|
Вне всяких сомнений, сама природа заинтересовалась этим многодневным рейдом, решив придать всему более суровую окраску, чем это ожидалось. Позади столько солнечных недель, вся зима без особых осадков, а накануне события всего за ночь выпало столько снега, что даже трасса из Иркутска до Листвянки, где 11 марта за час до полудня был намечен старт, выглядела экстремально. С утра над озером низко висели свинцовые тучи, а лед вместе с накатанными маршрутами бесследно исчез под толстым и плотным при нулевой температуре слоем снега. В предстартовую суматоху все это по-киношному вносило тревожные нотки. Всяких мероприятий на зимнем Байкале проводится много, и становится их все больше и больше. Люди идут по озеру пешком, на лыжах, на коньках, на санях. Наконец, что больше всего распространено – на автомобилях. Известная туристическая фирма «Байкальская виза» тоже занимается организацией различных походов и экспедиций по интересным местам озера. А в ее зимних пробегах по льду вся фишка в том, что движущей силой туристов выступает такой своеобразный транспорт, как мотовездеходы. Они же ATV (All Terrain Vehicle), они же квадроциклы, они же, сокращенно в народе – квадрики. Вообще-то, мотоциклетная техника для Байкала вовсе не диковинка – местные жители всегда ездили по льду на всяких «циклах», и в них есть свои несомненные преимущества: легкие и «открытые», перебраться через разломы и сманеврировать проще, а в случае чего, проще эвакуироваться. И потом, так ты ближе к суровой природе озера, все восприятия и ощущения обострены, в том числе чувство самосохранения. Так что, для транспортных рейдов по Байкалу мотоциклетная техника даже теоретически подходит более всего. Хотя, конечно, современные туристы, особенно из числа иностранцев, выбирают нечто более подходящее, чем «Уралы» с коляской. Мотовездеходы Bombardier с подключаемым полным приводом и даже лебедками – уже то, что надо. Четыре немца и чертова дюжина русских Всего участвовало три квадроцикла, причем в туристических версиях: двухместные, с багажниками, с базовыми двигателями. А людей собралось немало – четверо гостей из Германии и чертова дюжина, то есть 13 человек, из числа организаторов, проводников и представителей СМИ. Понятно, что с квадриками пошли автомобили сопровождения, причем из числа стандартных внедорожников, без всякой спецподготовки. Вообще, одна из особенностей рейда была как раз в возможности оценить совместимость схожей по назначению, но разной по функционалу и конструкции техники. И кое-какие интересные выводы на этот счет потом сформировались. Так вот, сопровождающий эскорт получился тоже из трех машин: Nissan Terrano и два пикапа, причем Toyota HiLux всего лишь с двухместной кабиной, а пикап Nissan с полуторной, где есть два «инквизиторских» места за передними креслами. То есть машины сопровождения подобрались с уклоном на перевозку багажа. И надо сказать, его набралось много. Несмотря на то, что навьюченными осликами выглядели и сами квадроциклы, два больших кузова пикапа тоже до отказа забили рюкзаками и коробками. В рейде предполагались ночевки в комфортных условиях прибрежных турбаз, однако все готовились и к зимним ночевкам на улице, а также ко всяким экстремальным ситуациям. Поэтому вещей, канистр с топливом, продуктов и, безусловно, стратегических запасов для соблюдения национальных ритуалов, набралось выше крыши. А посему двоим-троим участникам, преимущественно из числа репортерской братии, пришлось устраиваться прямо на рюкзаках в пикапе. Благодаря большим размерам кузова с защитными дугами, на эту роль выбрали HiLux. И точка для съемки подходящая, и солидарность с квадроциклистами поддерживается. Кстати, именно в таких пробегах обнаруживается практическая самоценность полноприводных пикапов: тут и проходимость повышенная, и грузоподъемность никто не считает – забили до упора и поехали. А чтобы так ехать, понятно, должна быть соответствующая экипировка, где особенно важны пуховые рукавицы-краги, подшлемник, очки, термобелье, шерстяная одежда. Среди экспедиционного снаряжения также рация, спутниковая связь и GPS-навигаторы. Более-менее подробные электронные карты побережья Байкала сейчас есть, и с GPS-приемниками ехать комфортней. Впрочем, с учетом работающей во многих южных и центральных районах Байкала сотовой связи, а также за счет спутниковой, ощущение дикости подобных путешествий нивелируется. И только госпожа ледовая обстановка пока еще подвластна только природным законам, и считаться с этим придется. Маршрут рейда от Листвянки намечен на север по западному берегу, с заездом на Ольхон, далее до мыса Рытого, а затем поворот к Ушканьим островам, Чивыркуйскому заливу, в Змеевую бухту и назад. Конечно, с посещением известных туристических достопримечательностей, коих на этом маршруте немало. Старт по времени случился позже намеченного, что вполне естественно. Однако, судя по «скисшим» лицам дисциплинированных немецких товарищей, которые даже рюкзаки четко укладывают с идеальным расчетом полезной площади и объема, отклонение от плана им не очень-то нравилось. Но «русский шутка» и человеколюбивые обряды поклонения местным духам быстренько привели суровых германцев в наиблагоприятнейшее расположение духа. В общем-то, так и надо ездить – на одного немца трое русских. Для психологического баланса, так сказать. Немного трофи и немного дрифта Возможно, подобные рейды станут прообразом новой классификации приключенческих экспедиций, где поисково-познавательный смысл похода совмещается с условиями экстремального скоростного вождения. А может, это слишком надумано. Тем не менее, по ходу нашего путешествия возникло его определение: что-то вроде «трофи-дрифта». В первый день, действительно, намеченный маршрут пришлось пробивать по свежей целине. Впереди квадрик сталкеров, за ним два других, на которых преимущественно шли немцы, потом автомобили – таков основной порядок движения. Конечно, предварительно ледовая обстановка по пути следования «мониторилась»: несмотря на нестабильную зиму и всякие случаи, лед на Байкале доверие внушал. Другое дело, что его неоднородность и коварный снегопад вносили свои поправки в движение. После Листвянки и далее в районе Больших Котов гладкое снежное покрывало сплошь и рядом морщилось ледяными торосами. Иногда эти маленькие остроконечные хребты извивались сложными лабиринтами, так что «ходом» пройти иные участки не удавалось. То и дело мы петляли по этим коридорам в поисках надежных лазеек. Впрочем, наметанный глаз проводников находил такие без особых проблем, да и встречавшиеся трещины с проступившей водой серьезной опасности не представляли. Ни для легких квадриков на сравнительно маленьких колесах, ни для груженых пикапов, кстати, обутых в обычную зимнюю резину стандартных размеров. Правда, однажды попался довольно приличный и только наполовину смерзшийся разлом с водой, который пришлось забрасывать кусками льда. Мототехника проскочила незаметно, а вот последняя машина сопровождения форсировала эту западню достаточно «грубо», уже с глубоко проваливающимися колесами. И глубина снежного покрова с учетом заносов иногда была весьма серьезной. Замерять не замеряли, но что мостовой пикап в некоторых местах мог зарыться по самые ступицы – это пожалуйста. Наверное, самое коварное было в том, что снег и лед при околонулевых температурах преподнес невероятно скользкую опору. Пожалуй, не было в команде человека, кто не упал бы при выходе из машины или «просто так». Очень травмоопасная была обстановка. Да и небезопасная в смысле ДТП. Тормозной путь у автомобилей, независимо от модели зимней резины, включая шипованную, был никаким! О степени сцепления говорит тот удивительный факт, что в иных местах колеса без тяги переставали нормально крутиться! То есть в свободном состоянии при включенном полном приводе они просто начинали скользить по маслянистому слою из снега и льда. Поэтому соблюдение дистанции и внимательность, особенно на скоростных прямиках – были главными условиями движения. Иначе чуть отвлекся на тот же GPS-навигатор или еще что, и можно «догнать» борт впереди идущего, если тот немного сбросил скорость. Или не успеть среагировать на появление ледяных колдобин или трамплинов, плохо заметных в этой болезненно-однотонной мгле. Хорошо еще, что подвеска пикапов даже в груженом виде имеет запас энергоемкости. Тем не менее, ехать можно было, и если позволяли условия, достаточно быстро – до 60 и нередко 70 км/час, причем по целине. И в этой связи как раз тон задавали мотовездеходы, из-за чего колонна нередко даже растягивалась. Вообще, надо заметить, довольно лихо показали себя квадроциклы, хотя они и не новые (наблюдались бряканья в подвеске, писк ремня вариатора при старте, а у одного даже сломан рычаг контроллера, в связи с чем был постоянно установлен в драйв). Им, конечно, тоже было скользко, к тому же на обычной грязевой резине, твердой и экстремально «прореженной», но разгоняться, тормозить и управлять было легче. И хотя руль сам по себе тяжеловат, зато информативен и чувствителен. Кстати, на первый взгляд эти стильные «штучки» с неширокой колеей могут показаться склонными к опрокидыванию, но на деле, если не провоцировать, они вполне устойчивые бестии! И во многом благодаря удачному балансу независимой подвески: она не кренит машинку и не раскачивает, но при этом есть запас ходов и неплохие демпфирующие качества. Да и сидеть удобно хоть за рулем, хоть пассажиром – эргономика на высоте. Ехать приходилось с полным приводом, потому как кроме «пробивной силы» в условиях глубокого снега, только в таком режиме можно нормально контролировать курсовую устойчивость на скорости. Днем, когда «скользкость» повышенная, квадрик особенно склонен к рысканью на прямой и сносу в повороте, но при 4WD корректировать курс рулем и газом труда не составляет. И базовые 400-кубовые моторы Rotax вполне универсальны, если не ставить каких-то особых спортивных задач, но для этого нужны другие условия, цели и подготовка. А так, в «любительском» формате, между делом, и на таких версиях можно с ветерком «подрифтовать», фактически пользуясь абсолютными для этого условиями. Итак, несмотря на поздний выезд и разного рода задержки в пути, уже в сумерках по нашему курсу засверкали огни Бугульдейки, где предстояло сделать ночевку в гостевом имении «Заречное». Таким образом, за первый день проскочили 136 км, что совсем неплохо. А что касается выездов на сушу вообще, то они были связаны не только с ночевками. Например, еще в начале пути мы намеренно прошли небольшую часть по берегу в районе мыса Кадильный, известного своими опасными пропаринами. И на суше квадроциклы тоже были как в своей стихии. Здесь уже и специфичная их резина была кстати: в более плотную снежно-степную дорогу она буквально впивалась своими острыми грунтозацепами. И еще на суше очень важное преимущество квадриков перед джипами оказалось по колее. На том же мысе Кадильный накатанная дорожка в основном шла по узенькой полоске между деревьями или даже между лесом и обрывом. На пикапах надо было идти буквально впритирочку. А в другом месте, где заторосенный заливчик решили срезать по галечной косе, «разноколейность» и вес машин не преминули выйти небольшим приключением. Через самый узенький кусочек этой «насыпи» квадрики пролетели как дрезины по рельсам, а вот один пикап чуть-чуть не вписался, оступился и сполз «под откос», беспомощно утонув в глубоком снегу. Другой пошел к нему на помощь и тоже зарылся по уши. Но всем миром растащили их довольно быстро. После Бугульдейки «дорожная» обстановка поменялась. Последний снегопад сюда особо не дошел, поэтому хватало голого льда в разных исполнениях. Была солнечная погода, похолодало, дул приличный ветер, по озеру сплошь несло поземку, за каждой машиной тоже растягивался приличный снежный шлейф. Второй день ознаменовался посещением района мыса Крестовский, который знаменит старинной камнеломней и древними наскальными рисунками. А потом курс на Малое море, поселок МРС, где была ночевка на турбазе «Ветер странствий». Здесь команду покинули два человека на пикапе HiLux, а следующий день пробирались до Хужира по маломорскому льду, который отличался ото льда Большого моря колотой и неровной структурой с многочисленными выступающими «заплатами». Тем не менее, этот короткий перегон до Шаманского мыса тоже прошли успешно, а оставшийся день посвятили экскурсиям по Ольхону. После ночевки в усадьбе Никиты Бенчарова, автор этих строк тоже расстался с командой, а ребята пошли дальше и, как потом стало известно, благополучно прошли весь намеченный маршрут с возвращением в Листвянку. Техническая поддержка пробега «Лед Байкала–2008» — ООО Компания «Фильтр» Василий Ларин
| |