Опровержение неприятной для нас статистики сегодня озвучил начальник ГИБДД г. Иркутска Илья Подвойный. Так, по официальным данным ГИБДД, Иркутск находится всего лишь на 48 месте по аварийности среди крупных российских городов. В частности, за первые 8 месяцев 2012 года в областном центре зафиксировано 15555 ДТП, что на 1,4% меньше аналогичных показателей прошлого года. Есть снижение аварийности и по другим показателям. Но почему у страховщиков столь печальные данные?
На статистике аварий сказывается, в первую очередь, высокая загруженность основных магистралей города, а также возросшая нагрузка на ранее тихие улицы. Но расширить все требующие этого дороги не позволяет отсутствие у города финансовых возможностей. Хотя сейчас практически завершены работы по расширению Маратовской развязки, а до середины ноября городские власти обещают провести аналогичные работы по расширению проезжей части еще в нескольких местах города – в частности, будет расширен перекресток улиц Советская и Дек. Событий, а также добавлена дополнительная полоса движения на улице Аэрофлотская.
Кроме того, по официальным данным статистики, в Иркутской области мало хороших дорог: регион находится на 68 месте в стране по доле дорог с твердым покрытием к их общему количеству. Как результат: страховщики отмечают очень высокий процент обращений автовладельцев именно по разбитым стеклам и оптике. Причем именно эти страховые случаи, как правило, не попадают в статистику ГИБДД. Кроме того, автовладельцы обращаются и из-за последствий различных хулиганских действий в отношении их автомобилей, что также не относится к статистике собственно ДТП.
Как посетовали представители ГИБДД, Иркутск буквально захлестнули ДТП с сугубо материальным ущербом, для оформления которых привлекаются сотрудники ГИБДД, при том, что эти ДТП можно оформить и без них – посредством европротокола.
Более того, помимо европротокола в ПДД есть пункт 2,6: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия». Все это, по словам начальника штаба ГИБДД Иркутска Вячеслава Развозжаева, позволяет в 78% дорожных аварий обходиться без длительного ожидания инспекторов на месте ДТП.
Но почему водители не пользуются своим правом упрощенного оформления аварий? Как пояснил ген. директор службы аварийных комиссров «Форсайт» Евгений Лукьянов, основная причина этого – в незнании водителями своих прав и возможностей. В частности, многие не представляют, как составлять схему ДТП и куда потом с ней обращаться для официальной фиксации происшествия. Стоит отметить и тот факт, что водители зачастую относятся с недоверием и к инспекторам ГИБДД, и к страховщикам, опасаясь получить отказ в оформлении ДТП или выплате по нему. Как результат – из общего числа обращений по ОСАГО доля европротокола составляет максимум 10% (в среднем по Иркутску – 7-8%). Как результат: даже при незначительных происшествиях водители ждут приезда сотрудников ГИБДД, теряя свое время и усугубляя дорожную обстановку в городе.