Что изменилось в ОСАГО
Просмотров: 1657
23 Сентября 2008

МАРТОВСКИЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

Изменения в осаго

С 1 марта вступили в действие изменения в закон об ОСАГО, призванные избавить «автогражданку» от многих недочетов и ошибок. Этого момента ждали еще с прошлого года, когда президент дал «добро». А в феврале автовладельцы получили приятное известие — о том, что Минфин пока отказался повышать тарифы: эксперты в Правительстве определили, что при сегодняшних тарифах ОСАГО является безубыточным бизнесом, поэтому смысла в их повышении нет

От старого к новому

Изменений в законе довольно много и не все они вступят в действие сразу. Например, изменения по прямому урегулированию убытков должны были вступить в силу с 1 июля 2008 года, по упрощенной процедуре оформления документов при ДТП — с декабря 2008 года, а по международному обязательному страхованию — с 1 января 2009 года.

Прежде чем перейти к явным нововведениям в закон, рассмотрим пункты, подвергнувшиеся изменениям (сведены в таблицу). У каждого изменения есть свои плюсы и минусы.

Прежде всего, отпала необходимость страховать прицепы. Смысл ясен — прицепы крайне редко становятся причинами аварий (чаще «жертвами»). Хорошо и другое — «прицепный» пункт отменили с 1 марта, а не по окончании дачного сезона, и многие дачники вздохнут с облегчением.

Минимальный срок сезонного страхования для физических лиц сокращается до 3 месяцев — это порадует тех, кто приобретает машины на короткий срок или пользуется ими ограниченное время. Коэффициент для них составляет 0,4 от базового.

Довольно сомнительный прецедент — отмена льготного периода. Это лишает владельца возможности продлить полис на прежних условиях — раньше на это давался месяц (продление допускалось задним числом). При этом сотрудники ГИБДД не имели права штрафовать владельца за просрочку договора, за страхователем сохранялись все прежние бонусы, а страховая компания обязана была компенсировать ущерб, даже если в течение этого месяца владелец ТС окажется виновником ДТП. Теперь о продлении полиса придется побеспокоиться заблаговременно.

Один из положительных моментов — отменены ограничения по страховым случаям на «внутренней территории предприятия». Раньше с этим расплывчатым понятием было связано много судебных тяжб, когда страховые компании отказывались платить компенсации за аварии.

Есть и технические новшества. Так, например, из перечня документов, выдаваемых при заключении договора, вычеркнут специальный знак государственного образца — так называемый стикер, который раньше вносил неудобства, да и необходимость его оказалась сомнительной.

В период действия договора ОСАГО страхователь (водитель) обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО. Получил, например, новое водительское удостоверение — следует немедленно оповестить компанию. Что может ждать в случае нарушения, догадаться нетрудно.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОСАГО, вступившие в силу с 01.03.2008

Новая редакция Старая редакция
Определение ответственного лица при наступлении страхового случая Гражданская ответственность наступает в отношении владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату Страховой случай — наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату
Максимальная страховая сумма при причинении вреда жизни или здоровью Не более 160 т.р. на каждого потерпевшего вне зависимости от их числа Не более 160 т.р. при причинении вреда 1 потерпевшему и не более 240 т.р. при причинении вреда 2 и более потерпевшим
Срок рассмотрения требования потерпевшего о выплате страхового возмещения 30 календарных дней с момента получения документов страховщиком 15 календарных дней
Уточнено определение для организаций территории преимущественного использования автомобиля Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц — по месту регистрации транспортного средства Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства
Максимальный размер страховой суммы Отменено ограничение максимальной страховой выплаты размером 400 тысяч рублей Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей
Перечень потерпевших при ДТП Потерпевшим может быть признан пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник ДТП Потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом
Расширен перечень страховых рисков Страховым риском признается причинение вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации Страховым риском не признается причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации
Страхование прицепов к легковым ТС, принадлежащим гражданам Не подлежат Подлежат
Минимальный срок страхования для ТС, зарегистрированных в иностранных государствах 5 дней 15 дней
Минимальный период использования для ТС, принадлежащих гражданам 3 месяца 6 месяцев
Принцип определения территории преимущественного использования ТС, принадлежащих ЮЛ По месту регистрации ТС По месту нахождения собственника ТС
Круг лиц, имеющих право на получение компенсации части стоимости полиса ОСАГО, а также условия, позволяющие воспользоваться этим правом Возможность предоставляется всем инвалидам (в т.ч. детям-инвалидам) и их представителям при соблюдении следующих условий:

- инвалид имеет ТС в соответствии с медицинскими показаниями;

- ТС используется не более чем 3-мя (включая самого инвалида) водителями

Только инвалиды, получившие ТС через органы социальной защиты, при условии его эксплуатации не более чем 2-мя (включая самого инвалида) водителями
Порядок продления договора ОСАГО Договор продлевается на следующий год только по соглашению сторон с даты не ранее, чем дата обращения страхователя Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления
Порядок предъявления регрессного требования Страховая организация может взыскать сумму своих убытков только с виновного водителя Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред водителю (страхователю, иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору ОСАГО) в размере произведенной страховщиком страховой выплаты
Срок исковой давности по истребованию со страховой организации компенсационных выплат Иск по требованию потерпевшего об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен в течение трех лет Иск по требованию потерпевшего об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен в течение двух лет
Льготный месяц Нет Месяц на продление договора после окончания срока страхования

Еще одно новшество — пострадавший обязан доказать вред, причиненный его здоровью. Он обязан предоставить страховщику все необходимые документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие такой вред. Также введен размер страховой выплаты при летальном исходе. В случае смерти участника ДТП полагается фиксированная выплата в 135 тысяч рублей. При возмещении расходов на погребение — выплата в пределах 25 тысяч.

В случае, если поврежденная машина не подлежит восстановлению, страховая компания обязана возместить убытки в размере действительной стоимости ТС на день аварии. Правда, есть тут свои тонкости, ведь под полной гибелью ТС понимаются случаи, когда ремонт либо невозможен, либо его стоимость равна стоимости самого автомобиля, а то и превышает ее. Отсюда вопрос — что считать отправной точкой, от чего отталкиваться, какие именно «рыночные» цены брать во внимание.

В случае повреждения автомобиля потерпевшему возмещаются убытки в размере расходов, необходимых для приведения машины в состояние, в котором оно находилось до момента аварии. Компенсируются также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, и расходы на оплату ремонтных работ.

Введены послабления для юридических лиц, имеющих в своем автопарке специализированные ТС (снегоуборочная, сельскохозяйственная, поливочная и иная техника) — для них появилась возможность сезонного использования техники на период от 6 месяцев.

Есть еще один интересный момент — теперь, если страховщик и потерпевший пришли к согласию в вопросе стоимости повреждений и размере страховой выплаты, то привлекать независимую экспертизу нет необходимости, а выплаты могут производиться в кратчайшие сроки. Но если согласия нет, то закон теперь обязывает страховщика организовать независимую экспертизу за свой счет.

Ждем еще перемен

С 1 июля будет введена процедура прямого возмещения убытков — когда потерпевший при наличии соответствующих условий может обратиться с требованием о страховой выплате в СК оппонента. Ограничивающие условия таковы: если в результате ДТП вред причинен только автомобилю, или ДТП произошло с участием только двух машин, застрахованных по ОСАГО.

А с января 2009 в действие вступят поправки, регламентирующие порядок и условия страхования в соответствии с международными требованиями. Так, зарегистрированным в РФ и выезжающим за рубеж автомобилям будет полагаться «Зеленая карта». Правда, иностранным страховым компаниям и их посредникам нельзя будет продавать полисы «зеленых карт» на территории РФ. А для присоединения к международной системе страхования российская компания должна являться членом профессионального объединения страховщиков.

Впрочем, будут ли введены все эти инициативы, говорить пока преждевременно — вполне вероятно, что сроки их принятия окажутся скорректированы. Во всяком случае, сегодня эксперты склоняются к мнению, что и наши потребители, и страховщики к введению таких мер не готовы.

P.S.: Когда верстался номер, стало известно, что введение прямого урегулирования убытков переносится на 1.01.09.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 12

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог