Поездка в Малайзию
Путешествие в Малайзию

Здравствуйте, дорогая редакция!

Давно и с удовольствием читаю ваш журнал/газету, где многие читатели делятся тем или иным приобретенным опытом. Мне также захотелось рассказать о своей поездке в Малайзию, может быть кому-то это будет и интересно.


В силу своей профессии (я работаю переводчиком), мне, в последнее время, часто приходилось подолгу бывать за границей. В свое время это была Индия, где я в целом провел лет шесть, затем Малайзия – полтора года, от звонка до звонка. Именно о последней, точнее обо всем, что связано с перемещением с использованием транспортного средства в этой стране, учитывая специфическую направленность вашей газеты, я и хотел бы рассказать.

Ну, начну с дорог. Избитая российская поговорка по поводу двух бед, в Малайзии теряет свою актуальность. С дураками еще куда ни шло (с этим все в порядке, как впрочем, и везде), но вот с дорогами…… Казалось бы, развивающая азиатская страна….., но, дороги – сказка!!! Везде ровное, практически идеальное покрытие без признаков ямочного ремонта. Поврежденные в сезон дождей участки меняются полностью, а (в отличие от улицы Трактовой) не присыпаются до следующего дождя субстанцией непонятного происхождения. Четкая, яркая разметка присутствует на любом, мало-мальски значимом направлении. От указателей рябит в глазах. Заблудиться (ну, если только ты не безнадежный представитель первой беды), шансов нет. Повсюду, вдоль дорог расположены многочисленные закусочные и кафешки, где в любое время суток можно вкусно и недорого перекусить. Интересно, что практически во всех придорожных общепитовских заведениях порции ненормированные, и продавец не взвешивает, а оценивает стоимость вашего аппетита на глаз. Были случаи, когда наши люди (не корысти ради, а чисто из спортивного интереса) обманывали наивных малайских продавцов, закапывая мясо (которое дороже) в рис (который, соответственно дешевле), экономя тем самым несколько ренгит.

Дорожные знаки, в основном, те же, что и в России. Но иногда встречаются и такие, каких у нас уж точно не увидишь. Например, изображение слона в треугольнике. Нетрудно догадаться — сие означает, что на данном участке дороги можно запросто налететь на стадо диких, и не всегда миролюбиво настроенных, одноименных животных (смотри фото). Были случаи (местные рассказывали), когда слон нападал на легковушки и сбрасывал их с дороги в кювет, иногда калеча пассажиров. Самому, к счастью, не довелось испытать подобное, но слониху со слоненком, переходящую дорогу не по пешеходному переходу и нарушающую все мыслимые правила, видел очень близко и, не разделяя восторга супруги по поводу данной встречи, вдавил педаль газа до упора, во избежание вероятного, более тесного контакта с этим грозным представителем фауны.

Путешествие в Малайзию

По восточному и западному побережью, через всю страну от Таиланда до Сингапура идут два платных хайвэя. Стоимость проезда – копейки, зато впечатлений масса! Ограничение по скорости – не меньше 100. Остановка строго запрещена! Езда – одно удовольствие! Хочется жить и давить педальку газа до пола. Нередко, нас на скорости 160 км/ч, более мощные авто обходили как стоячих. По автобану пересечь всю страну с Севера на Юг за 5 – 6 часов не составляет труда. Между собой хайвэи связаны целой сетью дорог попроще, что, впрочем, никак не сказывается на их качестве. Даже если вы и умудрились проскочить нужный отворот, наверняка через несколько километров будет еще один, свернув на который вы опять вернетесь на требуемый маршрут. Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что в Малайзии, по любому, на одну беду меньше, чем в России.

Теперь, что касается, собственно, самих транспортных средств. Самой популярной моделью в Малайзии является автомобиль местного производства компании Proton с неблагозвучным для русского человека названием Perdana. Несмотря на название, автомобиль очень даже приличный. Машина выпускается на базе японской Mitsubishi Gallant, а по уровню комфорта и надежности не уступает японским «одноклассникам». Среди русских, в разговоре про Ладу Калину, родилась шутка, вроде как, не ту машину назвали Перданой.

Зарубежных машин много, но, видимо, по причине их высокой стоимости, преобладают все-таки автомобили местного производства. По приезде, за сравнительно небольшие деньги, мы с товарищем пополам сразу же приобрели полуторалитровый автомобиль Saga Iswara, созданный, опять же, на базе старенького японского Лансера (смотри фото). Автомобильчик очень даже ничего, хотя и без изысков. За полтора года не сломался ни разу. Меняли только масло и расходники. Учитывая, что на момент покупки ему было 11 лет, можно судить о достаточно высоком качестве выпускаемой продукции малазийского автопрома.

Движение в Малайзии, как и во всех бывших английских колониях, левостороннее, что поначалу создает серьезные неудобства. Кстати, адаптировался к этому довольно быстро и уже через месяц перестал непроизвольно выезжать на встречную полосу.

Процедура получения местного водительского удостоверения заслуживает отдельного внимания. Для этого, нужно перевести аналогичный отечественный документ на английский язык и заверить его в российском посольстве (оригинал прав и их перевод я отправлял в Куала-Лумпур по почте, и через три дня получил обратно, уже заверенный). После этого едешь в тамошнюю полицию и, в течение 15 минут, получаешь свежий, ламинированный мандат, позволяющий тебе управлять транспортным средством на территории Малайзии, Таиланда и Сингапура в течение года. Через год, права продлеваются…… на почте!!! Очередей нет, процедура занимает 5 минут, и ты снова полноправный участник дорожного движения. Впрочем, как выяснилось, что даже эти незначительные телодвижения были лишними, так как присутствовавшие среди нас несознательные российские граждане, не желающие оформлять водительское удостоверение надлежащим образом, пользовались российскими правами, которые, в силу незнания русского языка малазийскими полицейскими, не могли, в принципе, рассматриваться всерьез. Однако, когда один такой гражданин, будучи остановленным на трассе представителями закона, невозмутимо предъявил сей документ, полицейские впали в ступор. Они с уважением покрутили непонятную корочку в руках, сверили фотографию незаконопослушного лица с оригиналом, сидящим за рулем, и……., не задавая лишних вопросов, отпустили на все четыре стороны.

Вообще, полиция в Малайзии (отдельного подразделения типа нашего ГИБДД не существует), на дорогах встречается довольно редко. Она не сидит в кустах с радаром в ожидании очередного лихача и не норовит получить с тебя деньги хоть за что-нибудь. Камеры, фиксирующие нарушения скоростного режима и других правил дорожного движения, присутствуют во многих местах. Мы, будучи не в курсе этого, в первый же день были зафиксированы одной таких камер. Через три дня пришло извещение с просьбой оплатить штраф. При необходимости, по вашему требованию, вам будет предъявлено фото, доказывающее, что нарушение имело место быть. К извещению прилагалась информация где, когда, и на сколько была превышена скорость. Также указывалась сумма штрафа. В нашем случае скорость была превышена на 20 километров, за что с нас вежливо попросили оплатить 400 ренгит (примерно 4 тысячи рублей) Хотя, опять же, действует система скидок. Если оплачиваешь счет в течение 10 дней с момента получения извещения, сумма уменьшается вдвое. Говорят, что можно было еще посетовать на отсутствие денег и скостить тем самым размер штрафа вообще до сотни. Но нам показалось неуместным торговаться в полицейском участке, не на базаре же, в конце концов.

Отдельного внимания заслуживает автотранспорт, попадающий в России под категорию А. А именно, мотоциклы, мотороллеры, минимокики, мопеды, мотовелики и прочие двухколесные аппараты, которые являются в Малайзии не роскошью, а очень популярным средством передвижения. И беда даже не в том, что их много, а в том, что понятие о правилах дорожного движения, и необходимости их соблюдения у этих водителей отсутствует напрочь. Прозванные в народе «тараканами», они снуют между машин, постоянно создавая помехи и возникая практически из ниоткуда в самых неожиданных местах. Как правило, техническое и ментальное состояние данных транспортных средств и их водителей соответственно, оставляет желать лучшего, и, как следствие, большинство аварий в стране происходит по вине этих вездесущих граждан или с их непосредственным участием.

Старинная русская забава — езда подшофе, здесь не приветствуется, как впрочем, и не наказывается. Но, если по вине подпитого водителя произошло дорожное происшествие, наказание будет весьма суровым. От 100 ударов палкой по пяткам (представляете, средневековье какое-то) до тюремного заключения, в зависимости от тяжести последствий происшествия. Хотя, надо сказать, что местные жители практически не пьют вообще и, соответственно, садятся после этого за руль еще реже. Поэтому в арсенале малазийских полицейских отсутствуют трубочки и приборчики, для определения наличия промилле в водительском организме. Скорее всего, они даже и не подозревают о существовании таких трубочек и приборчиков, позволяющих их российским коллегам уверенно смотреть в свое финансовое будущее.

Кстати, о коррупции. Она, конечно же, присутствует (как и повсюду в Азии), но в значительно меньших размерах, чем на просторах нашей необъятной Родины. Видимо, потому что и страна у них тоже значительно меньше. Одного моего знакомого остановили на трассе за пересечение двойной сплошной. Полицейский на пальцах (наш товарищ не владел английским) объяснил, что данное нарушение тянет на 500 ренгит, но, учитывая его глубокое уважение и симпатию к гражданам Российской Федерации, он готов поступиться принципами и получить с иностранного нарушителя всего половину, без составления протокола. Знакомый (опять же на пальцах) ответил, что уважение и симпатия к нашей стране и ее гражданам, безусловно, льстит его самосознанию и он, признавая свою вину, готов незамедлительно выложить 150. На том и порешили. Согласитесь, действие не сильно отличается от происходящего на наших дорогах.

Теперь несколько слов о криминальной обстановке. В целом, она спокойная, но незадолго до моего отъезда из-под меня угнали машину. То есть, не совсем прямо из-под меня, а от магазина, но сути это не меняет. Ту самую Пердану (в тот день я был на машине шефа), упомянутую выше. Как выяснилось, данный автомобиль является самым популярным не только среди простых обывателей, но и среди угонщиков тоже.

На поиски ближайшего полицейского участка у меня ушло часа полтора. Найдя, наконец, данное заведение, и обнаружив там дежурного и нескольких его коллег, я возбужденно поведал им о том несчастье, которое меня постигло. Надежда на понимание и сочувствие растаяла сразу же. Полицейские, не проникшиеся моей бедой, и продолжающие весело обсуждать какое-то событие, жуя бутерброды, сказали, чтобы я так сильно не волновался, хотя бы потому, что шансов найти мой автомобиль, практически нет. Схема проста. Угнанный автомобиль в течение нескольких часов, а иногда и минут (в зависимости от удаленности от границы) перегоняется в Таиланд, где и растворяется без следа. На границе никто документы на транспорт не проверяет, поэтому данная схема работает безотказно. Мероприятие, типа «План-перехват» в стране вообще не практикуется. Ну, угнали да угнали. С кем не бывает.

Разъяснив все эти очевидные, с точки зрения малайского обывателя, детали, мне предложили заполнить бланк заявления об угоне. Что поразило сразу! В бланке нет места для информации о номере кузова и двигателя. На вопрос, а по каким критериям они будут пытаться искать угнанный автомобиль, на меня посмотрели как на убогого и терпеливо пояснили, что, конечно же, по госномеру автомобиля и его цвету. По всей видимости, мысль о том, что номер могут тупо поменять, а машину перекрасить, не приходит в светлые, не обремененные статистикой по раскрываемости, головы малазийских полицейских.

Вообще, азиатский менталитет – тема для отдельного философского разговора, не имеющего много общего с темой автомобильной. Основной жизненный принцип – все в руках аллаха (или, по-нашему — на все воля божия). То есть, в моем случае, если автомобилю суждено было быть угнанным, то так оно и случилось и никто с этим ничего поделать не сможет (читай, и искать то не будет). Твоя же доля – прими все как есть и смирись. Может быть, они в чем то и правы….

На этой оптимистичной ноте хотелось бы, и закончить рассказ о моем пребывании в удивительной стране Малайзия. Несмотря на отдельные неприятные моменты, в целом воспоминания и впечатления от проведенного там времени, только самые позитивные и яркие. Хорошая страна, хорошие люди, хорошие дороги!!! Всем удачи!
+1