МАРТОВСКИЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 1 марта вступили в действие изменения в закон об ОСАГО, призванные избавить «автогражданку» от многих недочетов и ошибок. Этого момента ждали еще с прошлого года, когда президент дал «добро». А в феврале автовладельцы получили приятное известие — о том, что Минфин пока отказался повышать тарифы: эксперты в Правительстве определили, что при сегодняшних тарифах ОСАГО является безубыточным бизнесом, поэтому смысла в их повышении нет От старого к новому Изменений в законе довольно много и не все они вступят в действие сразу. Например, изменения по прямому урегулированию убытков должны были вступить в силу с 1 июля 2008 года, по упрощенной процедуре оформления документов при ДТП — с декабря 2008 года, а по международному обязательному страхованию — с 1 января 2009 года. Прежде чем перейти к явным нововведениям в закон, рассмотрим пункты, подвергнувшиеся изменениям (сведены в таблицу). У каждого изменения есть свои плюсы и минусы. Прежде всего, отпала необходимость страховать прицепы. Смысл ясен — прицепы крайне редко становятся причинами аварий (чаще «жертвами»). Хорошо и другое — «прицепный» пункт отменили с 1 марта, а не по окончании дачного сезона, и многие дачники вздохнут с облегчением. Минимальный срок сезонного страхования для физических лиц сокращается до 3 месяцев — это порадует тех, кто приобретает машины на короткий срок или пользуется ими ограниченное время. Коэффициент для них составляет 0,4 от базового. Довольно сомнительный прецедент — отмена льготного периода. Это лишает владельца возможности продлить полис на прежних условиях — раньше на это давался месяц (продление допускалось задним числом). При этом сотрудники ГИБДД не имели права штрафовать владельца за просрочку договора, за страхователем сохранялись все прежние бонусы, а страховая компания обязана была компенсировать ущерб, даже если в течение этого месяца владелец ТС окажется виновником ДТП. Теперь о продлении полиса придется побеспокоиться заблаговременно.
Один из положительных моментов — отменены ограничения по страховым случаям на «внутренней территории предприятия». Раньше с этим расплывчатым понятием было связано много судебных тяжб, когда страховые компании отказывались платить компенсации за аварии. Есть и технические новшества. Так, например, из перечня документов, выдаваемых при заключении договора, вычеркнут специальный знак государственного образца — так называемый стикер, который раньше вносил неудобства, да и необходимость его оказалась сомнительной. В период действия договора ОСАГО страхователь (водитель) обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО. Получил, например, новое водительское удостоверение — следует немедленно оповестить компанию. Что может ждать в случае нарушения, догадаться нетрудно.
Еще одно новшество — пострадавший обязан доказать вред, причиненный его здоровью. Он обязан предоставить страховщику все необходимые документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие такой вред. Также введен размер страховой выплаты при летальном исходе. В случае смерти участника ДТП полагается фиксированная выплата в 135 тысяч рублей. При возмещении расходов на погребение — выплата в пределах 25 тысяч. В случае, если поврежденная машина не подлежит восстановлению, страховая компания обязана возместить убытки в размере действительной стоимости ТС на день аварии. Правда, есть тут свои тонкости, ведь под полной гибелью ТС понимаются случаи, когда ремонт либо невозможен, либо его стоимость равна стоимости самого автомобиля, а то и превышает ее. Отсюда вопрос — что считать отправной точкой, от чего отталкиваться, какие именно «рыночные» цены брать во внимание. В случае повреждения автомобиля потерпевшему возмещаются убытки в размере расходов, необходимых для приведения машины в состояние, в котором оно находилось до момента аварии. Компенсируются также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, и расходы на оплату ремонтных работ. Введены послабления для юридических лиц, имеющих в своем автопарке специализированные ТС (снегоуборочная, сельскохозяйственная, поливочная и иная техника) — для них появилась возможность сезонного использования техники на период от 6 месяцев. Есть еще один интересный момент — теперь, если страховщик и потерпевший пришли к согласию в вопросе стоимости повреждений и размере страховой выплаты, то привлекать независимую экспертизу нет необходимости, а выплаты могут производиться в кратчайшие сроки. Но если согласия нет, то закон теперь обязывает страховщика организовать независимую экспертизу за свой счет. Ждем еще перемен С 1 июля будет введена процедура прямого возмещения убытков — когда потерпевший при наличии соответствующих условий может обратиться с требованием о страховой выплате в СК оппонента. Ограничивающие условия таковы: если в результате ДТП вред причинен только автомобилю, или ДТП произошло с участием только двух машин, застрахованных по ОСАГО. А с января 2009 в действие вступят поправки, регламентирующие порядок и условия страхования в соответствии с международными требованиями. Так, зарегистрированным в РФ и выезжающим за рубеж автомобилям будет полагаться «Зеленая карта». Правда, иностранным страховым компаниям и их посредникам нельзя будет продавать полисы «зеленых карт» на территории РФ. А для присоединения к международной системе страхования российская компания должна являться членом профессионального объединения страховщиков. Впрочем, будут ли введены все эти инициативы, говорить пока преждевременно — вполне вероятно, что сроки их принятия окажутся скорректированы. Во всяком случае, сегодня эксперты склоняются к мнению, что и наши потребители, и страховщики к введению таких мер не готовы. P.S.: Когда верстался номер, стало известно, что введение прямого урегулирования убытков переносится на 1.01.09. Кирилл Юрченко
Автомаркет+Спорт № 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||