камней, круто уходящее вверх, менее всего напоминает дорогу, по которой может передвигаться колесный транспорт. Да что там, пешком пройти без риска сломать конечности едва ли получится! Совершенно непонятно, как ее форсируют джипы, даже специально подготовленные (в частности, мой коллега Василий Ларин год назад). И все-таки это и есть дорога. Единственный путь вперед. Путь, по которому 200 лет назад, до постройки тракта по берегу Байкала, ходили из Култука в Гусиноозерск вьючные лошади…

Медленно, крадучись, задействовав весь внедорожный потенциал (4WD, пониженная передача, у Кота еще и жесткая блокировка переднего межколесного дифференциала), «квадрики» ползут вверх, переваливаясь через острые выступы и плюхаясь в весело журчащий по камням ручей. Кто видел джип-триал, где экстремальные off-road-прототипы штурмуют неприступные скалы, тот поймет, о чем речь. На обратном пути одометр Кота скажет, что длина этой «каменной реки» не превышает 500 метров, но сейчас она, как и недавнее глиняное болото, длится целую вечность. Ребята из «Барса» поражены не меньше моего — еще бы, зимой, катясь на снегоходе по полутораметровому снегу, о такой «подстилающей поверхности» не догадываешься. Между тем, «каменная река» мелеет и, оставив напоследок метровую ступеньку, на которой Кот лишается части 5-мм дюралевой защиты днища (у щитка, прикрывающего заднюю подвеску, не выдерживают крепления), выходит на хребет и становится «обычной» лесной дорогой. Теперь мы вновь движемся «по забору», а сквозь редкие просветы в густом кедраче открываются потрясающие виды на заросшие дремучей тайгой горные склоны и бездонные провалы ущелий. Еще один невероятной крутизны серпантин, и «квадрики» выкатываются на Казачью (Лунную) поляну — последний чек-пойнт на пути к метеостанции. С первым названием все более или менее понятно — когда тракт был действующим, здесь находилась казачья застава, но почему «лунная»? Вероятно, причиной тому частые туманы и близкая к кругу форма самой поляны. Вот и сейчас на нее опустился густой вечерний туман, заставив нас съежиться от промозглой сырости и поскорее оседлать Кота и Егеря, чтобы спуститься к метеостанции до заката.

Сразу за поляной — торфяное болото с привязанными ко всем ближайшим деревьям «дежурными» тросами. Короткое, не более 20 метров, но настолько гиблое место, что мы, пользуясь небольшими габаритами ATV, предпочитаем обойти его стороной, с треском проламывая себе дорогу через лес. Полноразмерному транспорту здесь не позавидуешь — говорят, пару лет назад здесь намертво сел «Урал». Настолько намертво, что если его путь из Слюдянки до поляны занял около трех часов, то на последующую дорогу до метеостанции (всего несколько км) ему потребовалось… 11 суток. Сначала неопытный водитель «пристроил» его на мосты сразу за поляной, однако машину удалось довольно оперативно освободить. Но, не проехав и пяти метров, он вновь попал в торфяной плен, теперь уже настолько глубоко и крепко, что о дальнейшем движении без помощи гусеничного трактора не было и речи. Послали ходоков к метеостанции. Трактор там, конечно, нашелся, но тракторист, как назло, незадолго до этого уехал на «большую землю». Отправили человека на поиски тракториста и через несколько дней вернулись с ним на метеостанцию. Тот завел трактор и не спеша отправился к поляне. «Урал» он, понятное дело, вытащил, однако во время предыдущих попыток вызволения у грузовика порвались тормозные шланги, и к метеостанции тот спускался без тормозов. Совсем. Кто знает, что такое последний спуск к метеостанции, тот поймет всю пикантность ситуации — это прямая, почти отвесно падающая вниз дорога без намека на серпантин. Так вот запросто — с вершины горы и в долину… В общем, тормозил груженый «Урал» при помощи кедров — так, от одного к другому, и спустился. Правда, по словам очевидцев, от его кабины после такого спуска мало что осталось. Пришлось потом везти сюда детали и фактически заново собирать «Урал», дабы вернуть ему способность самостоятельно вернуться…

Впрочем, и для двух наших ATV с полностью исправными тормозами спуск не прошел без эксцессов. Быстро темнеет, внизу уже видны крыши метеостанции и турбазы, и первым в бездну кидается Кот — за рулем Андрей, я балансирую на заднем сиденье и ежесекундно чувствую, как корма «квадрика» пытается оторваться от земли. Останавливаемся на пологом повороте в середине спуска и ждем Егеря. Вот его фары мелькают между деревьев, вот он замирает на месте и… одна фара оказывается над другой, а до нас доносится характерный грохот. И вновь повезло — пилот в порядке, а Егерь напоследок решил не делать более одного оборота… Очередной подъем квадроцикла при помощи мускульной силы, и последние 50 метров спуска перед импровизированным шлагбаумом турбазы. Все. Сделано. По словам дяди Федора, смотрителя метеостанции, и директора турбазы Евгения, в прошлом штатного охотника — наши Suzuki и Arctic Cat первые квадроциклы, добравшиеся до этих мест. Впереди баня, отдых и штурм пика Черского… https://callescort.ch/zurich-escorts/

Но, увы, не все планы становятся реальностью — ширина тропы и каменные завалы на пути к вершине оказались непреодолимы даже для ATV, да и очередной ливень заставил поспешно спуститься на турбазу. И как раз вовремя — местная «шишига» рано утром ушла на «большую землю», а на ее место прибыл «газон» МЧС с группой спасателей. Оказалось, несколько дней назад московские туристы форсировали Утулик, и при переходе реки при помощи веревки один из них сорвался в горный поток. Впоследствии два спортсмена, спускавшиеся по Утулику на каяках, видели выброшенное на косу тело, и обрисовали спасателям его примерное местонахождение. И сейчас спасатели намерены сплавиться по реке на катамаране, чтобы обнаружить и забрать его. Катамаран у «мчсников» надувной, однако весит около 60 кг, так что помощь нашего Кота, поднявшего его в ближайшую гору насколько возможно, пришлась им весьма кстати… Нам же предстоял обратный путь. Те 40 км, что вчера были преодолены за 10 часов (с учетом 3-часового поиска дороги), сегодня потребовали ровно вполовину меньше времени и прошли без особых проблем. Если не считать таковыми барахтанье в безразмерной грязной колее, вырваться из которой удалось только при помощи лебедки.

Что в итоге? Маршрут для путешествий на ATV проложен, известны все его нюансы, главным из которых является погода: любой дождь усложняет задачу в разы. Но! Если сама по себе дорога доступна для любого квадроцикла и не требует его дополнительной подготовки, то сказать то же самое насчет пилота нельзя — преодолеть этот путь, обладая лишь начальными навыками управления мотовездеходом, весьма сомнительно. И ни в коем случае не отправляться сюда в одиночку! Более того, прогноз туристической привлекательности маршрута оказался двояким — перевозка туристов на ATV в качестве пассажиров исключается, и перспективным видится лишь групповой выезд владельцев мотовездеходов. Достаточно опытных владельцев. И на собственных «квадриках».

2+1

Оба участвовавших в пробеге ATV — типичные представители класса мотовездеходов, но каждый со своими особенностями. Так, в арсенале одноместного японского Егеря 400-кубовый карбюраторный «воздушник», цельный задний мост и дифференциал повышенного трения в передней подвеске. Плюс пониженная передача, подключаемый полный привод, гидравлические тормоза и аналоговый щиток приборов. Из нестандартного оборудования — более широкие колеса, благодаря которым Suzuki легко движется между глубокими колеями, не особо рискуя соскользнуть в них. Соответственно, попытки пропустить колею между колес и двигаться по краю лесной дороги обречены на провал — квадроцикл просто сваливатеся одним бортом в колею.

Двухместный американский Кот другой — двигатель здесь 550-кубовый, с жидкостным охлаждением и впрыском топлива, а обе подвески независимые. Полный привод, в отличие от «японца», можно подключать на ходу, имеется жесткая блокировка переднего дифференциала, а приборная панель по последней моде представляет собой ж/к дисплей. Тормоза, как и у Егеря, гидравлические, а вместо штатной пластиковой защиты днища установлена 5-мм дюралевая броня. Но ширина колес стандартная, вследствие чего Кот уверенно пропускает между ними колею, тогда как попытка перемещаться по центру предполагаемой дороги, между колеями, почти сразу стаскивает его в яму. Так и ехали — Suzuki точно по центру, между колеями, Arctic Cat по самому краю, над полуметровой ямой «газоновской» колеи.

Вячеслав Старцев

Автомаркет+Спорт № 28/2009

Эта «каменная река» в окрестностях метеостанции образовалась, судя по всему, в результате мощнейшего землетрясения, когда часть горы попросту рухнула в ущелье, полностью перекрыв его. Случилось это по геологическим меркам, очевидно, не очень давно | Хамар-Дабан
Эта дорога совершенно безлюдна, на ней не бывает пробок, тем удивительнее было встретить на обратном пути такого «попутчика». Едва поднявшись по серпантину от Лунной поляны, мы вдруг услышали сзади характерный дизельный стрекот — выгрузив спасателей на турбазе, «газон» МЧС спешил обратно. Не сказать, что ATV слабо приспособлены к бездорожью и медленно движутся, однако скорость, с которой настигал нас звук дизеля, просто поражала — словно под его колесами не безразмерная лесная колея и глиняные болота, а первосортный асфальт. В итоге грузовик буквально выскочил из-за поворота, уперся в корму «квадрика», терпеливо подождал, пока мы выберемся из очередной болотистой ловушки (сам он прошел это место играючи), а потом, едва мы нашли возможность съехать с дороги и пропустить его, умчался вперед | Хамар-Дабан
«Туда» мы ехали, проклиная болотистую глиняную колею. Но залитая дождем дорога «обратно», после того как по ней с интервалом в несколько часов прошли сначала «шишига», а потом дважды ГАЗ спасателей МЧС, стала по-настоящему экстремальной | Хамар-Дабан
Пожалуй, самое гадкое место на обратном пути. Сейчас Кота стащит в колею… | Хамар-Дабан
…и поставит поперек дороги, как несколько минут назад было с Егерем. Но Suzuki удалось придать правильное направление, приподняв и перетащив корму за металлический багажник. У Arctic Cat такого багажника нет. Зато есть лебедка, а по краям глиняной ловушки рас | Хамар-Дабан
Хамар-Дабан
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог