Милицейская статистика – дело тонкое. Несмотря на огромное количество дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становятся столкновения транспортных средств, наиболее распространенным видом ДТП являются наезды на пешеходов. Они, как правило, всегда фиксируются, тогда как ДТП с материальным ущербом «выпадают» из статистической отчетности.
При наездах люди всегда получают травмы, ушибы, ссадины. Нередко люди серьезно травмируются и даже гибнут. При этом в обществе до сих пор нет взаимного уважения между водителями и пешеходами. Зато есть примеры, когда водители сбивают людей на дорогах, уходя от столкновения с дорогостоящими машинами. Денежные вопросы здесь оказываются выше человеческого здоровья и жизни. И наоборот: пешеходы так активно ненавидят автомобилистов, что готовы разбивать их транспортные средства.
Один такой пешеход – пожилой человек с тросточкой – переходил в Иркутске ул. Лермонтова в районе Академгородка и так осерчал на водителя, который не уступил ему дорогу, что стал бить тростью по багажнику и заднему стеклу автомобиля. Услышав удары, водитель повернул голову назад и сразу нажал на педаль газа, чтобы уехать от разгневанного мужчины. Но через секунду он понял, что не может оторваться от пешехода, так как врезался в машину, которая остановилась на дороге. Дедушка продолжал лупить по автомобилю, вспоминая какой-то фронт, а водитель инстинктивно жал на газ. Водитель же второй машины жал на тормоз, но его машина продолжала ехать – ее просто толкал задний автомобиль. Так, с пробуксовкой, он волок ее несколько метров, пока фронтовик не обессилел. В итоге пешеход ушел, не дождавшись Госавтоинспекции, у виновника ДТП машина оказалась разбита с обеих сторон.
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Следователь ССО по ДТП ГСУ при ГУВД ИО, старший лейтенант юстиции Александр ДОВГОПОЛЫЙ уверен, что давно обсуждаемая проблема «пешеход – водитель» часто сводится к нулю, так как правда в данном случае у каждого своя.
– Понять можно и пешехода и водителя, поэтому хочется дать несколько разъяснений для каждого из противоборствующих лагерей без цитат из статей Правил дорожного движения, которые хотя бы приблизительно знают все участники дорожного движения.
Просто несколько слов из следственно-судебной практики, а это жизненная практика. Обращаясь к водителям, хочется попросить только об одном – не торопиться. Как бы обыденно это не звучало, но практически все причины ДТП именно от этого (не считая пресловутого пьянства за рулем).
Буквально несколько десятков минут, которые выигрывает водитель, превышая скорость, оборачиваются часами стояния на дороге до приезда сотрудников ГИБДД, а дальше – выматывающее следствие и, как правило, суд.
Что происходит после суда, остается только гадать, так как санкция статьи за нарушение правил дорожного движения предполагает возможность как реального, так и условного наказания.
Это не считая денег, потраченных на компенсацию пострадавшим, на адвоката, на ремонт автомобиля. Даже если пешеход не прав, а такое происходит, чего греха таить, сплошь и рядом, материальную ответственность несет водитель.
Некоторые водители пытаются высудить у пешеходов, ставших виновниками ДТП деньги на ремонт автомобиля. Как правило, суд не удовлетворяет подобных исков, но бывает обратное.
НЕРАВНЫЙ ОБМЕН
29 сентября 2008 г. в Иркутске на ул. Улан-Баторская автомобиль Toyota Caldina совершил наезд на женщину, которая переходила дорогу напротив ночного клуба «Мегаполис». Причиной ДТП стали действия женщины, которая в нарушение требований п. 4.5 Правил дорожного движении РФ вышла на проезжую часть, не оценив расстояние до приближающегося транспортного средства, его скорость, не убедилась в безопасности, начала переходить проезжую часть в не установленном для перехода месте. Этим она создала помеху для движения транспортных средств и тем самым нарушила п. 4.3 ПДД РФ.
После ДТП водитель выдвинул исковое заявление о возмещении с женщины материального ущерба, полученного автомобилем, в размере 80 000 руб., и суд удовлетворил иск. При этом он удовлетворил исковое заявление пострадавшей при наезде женщины, обязав водителя выплатить ей 250 000 руб. Здоровье оказалось дороже железа. Нельзя забывать, что транспортные средства являются источником повышенной опасности.
СКОРОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
– При соблюдении должного скоростного режима у водителя есть возможность затормозить даже в том случае, если на дорогу выбежит не совсем адекватный пешеход. К ним относятся дети, всегда готовые внезапно выбежать на дорогу, а также пожилые люди и нетрезвые пешеходы.
НИ САНТИМЕТРА В СТОРОНУ
Отдельно – о пешеходах. Некоторые не знают, что зона действия пешеходного перехода – отрезок дороги от знака до знака, то есть несколько метров, обозначающих пешеходный переход.
Знаки устанавливаются по разным сторонам дороги. Если наезд происходит хоть на 20 сантиметров не в зоне знака 5.19.1, 5.19.2, то происшествие не будет классифицироваться как наезд на пешеходном переходе. В результате действия водителя оцениваться будут иначе, не так жестко.
11 сентября 2008 г., вечером, в половине одиннадцатого, на ул. Байкальская, между остановками «Трилиссера» и «Баргузин», автомобиль Toyota Corona совершил наезд на мужчину, который вышел на дорогу в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. На следующий день пострадавший скончался в больнице от полученных травм.
Причиной ДТП стали действия пешехода: он пересекал проезжую часть вне пешеходного перехода, хотя нерегулируемый пешеходный переход находился рядом, в зоне видимости, на расстоянии 38,8 м.
Опять же не стоит торопиться, переходя дорогу в зоне пешеходного перехода. Конечно, ответственность водителей в данной части ужесточена. При наезде на пешеходном переходе водитель понесет уголовную ответственность, его накажут, возможно, посадят и обяжут выплатить огромную компенсацию.
Но будет ли в данном случае легче пешеходу? Нет. Наезд, как правило, ведет к потере здоровья, а иногда и к смерти.
СЕКУНДОМЕР ВКЛЮЧЕН
Обратимся к сухому и точному языку цифр: время реакции водителя – 0,8-1 сек. Около секунды уходит на то, чтобы оценить дорожную ситуацию, подать сигнал, нажать на педаль тормоза – такова физиология человека. В это время автомобиль продолжается двигаться!
За одну секунду автомобиль со скорость 40 км/час преодолевает расстояние более 11 метров. Кроме того, после нажатия на тормоз автомобиль не встанет колом, а будет, постепенно снижая скорость, надвигаться на пешехода.
Правила дорожного движения не предписывают пытаться объехать препятствие (в данном случае пешехода), а требуют принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Поэтому психология пешехода в отношении автомобиля («не трамвай – объедет») не сработает и приведет к плачевным результатам. Пешеходу нужно самому беспокоиться о себе и не испытывать судьбу, выходя на дорогу перед близко идущим транспортом.
Попытки пешеходов пересечь оживленную проезжую часть в зоне видимости регулируемого пешеходного перехода, то есть не доходя до него, либо игнорировать подземный переход, как нередко можно наблюдать на остановках «Волжская» и «Лисиха», предлагаю приравнивать к попытке суицида.
НЕ ТАЩИТЕ МАЛЫША
Также возмущают родители, которые тянут за руку детей между машинами. Они не понимают, что подвергают жизнь ребенка опасности. Он же не может ни на что повлиять и как результат – остается беззащитным перед своими родителями. С другой стороны, у маленького человека с детства закладывается особый стереотип поведения на дороге – он понимает, что можно не руководствоваться правилами дорожного движения.
В заключение хочется сказать: взаимное уважение на дороге, обдуманное и осознанное поведение каждого из участников дорожного движения – залог безопасности. Когда-нибудь, хочется верить, это приведет к тому, что ежегодно в России перестанет гибнуть в результате ДТП количество людей, сопоставимое с населением небольшого города.