Кольцевой маршрут от Нижнеудинска с промежуточной точкой в Алыгджере (районный центр Тофаларии, связанный с большой землей только вертолетом) протянулся на 700 км. И хотя готовились ко многому и тщательно, никто не предполагал, что этот путь станет таким изнурительным и трудным, после которого даже у самых опытных и видавших виды участников экспедиции понятие о бездорожье значительно расширилось.
Не так-то просто решиться «нырнуть» в стремнину мощной реки, но отступать никто не собирался. В некоторых случаях брод форсировали в связке |
Капот уже под водой, а берега еще не видно… Невольно ассоциации возникают с погружением батискафа |
Когда капот лифтованного джипа на 36-44-дюймовых колесах скрывается под водой, бурлящий поток подхватывает тяжело груженую машину и она всплывает подобно кораблику из бересты с риском опрокинуться, когда сам сидишь по локти в воде, нужно самообладание, чтобы в подобной ситуации не растеряться и не паниковать. Сначала эти бешеные броды пугали, но очень быстро ребята освоились и отработали свои методы их прохождения.
Иногда «проводниками» в глубоких бродах становились «Уралы» – единственный транспорт, который кое-где здесь ездит, снабжая прииски. По случаю их использовали для проводки самых легких машин: «Урал» подобно дамбе брал на себя основной поток воды, и под его «прикрытием» в образовавшемся разряжении проскакивали джипы. Буквально как в бою штурмовая пехота за броней БТР-ов, хотя и не всегда это получалось слаженно.
Вообще, в рейде были ситуации очень непростые и даже опасные, с риском потерять машины, но сплоченная работа всей команды, в которую был серьезный отбор по моральным, техническим и прочим качествам, позволили достойно справиться со всеми трудностями. Кроме того, участники экспедиции открыли для себя такое явление как моховые болота. Человек в них проваливается по самые бедра, а машина едет только по «целине» и при особой, осторожной технике пилотирования.
Впрочем, по условиям вождения был полный трофи-ассортимент, среди чего конная охотничья тропа или старая колея «Уралов» воспринимались подарком судьбы. Двигались по разным ориентирам, иногда направление подсказывали редкие встречные из коренных жителей, и свои резюме они всегда заканчивали уверенными словами: «Но вы туда не проедете». А ребята таки проезжали.
Машины готовились серьезно (среди них два УАЗа, разные Land Cruiser и даже «котлета»), во время рейда необходимое ТО всегда проходили в редкие минуты отдыха, и поломками в целом особо не досаждали. Был любопытный случай, когда у одного Land Cruiser прямо посередь реки вдруг сгорел клапан отсечки топлива. Такого в ЗИПе не оказалось, машина без него не заводилась, ее какое-то время тащили на буксире, а доставить деталь на «попутках» из Иркутска получилось уже через сутки с небольшим! Вот вам и затерянный край, хотя эта проблема не решилась бы так скоро без спутникового телефона и надежной «тыловой» поддержки. Случались и серьезные поломки типа развалившегося редуктора моста, но все ремонтировалось на месте. Приходилось также воспользоваться услугами вертолета: будучи в Алыгджере, удалось заказать с рейсом из Нижнеудинска немного провизии и топлива, в чем на тот момент уже испытывали нужду.
Одна из целей экспедиции была чисто познавательная. И самое интересное наблюдение из поездки в том, что Тофалария не только великолепная в своей первородной дикости территория, но и далеко не заповедная, как про нее думают. Видимо, этот ореол закрытости нужен тем, кто здесь ведет добычу золота варварским способом, перекапывая местные речки так, что после на многие гектары остается только лунный пейзаж вперемешку с остатками брошенной техники. И никакой рекультивации никто не проводит. Опять же, участникам экспедиции благодаря приискам удалось пополнить запасы драгоценного топлива: один не очень трезвый золотоискатель всего за литр водки от души выкатил 200-литровую бочку солярки.
Кстати, золото здесь добывали еще в екатерининские времена, но куда более культурным, природосберегающим способом – в шахтах. Правда, условия труда были каторжные, и нередко случались обвалы породы с жертвами, о чем сейчас до сих пор напоминают кресты на некоторых скалах.
Несмотря на большие трудности и задержку, экспедиция закончилась благополучно: самостоятельно вернулись все машины, а главное – все участники, среди которых были женщины и дети, вернулись живыми и здоровыми. Никаких ЧП не случилось. Все это говорит о том, что подготовка и организация рейда прошли на высоком уровне, а в его состав действительно вошли самые достойные люди.
Штурм реки под прикрытием «Урала» – одна из родившихся на месте методик прохождения стремительных бродов, что особенно было важно для легких джипов |
Для форсирования высокой воды с быстрым течением даже приходилось грузить балласт – так меньше вероятность «всплытия» и потери управляемости |
|
Даже некоторые поломки приходилось устранять посреди рек |
Прииск. Нынешняя технология «мойки» золота при помощи мощного гидромонитора. Породу к нему «подгребают» бульдозерами прямо из русла речки |
А вот что остается после золотодобытчиков. Жуткий лунный пейзаж, который уже вряд ли когда восстановится |
Редкое стечение обстоятельств в этом рейде: солнце, сухо и есть возможность отдохнуть и подремонтироваться на фоне красивых пейзажей Тофаларии |
Районный поселок Алыгджер. Связь с большой землей только вертолетом. Подобные автомобили здесь появились впервые |
Если есть корабли пустыни, то «Уралы» – это единственные корабли Тофаларии |