НЕ СГУБИ, БУТЫЛОЧКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В магазинах сегодня – целые россыпи разномастных флаконов с надписью «Тормозная жидкость», один другого краше. Но насколько заявленные качества их содержимого соответствуют реальным требованиям безопасности? Чтобы узнать это, мы купили десять различных образцов тормозной жидкости (ТЖ) и отправились с ними в лабораторию. Что проверяли? Требования к тормозным жидкостям вытекают из условий их работы. При экстренном торможении температура ТЖ может повышаться до 200°С. Поэтому стандартами в первую очередь нормируется температура кипения, при которой растворенные в тормозной жидкости газы резко увеличивают свой объем и, естественно, снижают эффективность торможения. Чтобы этого не случилось, контролируют «сухие» жидкости, которые должны обладать высокой (230–270°С) температурой кипения. Большинство используемых в настоящее время ТЖ гигроскопичны. Установлено, что за год эксплуатации жидкость в тормозной системе автомобиля может накопить 2–3% воды, в результате чего существенно снижается температура ее кипения. Стандартом нормируется температура кипения «мокрой» тормозной жидкости (в 100 граммов жидкости искусственно вводится 3,6 грамма воды). Для DOT4 эта температура находится в пределах 155–170°С. При эксплуатации автомобилей в холодных климатических зонах ТЖ обеспечивает нормальное функционирование тормозной системы при температуре до -50°С. Для этого нормируется температура застывания. Нормируются также высокотемпературная вязкость (при +100°С), характеризующая смазывающую способность жидкости, и низкотемпературная вязкость (при -40°С), оценивающая прокачиваемость жидкости по тормозной системе. Содержание противокоррозионных и противоокислительных присадок в жидкости оценивается по водородному показателю рН. В среднем он должен укладываться в интервал 7.5–9,0. Обязательно контролируется плотность тормозной жидкости, которая указывает на принад-лежность жидкости к семейству гликолевых (1,04–1,07) или минеральных (менее 1,02). В наших исследованиях также определялись коэффициент преломления (на рефрактометре) для оценки состава жидкости и содержание влаги экспресс-методом (с применением прибора с тремя светодиодными индикаторами: зеленый – влаги до 1,5%, желтый – влаги 1,5 – 3,0 и красный – свыше 3%). Кого проверяли? Для испытаний были приобретены десять образцов тормозных жидкостей, пять произведенных в России и столько же иностранных. Все образцы – приблизительно одного стандарта DOT4. Почему приблизительно? Некоторые производители на этикетке ставят цифру 4 без обозначения DOT, а кто-то и стандарт DOT4 указывает, хотя на самом деле жидкость этому классу не соответствует. Наши образцы сначала прошли испытания на температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости. В результате выяснилось, что по этим показателям только одна из отечественных жидкостей соответствует классу DOT4 – РосDOT4. Из иностранных высокий класс подтвердили три образца: Mannol, TCL и Neste. Остальные можно отнести только к классу DOT3. Это означает, что тормозная система современного автомобиля не будет иметь заложенную производителем надежность. Опасная тенденция Многие СТО имеют приборы для определения влажности ТЖ. Внешне он похож на авторучку, с тремя светодиодами: зеленый, желтый и красный. Зеленый говорит, что все нормально, воды в тормозной жидкости не более 1,5%. Желтый предостерегает – воды от 1,5 до 3,0%. Красный предупреждает о необходимости замены жидкости: воды в ней более 3,0%. Мы воспользовались подобным прибором для определения влажности и получили неожиданные результаты. На одном образце («Роса 4») сразу загорелся красный светодиод, то есть тормозная жидкость от производителя не пригодна к эксплуатации. Еще два образца, долго работать не готовы («Томь 4» и Sintec). Закономерно, что у этих трех образцов должна быть низкая температура кипения, что и подтвердили исследования. Elf и Castrol подмигивали зеленым, хотя температуру кипения давали низкую. Можно, конечно, усомниться в точности показаний этого прибора, хотя на заведомо качественных жидкостях прибор не дал повода усомниться в своей компетентности. Следующее испытание – температура застывания. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном морозе. Иначе возрастает ее вязкость и, соответственно, время срабатывания тормозной системы. Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные системы с ABS. Вязкость нормируется не только при отрицательной температуре, но и при +100°С. В нашем случае в «положительный» норматив не уложились два образца: «Томь4» и Sintec.
Антикоррозионные и антифрикционные свойства жидкостей улучшаются добавлением присадок и оцениваются по водородному показателю рН, по нему до нормы не дотянули Elf и Castrol. Два следующих показателя, плотность при 20°С и коэффициент преломления, не нормируются. Но по этим показателям можно увидеть, одинакова или нет основа жидкостей. И результаты дают право сделать заключение, что, по крайней мере, две жидкости (финская Neste и японская TCL) изготовлены по другому «рецепту» и предназначены для очень нагруженных тормозных систем. К слову, они же имеют лучшие свойства из 10 исследуемых образцов. Далее последовала проверка на совместимость жидкостей, в ходе которой все десять образцов оказались лояльны друг к другу. Следовательно, в случае крайней необходимости любую из этих жидкостей можно доливать в систему, где работает DOT4. Но только временно, чтобы доехать до ближайшей СТО и полностью заменить ТЖ. Если же говорить об испытаниях в целом, то, взяв за основу школьную систему оценок, максимальные 5 баллов можно выставить только двум образцам: РосDOT4 и Neste. Один образец заслуживает оценки «хорошо» — японская TCL. 3 балла можно поставить германской Mannol. Остальным «неуд», больше чем на 2 балла они не тянут. А ведь это почти две трети от всех исследованных жидкостей! Тенденция? Опасная, однако! Кандидат технических наук Евгения Носова Николай Рудых.
Автомаркет+Спорт № 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|