Повышение подвижности диктует необходимость создания автоматизированных систем управления трансмиссий, обеспечивающих, в частности, индивидуальное управление рабочими режимами каждого из колес, взаимодействующих с деформированным грунтом. Большинство современных трансмиссий требует общего управления с энергетической установкой СКШ. Эти особенности привели к появлению единой автоматизированной бортовой системы управления движением шасси, проектирование которой требует разработки адекватной модели.
Модель колебаний шасси. Обеспечивает информацию о движении составных частей СКШ при его перемещении в заданных режимах по неровным дорогам, а также о воздействиях всех видов на экипаж, груз и целевое оборудование в этих условиях. Многоосность, большие размеры и своеобразие воздействия внешних факторов накладывают на эти модели существенный отпечаток. В ряде случаев значительно большее, чем у обычных автомобилей, влияние на экипаж и груз оказывает податливость несущей системы СКШ, особенно шасси рамной конструкции.
Совершенно особый случай, практически не встречающийся при моделировании колебаний обычных автомобилей, — это колебания неподвижного шасси с оборудованием под действием кратковременно приложенной (импульсной) нагрузки.
В состав современной единой автоматизированной бортовой системы управления движением шасси входит подсистема управления подвеской колес, проектирование которой также требует разработки адекватной модели колебаний и принципов синтеза системы автоматизированного управления.
Модель технико-экономического совершенства шасси. Особенности этой модели определяются своеобразием задач, решаемых транспортно-технологическим комплексом в целом, а также масштабами производства СКШ, серийностью и сопоставимостью экономического эффекта от применения шасси с себестоимостью.
Описанная выше совокупность моделей представляет собой систему блоков общей модели шасси.
Каждый из блоков общей модели шасси (блоки 1-9), в свою очередь, состоит из ряда расчетных модулей. Членение блока на модули определяется перечнем задач рассматриваемого этапа.
В последующих главах последовательно рассмотрено современное построение исходных данных для основных блоков модели «Специальное колесное шасси» на разных этапах проектирования.