Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Тормозные жидкости (Экспертиза)




Тормозные жидкости (Экспертиза)
Просмотров: 29250
24 Сентября 2008

НЕ СГУБИ, БУТЫЛОЧКА







Тормозные жидкости

В магазинах сегодня – целые россыпи разномастных флаконов с надписью «Тормозная жидкость», один другого краше. Но насколько заявленные качества их содержимого соответствуют реальным требованиям безопасности? Чтобы узнать это, мы купили десять различных образцов тормозной жидкости (ТЖ) и отправились с ними в лабораторию.

Что проверяли?

Требования к тормозным жидкостям вытекают из условий их работы. При экстренном торможении температура ТЖ может повышаться до 200°С. Поэтому стандартами в первую очередь нормируется температура кипения, при которой растворенные в тормозной жидкости газы резко увеличивают свой объем и, естественно, снижают эффективность торможения. Чтобы этого не случилось, контролируют «сухие» жидкости, которые должны обладать высокой (230–270°С) температурой кипения.

Большинство используемых в настоящее время ТЖ гигроскопичны. Установлено, что за год эксплуатации жидкость в тормозной системе автомобиля может накопить 2–3% воды, в результате чего существенно снижается температура ее кипения. Стандартом нормируется температура кипения «мокрой» тормозной жидкости (в 100 граммов жидкости искусственно вводится 3,6 грамма воды). Для DOT4 эта температура находится в пределах 155–170°С.

При эксплуатации автомобилей в холодных климатических зонах ТЖ обеспечивает нормальное функционирование тормозной системы при температуре до -50°С. Для этого нормируется температура застывания.

Нормируются также высокотемпературная вязкость (при +100°С), характеризующая смазывающую способность жидкости, и низкотемпературная вязкость (при -40°С), оценивающая прокачиваемость жидкости по тормозной системе.

Содержание противокоррозионных и противоокислительных присадок в жидкости оценивается по водородному показателю рН. В среднем он должен укладываться в интервал 7.5–9,0.

Обязательно контролируется плотность тормозной жидкости, которая указывает на принад-лежность жидкости к семейству гликолевых (1,04–1,07) или минеральных (менее 1,02).

В наших исследованиях также определялись коэффициент преломления (на рефрактометре) для оценки состава жидкости и содержание влаги экспресс-методом (с применением прибора с тремя светодиодными индикаторами: зеленый – влаги до 1,5%, желтый – влаги 1,5 – 3,0 и красный – свыше 3%).

Кого проверяли?

Для испытаний были приобретены десять образцов тормозных жидкостей, пять произведенных в России и столько же иностранных. Все образцы – приблизительно одного стандарта DOT4. Почему приблизительно? Некоторые производители на этикетке ставят цифру 4 без обозначения DOT, а кто-то и стандарт DOT4 указывает, хотя на самом деле жидкость этому классу не соответствует.

Наши образцы сначала прошли испытания на температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости. В результате выяснилось, что по этим показателям только одна из отечественных жидкостей соответствует классу DOT4 – РосDOT4. Из иностранных высокий класс подтвердили три образца: Mannol, TCL и Neste. Остальные можно отнести только к классу DOT3. Это означает, что тормозная система современного автомобиля не будет иметь заложенную производителем надежность.

Опасная тенденция

Многие СТО имеют приборы для определения влажности ТЖ. Внешне он похож на авторучку, с тремя светодиодами: зеленый, желтый и красный. Зеленый говорит, что все нормально, воды в тормозной жидкости не более 1,5%. Желтый предостерегает – воды от 1,5 до 3,0%. Красный предупреждает о необходимости замены жидкости: воды в ней более 3,0%.

Мы воспользовались подобным прибором для определения влажности и получили неожиданные результаты. На одном образце («Роса 4») сразу загорелся красный светодиод, то есть тормозная жидкость от производителя не пригодна к эксплуатации. Еще два образца, долго работать не готовы («Томь 4» и Sintec). Закономерно, что у этих трех образцов должна быть низкая температура кипения, что и подтвердили исследования. Elf и Castrol подмигивали зеленым, хотя температуру кипения давали низкую.

Можно, конечно, усомниться в точности показаний этого прибора, хотя на заведомо качественных жидкостях прибор не дал повода усомниться в своей компетентности.

Следующее испытание – температура застывания. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном морозе. Иначе возрастает ее вязкость и, соответственно, время срабатывания тормозной системы. Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные системы с ABS. Вязкость нормируется не только при отрицательной температуре, но и при +100°С. В нашем случае в «положительный» норматив не уложились два образца: «Томь4» и Sintec.

Химсостав

Все тормозные жидкости по химическому составу можно разделить на три типа:

1. На основе касторового масла и бутанола (минеральные)

2. На гликолевой основе (двухатомные спирты)

3. На нефтяной основе (углеводородные)

Первый тип жидкостей используется в старых автомобилях, и в современных скоростных не применяется. В первую очередь — из-за низкой температуры кипения и высокой температуры застывания.

№ образца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Страна-производитель Россия Россия Россия Россия Россия Германия Германия Франция Япония Финляндия
Вес, г (объем упаковки, л) 455 445 455 455 455 (0,5) (0,25) (0,25) 355 (0,5)
Стоимость, руб. 63,3 50,4 65 50 65 170 150 150 113,7 160
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Температура кипения "сухой" жидкости Норма для класса DOT3 не менее 230°С, для класса DOT4 - не менее 250°С, для класса DOT5.1 - не менее 275°С
260 220 239 229 243 260 230 248 262 261
Температура кипения "увлажнённой" жидкости Норма для класса DOT3 не менее 130°С, для класса DOT4 - не менее155°С, для класса DOT5.1 - не менее 165°С
155 135 140 142 145 151 138 141 150 165
Температура застывания (потеря подвижности) Норма не выше -50°С
-50 -43 -42 -38 -43 -40 -41 -40 -45 -50
Вязкость кинематическая при 100°C, сСт Норма не менее 2,0 сСт
2,38 2,13 1,91 1,83 2,23 2,21 2,39 2,30 2,16 2,22
Водородный показатель Норма не менее 7,5
7,50 8,31 9,5 9,3 8,35 7,80 6,60 6,72 9,40 7,77
Коэффициент преломления 1,468 1,465 1,468 1,468 1,465 1,465 1,465 1,465 1,452 1,451
Плотность при 20°С, г/куб. см Не нормируется, но определяется 1,04-1,07
1,076 1,077 1,071 1,061 1,073 1,069 1,071 1,07 1,045 1,037
Содержание влаги (по экспресс-методу) Зелёный светодиод - норма, жёлтый - предупреждение, красный - замена
зел. красн. жёлт. жёлт. зел. зел. зел. зел. зел. зел.

Второй тип жидкостей в настоящее время самый распространенный. В его основе присутствуют боросодержащие полиэфиры (гликоли) и антикоррозионные присадки. Простейший представитель семейства гликолей – хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый для приготовления антифризов.

Третий тип — негигроскопичные (не впитывают влагу), не провоцируют коррозию и служат дольше гликолевых. В то же время такие жидкости, вследствие многократного возрастания вязкости при низких температурах, не всегда могут обеспечить надежную работу тормозной системы. Однако современные синтетические загустители позволяют получить маловязкие (загущенные) жидкости, дающие хорошие результаты. Но при этом возникают вопросы совместимости с резиновыми уплотнениями, тогда как по остальным показателям углеводородные жидкости значительно превосходят гликолевые.

Антикоррозионные и антифрикционные свойства жидкостей улучшаются добавлением присадок и оцениваются по водородному показателю рН, по нему до нормы не дотянули Elf и Castrol.

Два следующих показателя, плотность при 20°С и коэффициент преломления, не нормируются. Но по этим показателям можно увидеть, одинакова или нет основа жидкостей. И результаты дают право сделать заключение, что, по крайней мере, две жидкости (финская Neste и японская TCL) изготовлены по другому «рецепту» и предназначены для очень нагруженных тормозных систем. К слову, они же имеют лучшие свойства из 10 исследуемых образцов.

Далее последовала проверка на совместимость жидкостей, в ходе которой все десять образцов оказались лояльны друг к другу. Следовательно, в случае крайней необходимости любую из этих жидкостей можно доливать в систему, где работает DOT4. Но только временно, чтобы доехать до ближайшей СТО и полностью заменить ТЖ.

Если же говорить об испытаниях в целом, то, взяв за основу школьную систему оценок, максимальные 5 баллов можно выставить только двум образцам: РосDOT4 и Neste. Один образец заслуживает оценки «хорошо» — японская TCL. 3 балла можно поставить германской Mannol. Остальным «неуд», больше чем на 2 балла они не тянут. А ведь это почти две трети от всех исследованных жидкостей! Тенденция? Опасная, однако!

Кандидат технических наук Евгения Носова

Николай Рудых.

Автомаркет+Спорт № 12

Sintec Euro DOT4 | Тормозные жидкости
Роса 4
  | Тормозные жидкости
 TCL DOT4 | Тормозные жидкости
Neste DOT3 DOT4 | Тормозные жидкости
Тормозные жидкости
Тормозные жидкости
Тормозные жидкости
Тормозные жидкости
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог