|
БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЖДЕНИЯ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ОТ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕГУЛИРОВКИ ФАР. ОСОБЕННО ЗИМОЙ, КОГДА ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК ДОМИНИРУЕТ |
ЖЕСТКИЙ СТАНДАРТ
Регулировка ближнего света фар по ГОСТу – одно из самых жестких требований при прохождении техосмотра. Проблемы случаются даже у владельцев автомобилей с левым рулем. Что же говорить о машинах из Японии или США, где требования к автомобильной оптике совершенно другие.
В процессе эксплуатации возникает множество причин для нарушения фокусировки оптики – изменение геометрии кузова даже после небольшой аварии, сильно просевшие пружины или их замена. Да и просто хорошая тряска по разбитым улицам или банальная замена перегоревшей лампы на новую может внести свои изменения. А уж если не видно, что происходит на правой обочине, или мигают встречные – надо срочно обращаться в сервис.
Особого внимания требуют праворульные авто, поскольку они составляют значительную часть регионального автопарка. Обычно у них и больше всего проблем на пунктах ТО. И «заворачивать» их владельцев для исправления регулировки фар – обычная практика на пунктах ТО. При этом на любой станции техосмотра есть сервис, где могут выполнить эту процедуру. В большинстве случаев все решается тем, что с помощью регулировочных винтов свет фар выводится вправо и вниз, чтобы исключить ослепление встречных водителей. Но избавиться таким образом от характерного «левого угла» (фары-то предназначены для левостороннего движения) не удается. Получается, что фары светят слишком низко, снижается дальность и качество освещения. Водитель теряет часть обзора – он больше утомляется, пытаясь что-то разглядеть. Поэтому, кроме того, на стекло наклеивают полоски непрозрачного скотча, убирающие лишние пучки света.
Неслучайно первый вопрос в любом независимом сервисе, куда обратится владелец японского автомобиля для регулировки фар: «вам это нужно для ТО или для себя?» Если для ТО – тогда советуют обращаться на пункт техосмотра. Если «для себя» – пытаются найти разумный компромисс, чтобы фары не так откровенно светили на встречку и более-менее сносно освещали правую сторону. При этом честно предупреждают, что пройти техосмотр с такой регулировкой не получится.
Но существуют ли, кроме обычной регулировки штатными винтами, какие-то иные способы и варианты решения проблемы?
|
СВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Фары автомобилей с правым рулем сделаны так, чтобы формируемый световой пучок
освещал свою полосу движения и в значительной степени левую обочину. В Европе – с точностью до наоборот. И чтобы привести свет в соответствие ГОСТу окончательно и бесповоротно, самый верный способ – заменить фару на европейскую. Кстати, этот вариант подходит не только для тех машин, которые имеют свои аналоги на европейском
рынке. К замене оптики ГОСТ достаточно лоялен.
ГОСТ 51709-2001:
«На АТС, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на используемые на АТС других марок и моделей».
|
То есть этот вариант вполне подойдет для б/у машин из Японии, большая часть которых давно не выпускается. Впрочем, в этом случае без переделок и подгонки фары не обойтись. Но в случае успеха результат будет идеальным.
Но даже если в магазине для автомобиля найдена «левая» оптика от европейского аналога, не стоит спешить с покупкой. Редакции известен пример, когда фары китайского производства, попросту скопированные с японского оригинала, выдавались за европейские, но после их замены точно так же светили налево, как первоисточник. Так что если менять фары, то с осторожностью, и лучше обращать внимание на продукцию
известных производителей, а это недешево. По имеющейся информации, адаптировать
японские фары под евросвет можно тюнинговыми модулями Hella DE (биксенон), которые имеют сертификат соответствия POCC и полностью соответствуют ГОСТ
51709-2001. Но это влетит в копеечку.
Впрочем, есть и другие, малобюджетные способы корректировки оптики праворульных автомобилей, давно известные народным умельцам. Самый простой, но не эстетичный – заклеить непрозрачной пленкой определенную часть стекол фар, закрыв тем самым часть светового пучка, которая светит влево и вверх. Продаются также специальные универсальные светокорректоры фар для праворульных автомобилей – в виде наклеиваемой на стекло пластиковой линзы, меняющей направление светового потока. Тоже не лучший вариант.
В фарах с галогеновыми лампами H4, где в одной колбе две спирали – ближнего и дальнего света, можно изменить поток света, повернув лампу вокруг оси на определенный угол. Метод самый доступный по цене, поскольку ничего покупать не нужно. Суть в том, что в лампе Н4 под спиралью ближнего света есть специальный экран, который отсекает часть светового потока и задает его первоначальную форму. В автомобилях с правым рулем лампа установлена так, что этот экран находится не в горизонтальном положении (тогда фары светили бы прямо), а под небольшим углом – так, что фара светит на левую сторону. Если же повернуть лампу против часовой стрелки (если смотреть по ходу движения), соответственно фара будет светить преимущественно на правую обочину. Тут важно не перестараться, иначе световой поток сильно расплывется – ведь он формируется так же и рассеивателем стекла.
Существует несколько предлагаемых интернет-сообществом способов поворота лампы H4. Например, отрезать усики (язычки) крепления и установить лампу под другим углом, добившись нужного результата. Но в некоторых машинах лампа держится только за счет усиков, и без них проваливается внутрь. В этом случае можно рекомендовать другой способ – из жести вырезать переходник – кольцо с такими же усиками, и вставлять лампу с ним. Но есть и более оригинальный метод, который, к примеру, предложен был пользователем под ником Light – переделать саму лампу, если колпачок крепления колбы не приварен к цоколю, а обжат. В этом случае цоколь зажимается в тисках, а колпачок колбы пассатижами поворачивается на нужный угол. И никаких переходников не надо, и лампа надежно держится за счет собственных усиков.
Сложнее с так называемыми «хрустальными» фарами, где используется отдельная
лампа ближнего света, а форму светового потока задает специальный колпачок-маска.
В этом случае добиться правильного потока сложнее, так как придется вносить конструктивные изменения уже в саму фару. Впрочем, и здесь есть свои умельцы, а способы решения проблемы можно найти в Интернете.
Конечно, с одной стороны, все эти способы – вмешательство в конструкцию. С другой – есть реальная возможность убрать засветку влево. И есть шанс на то, что при прохождении ТО меньше будет придирок. Ведь главным образом от владельцев праворульных машин требуют, чтобы не было левой «галки», то есть чтобы фары не слепили встречных водителей.
•Эксперимент
РАВНЕНИЕ НАПРА-ВО!
Мы решили воспользоваться одним из «народных способов» для ламп Н4 – поворотом держателя колбы относительно цоколя
|
Озвученные в Интернете способы поворота ламп заинтересовали использовать
один из них на конкретном автомобиле с правым рулем. Благо, стоят обычные галогенки (Н4) и к тому же именно рекомендованные одним из способов лампы Narva, характерные тем, что держатель колбы у них не приварен к цоколю точечной сваркой, а завальцован. Согласно предложенной инструкции, лампы были сняты с автомобиля, цоколем зажаты в
тисках и держатель колбы был повернут пассатижами на угол примерно 20 градусов.
После установки выяснилось, что фары действительно теперь светят вправо, создавая наклонный участок светового пятна, который и должен светить на правую обочину. Однако, чем больше угол поворота лампы, тем выше задираются «галочки» и свет начинает расплываться, что не совсем хорошо. Оптимальным вариантом оказалось выставить угол поворота чуть меньше.
Результат эксперимента сразу после установки ламп. Теперь осталось только отрегулировать свет по прибору
|
Получается, данный способ действительно имеет право на жизнь. Хоть и с оговорками – четкость светотеневой границы (она тоже оговаривается в ГОСТе) немного нарушается из-за несоответствующего теперь пучку света рисунку рассеивателя. Но в противовес традиционному методу (увод пучков вниз и вправо, наклеивание скотча) результат получился несравнимо лучше. Теперь фары не светят на встречную полосу, хорошо освещают свою полосу движения и обочину. Естественно, если одна из ламп перегорит, все придется проделать заново.
|
ФИЛЬТР ул. Рабочего штаба, 20, 77-98-56 | | ГРЕГОРИ МОТОРС ул. Коммунистическая, 65, 96-97-95 |
Пропускная способность станции достаточно высока и при нашем визите были свободные места, так что очереди ждать не пришлось. Цена услуги приемлемая – 300 рублей (здесь и далее – за обе фары). В разговоре с мастером, который специализируется на регулировке фар, выяснилось, что для автомобилей правым рулем предлагается единственный вариант – выправить свет с помощью штатных регулировок. При этом уточнялось – это будет не поГОСТу
|
|
Здесь сразу поинтересовались, какой автомобиль, и предупредили, что японские фары по стандарту не выставят. Но «для себя» могут сделать так, чтобы фары по возможности ровно освещали дорогу. Регулировки только штатными винтами, без наклеек и вмешательства в конструкцию. Стоимость работ – 400 рублей.
|
АВТОДОМ ул. Рабочего штаба, 20, 77-98-56 | | РИКОШЕТ ул. Коммунистическая, 65, 96-97-95 |
На территории сервиса висит баннер: регулировка фар – 100%. Об основательности подхода говорит и плакат в боксе, рассказывающий об особенностях света фар автомобилей европейского, американского и японского производства. По желанию автовладельца фары можно вытянуть направо обычным способом (регулировками) – это будет стоить 250 рублей. Если же лампы H4, то здесь постараются максимально приблизить их к ГОСТу, используя необходимые для этого способы (400 руб.). Как сказал мастер, при регулировке света возможны разные решения – все определяет цена вопроса.
|
|
В этом сервисе, как и во многих, решают проблему света праворульных машин регулировкой фар по уровню. В то же время мастера признают, что в некоторых случаях (например, с H4) можно избавиться от угла влево поворотом ламп и по необходимости этот способ может быть применен. Хотя и относятся к нему критически и не рекомендуют, поскольку, как утверждают, из-за этого появляются искажения, расплывается граница света. Стандартная стоимость регулировки – 400 руб.
|
МЕГА ул. Набережная Иркута, 1/1, 422-422 | | АРС-АВТО ул. Бурденко, 21, 54-76-76 |
Автосервис находится на территории пункта технического осмотра и прежде чем заезжать на ТО, можно удостовериться, что со светом все в порядке, а если нужно – отрегулировать. По словам сотрудников, фары здесь доводятся до максимально возможного приближения к ГОСТу, в том числе и альтернативными методами (помимо стандартной винтовой регулировки). Стоимость услуги – 350-400 рублей, что в целом соответствует сложившемуся уровню цен.
| |
Первый вопрос после того, как мастер узнал, что автомобиль с правым рулем: «делать для себя?». Если так, то выполняют простую регулировку, по возможности избавляясь от засветки влево. Стоимость услуги – 300 руб. Но это если не понадобится что-то делать с фарами. В принципе, «народные способы» известны, могут и подрезать усики, но это будет стоить дороже.
|
ДИАВТО ул. Челябинская, 25, 77-92-92 | | ГОРДЭР АЗС на ул. Сеченова (Юбилейный), 56-03-23 |
Отрегулировать и проверить фары можно перед прохождением техосмотра на пункте технического контроля «Диавто». Самая доступная стоимость услуги – 250 руб. Но и решается максимально просто – сведением лучей фар вправо и вниз и заклеиванием слепящих «галок» в световом пучке.
|
|
Как и в большинстве случаев, для праворульных автомобилей здесь обходятся обычными регулировками – по максимуму корректируют лучи вправо. Зато цена невысока – 260 рублей.
|
Кирилл ЮРЧЕНКО
Автомаркет+Спорт № 17/2010
|