Трофи-рейд Торы – Шаманка
Просмотров: 11928
15 Октября 2010

«РУБИЛОВО» ЗА ШАМАНКУ














 

Трофи рейд Торы – Шаманка

Текущий год в регионе был насыщен внедорожными мероприятиями, разного уровня и зон «покрытия». Но среди всего состоялся один трофи-рейд, для кого-то ставший куда значимей самых титулованных соревнований.

Трофи рейд Торы – Шаманка

Тункинская долина. Многие здесь мчались по хорошей трассе на Аршан, в Жемчуг, Нилову Пустынь или Монды. Почти цивилизованный туризм, но тихим теплым вечером в долину вошли семь экипированных внедорожников из Иркутска. И вовсе не затем, чтобы прокатиться по местам общественного отдыха – задача у них стояла совсем иного рода. Прогремев клыкастой резиной от Култука около 50 км, в поселке Торы боевая колонна свернула резко вправо, форсировала Иркут по старому аварийному мосту и рассредоточилась в лесу за селом Далахай. После ночлега им предстоял доселе невиданный трофи-рейд – через хребты и глухую тайгу предсаянских гор в поселок Шаманка.

НОВАЯ ДЖИП-ДЖОМОЛУНГМА

Около 100 км «дороги», которой еще никто «насквозь» не проходил. За три полных дня. Утром в пятницу с первыми редкими комарами двинулись – организаторы, они же сталкеры этой трофи-экспедиции, с немецкой педантичностью соблюдали график. Сразу затяжной скальный подъем, размытый и неприглядный, хотя это еще шла вполне рабочая дорога к близлежащим заготовительным базам. Судя по тому, что накануне оттуда спустился Kia Sorento, пока можно было не держать фотокамеру на курке – сидящему в джипе, подготовленном по классу «экстрим», ничего интересного этот участок не предвещал. Разве что по-своему начинала обуревать природа, роскошная в своей дикой махровой неприступности, стянутая тяжелыми тучами, уже не сдерживающими дождик. Итак, куда мы едем и зачем?

С точки зрения домашних трофийных маршрутов, для иркутских джиперов уже давно сложился некий собственный «Эверест» – покорение дороги на порт Байкал. Классика жанра, по которому мерят уровень подготовленности техники и людей. Кроме всего, «восхождение» по этому маршруту мотивировано определенной героико-драматической историей края. Но сейчас дорога эта «накатана» до такой степени, что впору сертифицировать как полигон для чайников. А что если «пробить» какой-то альтернативный маршрут, по которому еще никто не хаживал, не езживал? Пусть без особой истории, но все же?

Таким вопросом задались Владимир Михайлов и Павел Слюнкин еще в бытность индивидуальных трофи-походов. Это сейчас они побеждают, где только можно, а в ту пору в том же «Протекторе» о них никто и не знал. Ездили сами потайге на обычном «головастике», потом на стандартном 469-м, и думать не гадали, как далеко их занесет. Осваивать район Шаманки с ее «сетью» орехо-ягодных дорог ребята начали давно, и чем дальше забирались в лес, чем больше обретали горько-сладкий off-road-опыт, тем сильнее мучила жажда найти отсюда выход в Тункинскую долину. Сама по себе задача выглядела не такой уж диковинной. Если копнуть «архивы» края, то, например, в свое время где-то в этом же районе проводили изыскания на предмет прокладки новой ветки Транссиба. Путь все же пошел ближе к Байкалу, а этот горно-таежный «треугольник» пошел на нужды леспрома, охотничьих и прочих добывающих хозяйств.

Несколько лет у ребят ушло на то, чтобы, используя действующие и давно заброшенные просеки и зимники, буквально нащупать и, в конце-концов, «нарисовать» этот заковыристый маршрут. Сейчас его можно повторить и с другими ходами, но именно этот, красиво витиеватый, стал первым. В ходе многих разведывательных экспедиций с той и другой стороны, когда часть пути приходилось идти пешком с пилами наперевес, удалось-таки через «дорожную сеть» по реке Тойсук максимально приблизить две противоположные ниточки. Кстати, о глобальности изысканий говорит даже факт – некоторые лазейки открывались в ходе зимней воздушной разведки, когда по случаю использовался вертолет!

Но при всей близости двух проторенных веток, для их соединения все же оставалось километра три «целинной» перемычки. Летом со стороны Шаманки определенную ее часть расчистили, а на сей раз уже с Тор двинулись с целью окончательной сквозной пробивки. Вместе с матерыми экипажами из «Протектора» – без привлечения ведущих джиперских сил Иркутска, эта финишная задача не была бы решена одним махом. Ведь кроме всего требовалась еще большая «пиловочная» сила, как когда-то для пробивки дороги на тот же Порт-Байкал.

ПРОФИ В ДЕЛАХ ТРОФИ

Семь машин – три УАЗа и четыре LC 70-х серий удостоились чести стать первопроходцами. До действующей заготовительной базы Шара-Жалга долетели весело, с брызгами, потом короткий бросок до старой охотничьей базы Хонгобой. Дорога к ней тоже еще «проездная», хотя уже попалась глиняная колея, одолеть которую с ходу удалось не всем. У кого клиренс оказался меньше, скажем, 35 см, разматывали лебедки. Сама же база Хонгобой, до которой от места старта оказалось 22 км, тот еще объект! В окружении мокрой тайги и тумана ее некогда добротные, а теперь черные полуистлевшие постройки выглядели таким же апофеозом советской лесомонополии, как и предостережением нынешнему лесному безвластию.

Из таких вот символических декораций далее мы стали погружаться в необитаемые хвойные дебри, буквально как в бездонные глубины океана. Но точнее будет сказать врубаться, потому что бензопилами приходилось работать куда как обстоятельней, чем лебедками. Зачастую хоровая работа пил с валежником приобретала куда более значимый смысл, чем вся амуниция джипов, готовых к любой обстановке.

Кстати, о природе. Тайга! В здешних местах она особенная, повышенной «мохнатости», сказочная. Тучи или чистое солнечное небо – внизу все равно торжественный полумрак. Мох не только под ногами, в него укутаны каждый ствол и всякая ветка, и он гирляндами свисает с деревьев подобно лианам в джунглях. По красоте это ничуть не уступает фантастическому лесу в камеруновском «Аватаре», который снимался в одном из китайских субтропических нацпарков. И ни тебе аборигенов хвостатых, ни прочих чудищ. Даже комаров и мошки почему-то почти не было! Свежие медвежьи следы – вот и весь «зоопарк».

Меж тем кедровники здесь старые, и как все старое, уже плохо плодоносят – остатки крупных заготовительных баз с огромными сайбами-хранилищами о том немые свидетели. Удары колотом, конечно, пользы кедрам не приносят, но специалисты говорят, что урожайность в этом районе в основном упала в силу естественного старения леса. И все же шишку здесь еще добывают, да и ягодные поляны радуют глаз своей нехоженностью. Проезжали мы и охотничьи засады на кабанов – зверь тоже не перевелся.

Трофи рейд Торы – Шаманка

Тайга в этих местах просто очаровывает своей сказочной красотой

Однако отвлеклись от самого драйва! Насколько маршрут сложен для прохождения? Есть на нем несколько спецучастков, по коварным колеям и болотинам, через пни и частокол деревьев, с бродиками и подъемчиками. Головной УАЗ организаторов с широко известным теперь позывным «Глухарь» шел фактически как у себя дома. Во-первых, экипаж эти места знает не понаслышке, а во-вторых, теперь это не тот «колхозник» 469-й, что ребята когда-то купили в стоке и на котором начинали разрабатывать маршрут. За годы джип-становления УАЗ сохранил свой 417-й УМЗ, но в остальном эволюционировал кардинально. Одни только 36-е Simex на редукторных мостах давали ему сравнительно хорошую фору, а еще спецраздатка по заказу с понижающей 1:3, обеспечившая с этим двигателем нормальный ползущий режим. Японский гидроусилитель и демпфер позволяют не умирать на руле, о других типичных доработках, включая самоблоки и заднюю лебедку, и говорить не стоит. Вот начните свое знакомство с игровыми автоматами со статьи на тему онлайн автоматов с выводом денег. Это позволит вам начать выигрывать нормальные суммы денег уже в этот момент. Так что никогда не пытайтесь потерять надежду в веру в себя. Играть в игровые автоматы с выводом не так сложно, как вы думаете. Никогда не стоит терять веру в свои победы.

Правда, экипаж как в танке, лучше держать из трех человек. Это нужно на тяжелых участках, когда штурман, например, по пояс увязая, зондирует проводку через лесистую болотину бывшего зимника, его помощник должен фиксировать первую передачу, которую выбивает. Но это все ерунда – машина-то реально прет, как танк, и время от времени спохватывались, что вся колонна так не может. Уровень подготовки все же разный. Кто-то и на 33-х Goodrich пробирался, а кто-то и на длинной 70-ке, доработанной в сущности по экспедиционным стандартам. В общем, колонна растягивалась, но планом это было предусмотрено, и даже при нередких перекурах-перекусах шли по графику.

ЧЕРНАЯ ГРИВА

А то, что в команде собрались профи в делах трофи, сомнений не было. В трудных ситуациях действовали быстро, слаженно, понимая друг друга без лишних слов и жестов. Ни криков нервных, ни тем более ругани. Да и машины не были сырыми: кроме оторванной пипки, глушителя, амортизатора, разбитого стекла да отказа электровентилятора – из потерь в колонне и вспомнить нечего. Скорее, в этом походе утверждались новые приобретения, а именно обсуждали характеристики новой в джиперских кругах лебедки X-Dyna. Отмечалась ее завидная скорость работы и безинерционность, хотя о ресурсных данных пока ничего сообщить нельзя.

Трофи рейд Торы – Шаманка

К рейду команда была подготовлена как надо и морально, и технически, поэтому обошлось без всяких эксцессов

На закате второго дня начался подъем на массивный хребет Черная грива, названный так из-за густых кедровников. И хотя здесь тоже были труднопроходимые участки, в том числе самостийно пропиленные не по «полкам» склонов, а круто-перпендикулярно, бездорожье стало заканчиваться. Во всяком случае, по меркам собравшейся команды это звучало так. Вскоре пошли места, куда за орехом регулярно забираются на «шишигах», а это уже совсем не мера весов, в отличие от тех призраков «дороги», что когда-то пробил гусеничный тягач геологов или лесорубов.

Пожалуй, к «недостаткам» маршрута можно отнести дефицит Vista Point, то есть смотровых площадок, которые так любят те же иностранцы, хотя их здесь трудно представить. Только на третий день, еще «прочесывая» Черную гриву, наши «гиды» вывели к горному останцу, который как сторожевая башня древней крепости гордо возвышался среди сплошной тайги. Можно даже без труда забраться на ее макушку, хотя и в этом случае горизонты открываются едва-едва. Ну а как спустились с Черной гривы, собственно, начались лесные дороги для всей «пехоты», со своими скоростными участками. Здесь уже сам УАЗ-«Глухарь» стал сдерживающим фактором – на подъемах его карбюраторный УМЗ не мог конкурировать с KZ-ами.

Но чтобы команда не заскучала, оргкомитет предусмотрел нестандартный заключительный участок с элементами шоу. Поехали не там, где ездят все, а по старой заброшенной просеке, частично заваленной деревьями, с разрушенными мостками через петляющую речку Выгузово. Поупражнялись в преодолении бродов с отвесными берегами, а потом выскочили еще на одну Vista Point – живописный берег Иркута, с прощальным ужином. До Шаманки оставалось километров десять. Тут самое место подвести итог всей экспедиции, которую бывалые протекторовцы назвали трофи-рейдом года.

Похоже, на джиперских картах действительно появился новый интересный трек, который отличается не только определенной экзотикой, но и гибкостью – если что, всегда можно уйти на «запасные» пути. А что касаемо чувства экологической вины за «наследили», то оно улетучивается на подходах к Шаманке. Новые «дровосеки» уже проложили себе проспекты – свежие двуполосные отсыпки в нынешний период лесной беспредельщины говорят о многом. Современная техника позволяет легко «брить» любые склоны. Так что, бойся, Черная грива, и джиперы со своими пилами здесь совсем ни при чем.

Василий ЛАРИН
фото автора
larin@automarket.su
Фотографии с трофи-рейда

Автомаркет+Спорт № 15/2010

 
Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог