Маршрут. Олхинское плато
Просмотров: 26826
8 Июня 2012
Олхинское плато и скальник Витязь
Около скальника на поляне размером с футбольное поле стоят две монгольские войлочные юрты и бревенчатое зимовье – это и есть турбаза «Витязь», построенная 6 лет назад

ДОРОГА К ВИТЯЗЮ

Впереди выходные, а все окрестные маршруты исследованы? Едем на Олхинское плато!

Маршрут к скалам Олхинского плато (60 км от Иркутска) можно спланировать на один день, а можно и с ночевкой. Само плато – плоскогорье между долинами Ангары и Иркута с многочисленными скалами-останцами. Каменные россыпи и одинокие скалы на плоских вершинах гор – обычный пейзаж этих мест. Многие оригинальных форм скальники имеют красивые названия – Старая крепость, Старуха Изергиль, Ворона, Фараон, Клеопатра. Выше по течению находится особенно эффектный весной в большую воду порог с крупными камнями и компактная группа скал-останцев. Сюда можно добраться на автомобиле, в выходные здесь интересно наблюдать за тренировками скалолазов. Переночевать можно в войлочных монгольских юртах прямо у подножия скалы.

Лет 40 назад Витязь пользовался огромной популярностью, каждое воскресенье переполненная электричка доставляла на станцию Орленок несколько сот туристов которые пешком преодолевали 6 км до скалы. Здесь регулярно проводились соревнования по скалолазанию. Сейчас на Витязе забитыми крючьями обозначены 19 именных маршрутов длиной 25-35 метров самых сложных V–VI категорий. Скала – идеальный скалодром с полками, отвесами и монолитными участками. Сейчас туристов значительно меньше, хотя к Витязю ведет автомобильная дорога, а рядом на берегу Олхи есть турбаза.

От ближайшего населенного пункта – поселка Большой Луг – до Витязя 20,5 км лесных дорог, пробиться сюда без проводника маловероятно. Многочисленные развилки заканчиваются уходом в сторону или лесным тупиком. Раньше к Витязю можно было проехать по дороге через станции Ханчин и Орлёнок, затем – вверх по долине реки Большая Олха. Сейчас эта старая лесовозная дорога сложно проходима даже для внедорожников. Все деревянные мосты разрушены, Олху (на участке между Рассохой и Орленком) можно преодолеть только через два глубоких брода с большими валунами на дне. На дороге – множество залитых водой коварных ям с грязью.

Олхинское плато и скальник Витязь
К Витязю ведет лесная дорога с многочисленными развилками
Знающие водители предпочитают затяжной объезд по горам, но для новичков угадать нужный поворот здесь трудно. Ориентир правильного выезда из поселка – мусорная свалка в пади Мольта, именно мимо нее в юго-восточном направлении проходит дорога на Витязь. Если обнулить счетчик сразу после свалки, на заметных развилках через 4 км и 11 км нужно поворачивать направо, на третьей развилке через 12 км – налево в гору на перевал – по лесной дороге с крупными камнями. По краям дороги будут глыбы камней со следами просверленных отверстий для раскола валунов. Плохо накатанные второстепенные лесные повороты надо игнорировать и держаться наезженной колеи. На спуске с перевала (через 13 км) на развилке необходимо повернуть направо вниз под гору вдоль ключа Зырянский. Дорога каменистая, при сильном дожде опасна скрытыми водой глубокими извилистыми промоинами. Через 14,1 км – снова поворот направо, ошибка грозит тем, что через километр дорога приведет на заброшенную горнолыжную базу с ржавеющим разобранным подъемником, двумя десятками домиков и зимовий возле дороги. Перед горнолыжкой справа будет виден изгиб реки Большая Олха и вдали над кронами густого леса – скальная макушка Витязя. По тропе вдоль реки до него меньше километра, по дороге в объезд – 4,3 км. http://doktor-vet.ru/

От горнолыжки или последней развилки нужно проехать вниз по долине 2 км до следующей развилки с бетонным мостиком через Олху, направо – примерно 5 км плохой дороги до станции Орленок, налево к Витязю – через мостик по дороге, придерживаясь основного наката, до развилки на 19-ом км (к стволу сосны прибит указатель со стрелкой к Витязю), там надо повернуть с накатанной лесной дороги налево – вниз под гору.

По дороге лучше набрать дров, возле скальника Витязь сухостоя мало. Через 1,6 км узкая дорога с множеством глубоких луж приведет к поляне у подножия скалы на берегу Олхи. Самый сложный участок – последние 200 м в низине с ручьем. Дорога здесь с кочками и фрагментами старой гати. Проехать можно только на полном приводе, буксуя в грязи. Мы на Renault Koleos безвозвратно оторвали в этих ямах с мутной водой декоративный патрубок на выхлопной трубе и электрический разъем для буксируемого прицепа. Дважды застряли – машину из грязи пришлось высвобождать с помощью пикапа и длинного троса.

В отапливаемых юртах могут жить до 12 человек (400 руб./место). Через Олху перекинут мостик из бревен. По соседству популярные среди альпинистов скалы Идол, Черепаха, Старуха, Крепость. С помощью информационного стенда можно определить, где они находятся. Свои названия они получили из-за характерных контуров. 30-метровый Идол напоминает знаменитых каменных истуканов острова Пасхи – такой же столбовидный каменный монолит с плитой и похожим на головной убор камнем наверху. До спрятавшейся в лесу скалы Идол от Витязя идти по тропе около 30 минут (2,5 км). Места здесь напоминают знаменитые Красноярские Cтолбы, однако скалы Олхинского плато менее известны, и популярны лишь среди местных спортсменов-скалолазов.

Олхинское плато и скальник Витязь
Самый популярный у скалолазов – 30-метровый гранитный Витязь, нависающий на левом берегу над таежной речкой Большая Олха, обильно усыпанной большими валунами
Скальник Идол своей формой напоминает каменные изваяния острова Пасхи, за что, собственно, и получил свое имя
Скала Старая Крепость

Если с долины Большой Олхи проехать по старым дорогам вверх по ручью Зырянский 2-й до вершины (923,7 метра), то можно пешком (200 м) попасть к скалам Старуха и Крепость. Первая названа так за свой массивный выпирающий «нос», сердитые «глаза» и морщинистое «лицо», а вторая – за сходство со средневековым замком. Маршруты скалолазов здесь пробиты шлямбурными крючьями. Красивые скалы, к которым можно практически вплотную подъехать на автомобиле, есть также в районе ст. Андрияновская и в верховьях реки Зазара. Сами скалы хорошо видны с Култукского тракта, а с вершин некоторых скал видна даже синяя гладь озера Байкал.