Российские автоконцерны просят государство ужесточить требования к промышленной сборке иномарок. Минэкономики уже раскритиковало их, ссылаясь на необоснованные преференции для российских компаний, но аналитики считают, что в противном случае уровень локализации сборки иномарок в России так и останется невысоким.
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация "Предложения по модернизации режима промышленной сборки" от 31 марта. По словам источников "Ъ", документ подготовлен по предложениям "Соллерса", а также концерна Renault и АвтоВАЗ, которые ведут переговоры с "Соллерсом" о совместном развитии компонентной базы в России.
Режим промышленной сборки регулируется постановлением правительства N 166 от 2005 года. Инвесторы могут импортировать в Россию автокомпоненты по льготным (0-5%) таможенным ставкам в обмен на обязательство в течение 7 лет создать мощности по сварке, окраске кузова и сборке в объеме до 25 тыс. автомобилей в год, а также сократить перечень импортируемых компонентов на 30% в течение 4,5 лет. По промсборке работают заводы GM, Nissan, Toyota, Ford, Renault и Volkswagen, а также ряд российских заводов, собирающих иномарки: заводы "Соллерса" (Fiat и SsangYong), "ИжАвто" (Kia; сейчас остановлено), ТагАЗ и др. Объем сборки иномарок в 2009 году – 360 тыс. штук (данные PwC).
Презентация предлагает ужесточить требования к инвесторам, желающим собирать в России иномарки. В частности, им необходимо за 4 года создать мощности по выпуску не менее 300 тыс. автомобилей, половина из которых должна быть оснащена двигателями, коробками передач и штампованными деталями кузова российского производства. Таких объемов производства и мощностей, как и прав вносить изменения в конструкции автомобилей, нет ни у одного сборщика. Предложения не затронут заводы, которые уже собирают иномарки в стране, а также заводы Peugeot-Citroen и Hyundai. Но большинство соглашений по промборке истекают в 2013-2014 годах, после чего они наверняка будут перезаключены на новых условиях.