Как действует европротокол
Просмотров: 3743
23 Сентября 2009

КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ

Изменения в ОСАГО

Как уже сообщал «А+С», с 1 марта в силу вступили две новые услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Первая — прямое урегулирование убытков, когда владелец пострадавшего автомобиля может обращаться за компенсацией в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника ДТП. Второе новшество — «европротокол», позволяющий водителям самостоятельно, не вызывая ГАИ, оформить аварию с небольшим ущербом. Попробуем дать своего рода «инструкцию по выживанию», чтобы попытка ускорить и облегчить фиксацию ДТП не привела к отказу в страховой выплате.

1

Последняя стекляшка упала на асфальт. Тишина. Включаем «аварийку» и выходим осматривать последствия. То же самое делает наш оппонент. Автомобили неподвижны, место аварии обозначено в соответствии с ПДД. Что видим? В аварии участвовали только два автомобиля (наш и обидчика — здесь и далее принимаем позицию пострадавшей стороны). Виновник по виду трезв, предъявляет права, документы на машину и полис ОСАГО, и не отрицает своей вины. Люди (с обеих сторон) в аварии не пострадали.

2

Приступаем к осмотру повреждений. Наших, разумеется — «коцки» виновника к ОСАГО не относятся. Треснул бампер, разбита противотуманная фара. Прикидываем, укладывается ли ремонт (замена) поврежденных деталей в 25 тысяч «европротокольных» рублей. Для этого нам, безусловно, потребуются определенные знания — как ориентирование в ценах на запчасти и кузовные работы, так и в конструкции автомобиля, ведь порой за треснувшим бампером скрывается мятый металл кузова. Конечно, трудно требовать от пострадавшего в первые минуты после ДТП спокойствия и рассудительности, но все-таки осматриваем повреждения очень внимательно, не упускаем ни одной мелочи! Если есть хоть малейшие сомнения, вызываем ГАИ и далее действуем в соответствии с законом об ОСАГО, если нет — Читаем дальше.

3

Совместно с виновной стороной заполняем «Извещение о ДТП». Не забываем указать все обстоятельства аварии (время, состояние дорожного покрытия, освещенность и пр.), а при составлении схемы отмечаем дорожные знаки (в первую очередь временные!), разметку (чтобы наш маневр на прерывистой линии не оказался в глазах страховщиков «лишенческим» пируэтом через сплошную). Обязательно сделать фотографии — чем больше и разнообразнее, тем лучше. Фотокамера сегодня есть в каждом мобильном телефоне. Неплохо указать ширину проезжей части и расстояние до ближайших ориентиров (столб, светофор, рекламный баннер, придорожный павильон и пр.), а при наличии колдобин зафиксировать их количество, размеры и положение — возможно, страховщики впоследствии предъявят иск дорожным службам.

4

Еще раз внимательно изучаем все, что записали и нарисовали в «Извещении», ставим свои подписи, после чего ищем инспектора ГАИ (они встречаются в «засадах», на стационарных постах и в батальоне) и просим его поставить «официальный» автограф на нашем творении. Все. Теперь виновник аварии, как и в случае с «обычным» ОСАГО, свободен как ветер, а нам предстоит пробраться сквозь семь кругов российской «автогражданки». То есть заявление мы подаем в страховую компанию ВИНОВНИКА! Второе новшество ОСАГО, то есть обращение к «своему» страховщику, в этом случае НЕ РАБОТАЕТ.

5

Убеждаем страховщиков, что мы не решившие воспользоваться сложной экономической ситуацией мошенники (всплеска таких преступлений сейчас больше всего опасаются страховые компании), и «непреднамеренное» ДТП действительно имело место. И помним, что если эксперт обнаружит скрытые повреждения или определит, что стоимость ремонта превышает «европротокольную», страховая компания все равно не выплатит нам больше 25 тысяч.

6

Вернемся к третьему пункту нашей инструкции. Допустим, в оценке ущерба возникли сомнения, и без помощи ГАИ не обойтись. Тогда, после официального оформления и получения справки о ДТП, мы вправе выбирать, какая страховая компания выплатит нам возмещение — наша или виновника. То есть платить в конечном счете все равно будет СК виновника, просто «наш» страховщик выдвинет ему регрессные требования. Недавнее вмешательство Росстрахнадзора отменило пятидневный срок, в течение которого СК виновника должна была подтвердить готовность к выплате, а отсутствие такого подтверждения становилось поводом для отказа в «своей» СК: теперь «молчание — знак согласия», что не позволит страховщикам искусственно затягивать сроки. Теоретически, ведь правила отказа в выплате до сих пор не сформулированы. И хотя в ряде страховых компаний уже появились документы по новым правилам прямого урегулирования убытков, все они пока находятся под грифом «только для служебного пользования».

«УПРОЩЕНКА» ПРИМЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ

• В аварии участвовали два автомобиля

• Ущерб пострадавшему не превышает 25 тыс. руб.

• Нет ущерба жизни и здоровью

• Полисы ОСАГО обоих участников ДТП выданы не ранее 1 марта 2009 г.

• Степень виновности участниками ДТП не оспаривается

• Заявление подается в СК виновника аварии

Правовое обоснование: Федеральный закон от 24 июня 2008 года №94

и постановление правительства РФ от 30 сентября 2008 года №732


P.S. И все-таки переживать по поводу «евроаварий» и прямого урегулирования убытков, мягко говоря, преждевременно. Дело в том, что поправки в закон об ОСАГО распространяются только на страховые полисы, выданные с 1 марта, причем такие полисы должны быть у ОБОИХ участников ДТП. То есть говорить о массовом приходе «европротоколов» до декабря (читай — до начала 2010 года) не приходится. Возможно, к тому времени придут в порядок нормативы и заработают механизмы выплат, а роль профессиональных помощников наконец-то и в полной мере начнут играть аварийные комиссары, которые в сегодняшних условиях по-прежнему воспринимаются неоднозначно. Впрочем, «европротокол» — дело добровольное, и при любых сомнениях лучше вызвать ГАИ.

Вячеслав Старцев
фото Анатолия Ямбаева

Автомаркет+Спорт № 08

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог