они были первыми...

У каждого водителя был первый автомобиль. Собственный, или рабочий - неважно. Иногда эта машина не оставляет в памяти никакого следа. Но обычно ее помнят долго, иногда почти всю последующую водительскую жизнь. И чаще всего это одни из самых приятных воспоминаний - даже если первый автомобиль требовал на свое обслуживание и ремонт времени больше, чем сам отдавал его в виде поездок...


Для меня таким автомобилем стала Таврия. Точнее даже две Таврии, т.к. вторая сменила первую осознанно и на редкость удачно: у машин даже цвет совпал! Но при всей своей схожести они были разные...
Первый автомобиль, с сегодняшней точки зрения я бы назвал четырехколесным недоразумением: машина выбиралась исходя из очень ограниченных финансовых возможностей, хотя пять миллионов за автомобиль по сегодняшним меркам это неимоверно дорого! Но тогда был июнь 1998 года, до дефолта и бешеной инфляции было почти три месяца, а цены на машины измерялись миллионами и даже их десятками. Но вчерашний студент и бюджетный работник для сбора даже такой суммы (которой, кстати, на покупку даже стареньких Жигулей не хватало...) всю зиму вкалывал дворником на одном из иркутских заводов. Неудивительно, что приобретение скромной Таврии, с явно битым в зад кузовом и регулярными отказами заводиться и нормально после этого работать мотором воспринималось как достижение. Я был горд за себя, и за то, что наконец-то стал автовладельцем...


Водительское крещение я получил в первую же поездку от МРЭО ГАИ до дома. Слава богу, что до ДТП дело не дошло. Но самостоятельно доехать до дома я тоже не смог: вначале у машины кончился бензин (от ул. Николаева я проехал только до мостика за Вечным Огнем, под которым и встал...), а потом, после эпопеи с пешим поиском ближайшей АЗС, с поиском хоть какой-то емкости под бензин и возвращением к машине, я окончательно встал напротив курорта Ангара - свой норов показал карбюратор. До стоянки я добрался "на галстуке", причем водитель вишневой "пятерки" даже не взял с меня денег за услуги буксировщика - за что я ему до сих пор благодарен: удачи вам на дорогах!


Потом было и знакомство с карбюратором с первым опытом его разбора и чистки в полевых условиях (на открытой стоянке), и получения навыков снятия стартера для замены щеток, и первый и единственный опыт смены моторного масла (также в полевых условиях, что стоило мне хорошей джинсовой куртки...), и неоднократные возвращения на стоянку с помощью буксира, и тонкости замены с помощью тяжелого молотка двухрядных подшипников в передней ступице... Водительские навыки пришлось получать подрабатывая водителем-снабженцем. Попутно осваивая автомобиль в плане контроля и обслуживания. Через полгода пришлось сделать капремонт мотора (удивительно, но благодаря дефолту эта операция оказалась совсем не напряжной в финансовом плане). Были и первые боевые крещения, когда один раз на парковке слегка задел машину друга (слава богу, скользящий контакт пришелся в некрашеный бампер его "девятки"), а другой - тюкнулся бампером в стойку козырька подъезда собственного дома, нажав на газ вместо тормоза (не потому, что спутал педали, а ради попытки поддержать жизнь в готовящемся заглохнуть на холостых оборотах моторе - машина к тому моменту неспешно заруливала к подъезду на нейтрали). Из неисправностей запомнились поломка помпы (из-за применения порошкового герметика радиатора ее заклинило, после чего обломился ее шкив. как при этом не заглох двигатель, ремень ГРМ которого приводил в движение в том числе и помпу, непонятно...), клин во время обгона правого заднего ступичного подшипника (колесо с трудом могло проворачиваться только назад и три километра я с черепашьей скоростью двигался по городу до стоянки задним ходом...), и лопнувший по сварным швам после попадания в колдобину стакан правой передней стойки.


И все же мне настолько нравилась Таврия, что все ее поломки я воспринимал исключительно как капризы конкретного, убитого первыми владельцами экземпляра: неудивительно что своим новым автомобилем я видел исключительно Таврию...


...которую и нашел спустя год после приобретения первой. Вторая Таврия оказалась такого же красного цвета (на фотографиях именно она, т.к. фото первой машины у меня не сохранились...), но была не 1990, а куда как более привлекательного 1995 года выпуска (на момент покупки машине не было полных четырех лет!). Соответственно, состояние этого автомобиля было куда как лучше: и кузовщина была целой (правда, как выяснилось позже, несильный удар, повлекший перекраску капота но при этом даже не потребовавший выправления передней балки кузова, все же был), и мотор работал стабильно и ровно (правда, он тоже иногда капризничал - благодаря неудачной конструкции "восьмерочного" карбюратора, склонного к засорению от любой попавшей в него песчинки). Этой машиной я гордился уже без всяких условностей. Да, она тоже время от времени требовала приложения к ней рук: я несколько раз менял втулки рулевой рейки и даже саму рейку, я навострился по характеру провалов в разгоне определять какой конкретно жиклер карбюратора засорился и извлекать его для чистки за считанные минуты, я познал устройство и коварство топливного насоса от "копейки"... Кстати, за исключением втулки рулевой рейки все немногочисленные проблемы были вызваны исключительно низким качеством заимствованных от ВАЗов узлов (карбюратор, свечи, трамблер, бензонасос, коммутатор...). Но эта машина стала первой, которую я начал "улучшать": из Ярославля я привез ей красивые чехлы на сиденья, из Воронежа - пластиковый бокс-помойку специально для Таврии, с воздуховодами к ногам задних пассажиров, во Владивостоке удалось достать зимние шины до сих пор редкого размера 155/70R13, а в Иркутске нашлись таврические локеры для колесных арок и таврический же металлический спойлер для установки над задней дверью (помните такие на восьмерках-девятках? многие считали их понтами, а ведь они реально помогали бороться с постоянным загрязнением заднего стекла этих машин!). Дошло даже до покупки новых фар (на второй Таврии, в отличие от первой, они были от Оки), после чего езда ночью из испытания превратилась в почти удовольствие! Ну и, конечно, я не мог отказать себе в удовольствии одеть на диски красивые пластиковые декоративные колпаки серебристого цвета взамен невзрачных родных черных изделий, а также украсить борта машины наклейкой в виде защитного молдинга... :)


И все же с обеими машинами я расставался. Но если с первой расставание разве что до слез не дошло, то вот прощание со второй машиной (она, кстати, пробыла в моих руках не год, а все три - до сих пор ни на одной из своих машин я не ездил так долго!) оказалось куда как спокойнее. А все потому, что за три года Таврия хоть и не доставила мне ни одной серьезной проблемы, постоянно донимала по мелочам: то контакт окислится, то карбюратор засорится, то еще что-то где-то разболтается... А не этим ли, кстати, до сих пор грешат отечественные автомобили? И не из-за этого ли все больше и больше российских автовладельцев, как и я в свое время, сделали выбор в пользу иномарок?


 

+2