Формализация процесса принятия решения возможна, если цель проектирования удается описать при помощи какого-то показателя, являющегося функцией проектных параметров. Тогда эта задача сводится к отысканию такого сочетания параметров, при котором данный показатель достигает экстремального значения. Проблема состоит в том, Что существование глобального экстремума в задаче о проектировании столь сложного объекта, как колесное шасси, входящего в состав транспортно-технологического комплекса (см. рис. 5.1) (даже при наличии бесспорного, всеобъемлющего и однозначного показателя качества), не только не доказано, но и сомнительно. Напротив, опыт развития этих объектов (гл. 1-4) говорит о существовании множества почти равнозначных локальных экстремумов, выбор между которыми далеко не очевиден. Кроме того, проблема формирования показателя качества проектного решения по новому колесному шасси еще весьма далека от удовлетворительного решения. Наконец, следует иметь в виду, что показатели качества проектного решения не постоянны, а изменяются с течением времени (иначе говоря, шасси, которое раннее было признано оптимальным, в настоящее время может оказаться далеко не самым лучшим вариантом). Поэтому роль руководителя разработки на данном этапе вновь возрастает, так как принятие им ошибочного решения, в лучшем случае, ведет к преждевременному прекращению разработки. Научнообоснованная методология синтеза общего облика ТС и автоматизация процессов анализа проектных альтернатив должны помочь руководителю разработки в принятии решения прежде всего за счет максимального сжатия области рациональных (конкурентоспособных) проектных альтернатив.
В проектировании КТС ОБГ и СКШ
В проектировании КТС ОБГ и СКШ в частности, важнейшую роль играет системный подход, предполагающий:
изучение создаваемой системы как единого объекта, выполняющего определенные функции в конкретных условиях;
возможность членения сложных систем на относительно самостоятельные подсистемы;
возможность членения подсистем на подсистемы более низкого порядка (подсистемами самого низкого порядка являются элементы, внутренняя структура которых не представляет интереса для решения задач данного уровня, однако их свойства влияют на свойства других подсистем и системы в целом, например уровни 6-10).