Прогнозы стали сбываться даже раньше, чем предполагалось: официальный дилерский рынок после короткой «передышки» оживает не по дням, а по часам. Банки возвращаются к лояльной политике кредитования, а сами автопроизводители всеми возможными способами продвигают свой товар. Сейчас даже вновь назревает ситуация превышения спроса над предложением – дисбаланс не в пользу покупателей. И вообще, рынок новых иномарок уже настолько «пожирнел» и стал независимым, что теряет свой некогда идеалистический ореол прямо на глазах.
Например, на днях заметил такую тенденциозную вещь в одном дилерском центре: еще не так давно покупателей здесь торжественно потчевали подарочками при выдаче автомобиля – коробкой конфет и шампанским, а сейчас уже обходятся без этого. Понятно, то было время «завоевания» рынка, а теперь, когда в год продается несколько сотен автомобилей, на всех подарков не напасешься, да и с какой стати? Торговый конвейер! И это правда – менеджеры отмечают новый наплыв клиентов, иногда едва успевают выдавать машины, тут уж не до корзинок со сладостями. Не везде, конечно, но некий поворот на «диктатуру» автопроизводителей уже наметился. И дело даже не в том, что время «испортило» многие понятия: тот же рестайлинг – раньше с этим обычно связывали довольно глубокую доработку модели, а сейчас уже обходятся едва заметными новшествами.
Все же надо отметить, что гиперподъема спроса в этом году еще не будет, то есть не следует ожидать очень уж резкого скачка объемов продаж, однако это не значит, что свободный выбор автомобилей не станет проблемой. Дело в том, что ряд автокомпаний в текущем году подстраховались и взяли курс на сокращение квотирования. Видимо, памятуя о проблеме докризисного перепроизводства и затоваривания складов автомобилями еще 2008 года выпуска, которые до сих пор приходится как-то реализовывать. Дилеры, если это возможно, на всякий случай начинают запасаться машинами впрок, на перспективу, или работают по фактическому наличию. Между прочим, некоторые модели в иных редких версиях и сегодня придется дожидаться под заказ около полугода!
Другой непростой и даже более важный аспект дилерского рынка – технический. Автомобили становятся хуже. Конечно, не по дизайну и комфорту, а в плане простоты обслуживания и ремонта. Такого мнения люди, хорошо знакомые с внутренним миром сервисного рынка. И касается это не только премиум-брендов. Вообще, вам доводилось видеть инструментарий на фирменной СТО дилерского центра? Зрелище не для слабонервных – такими «изуверскими» по исполнению и разнообразию изделиями, наверное, не могут похвастать ни авиатехники, ни хирурги, ни средневековые инквизиторы. Особенно, если вспомнить, что в 90-х годах большинство иномарок тоже чинилось при помощи обычного набора ключей и традиционных «кувалдометров».
Суть «ухудшения» автомобилей новых поколений связывают не только со сложностью и прихотливостью конструктивных решений. Скорее, это связано с ограничением доступа альтернативных СТО к выполнению даже относительно простых технических операций, а также с «одноразовостью» узлов. Делается это намеренно. На первый взгляд, автокомпании тем самым пытаются оградить свою продукцию от несанкционированного вмешательства «дилетантов», но, как говорят производители комплектующих, в этом есть весомая доля лукавства. Просто компании в условиях сокращения прибыли от продажи автомобилей и необходимости увеличения интервалов ТО сами хотят зарабатывать на обслуживании и ремонте. И зарабатывают, причем на всех этапах.
Так, у разных дилеров при одинаковых расценках нормо-часа для «народных» моделей одного класса конечная стоимость ТО может отличаться в полтора, а то и в два раза. Имидж? Ну, как сказать: у одних стандартное ТО включает только самые необходимые пункты, а у других список платных, причем чисто визуальных проверок значительно расширен, отсюда и «набегает» стоимость. Но технические проблемы из-за брака или конструктивных просчетов могут возникать у всех, и вот тут уже начинается другой этап «зарабатывания». Дилеры, как повелось, предлагают дорогой агрегатный ремонт, и хорошо еще, если это могут сделать по гарантии. А если нет? Тогда вся надежда на те самые независимые СТО, которые сейчас уже начинают испытывать «давление» со стороны владельцев свежих и зачастую весьма дорогих иномарок.
Но и это еще не суть технических нюансов. От тяжелых случаев никто не застрахован, и пока они из разряда нечастых явлений, но как быть с особенностями обычной повседневной эксплуатации? Последние наблюдения в этой области не могут не беспокоить. Как известно, многие двигатели современных иномарок «заточены» под стандарты Евро4 и требуют высокооктановых бензинов, без которых нельзя добиться хороших экономических показателей при высокой удельной мощности. Но у нас топливо не соответствует ни Евро4, ни заявленному октановому числу. Во всяком случае, 95-м бензином уже впору пугать непослушных детей, если сами дилеры его «боятся». В «кулуарных» разговорах с клиентами, кому предписан не менее чем 95-й, уже доходит до абсурда: мол, если сомневаетесь, ездите на 92-м, но на ТО в гарантийный период обязательно приезжайте с 95-м в баке. Чтобы в случае чего эксперты не нашли нарушения в эксплуатации!
Получается, собираясь сегодня за покупкой к дилеру, надо беспокоиться не только о наличии желаемого автомобиля, но и его эксплуатационной «пригодности» с учетом рекомендуемых бензинов, масел, интервалов и стоимости ТО.