Они живут на одной с нами планете, но в другом ее полушарии. Они не знакомы с иными границами, кроме морского побережья. Они слышали о существовании Полярной звезды, но путь им указывает Южный Крест. Они всегда живут в другом времени года, хотя и признают общую с нами систему летоисчисления. Они очень похожи на нас, и не только внешне – эти люди отлично знают, что такое японский правый руль, пусть и ездят за ним по «правильной», левой стороне дороги. Автомобиль для них – неотъемлемая часть существования, он позволяет не просто передвигаться в пространстве, но и добраться до тех уголков континента, откуда дальнейший путь возможен только на вертолете. А еще они любят автомобили настолько, что могут легко отделить красные брызговики и синие «писалки» от настоящего тюнинга. Необязательно экстремального, но в любом случае настоящего. Потому что у них есть грамотные ребята, способные это сделать, да и сам автомобильный тюнинг уже давно принял индустриальные масштабы.
|
Nissan Silvia – самый популярный агрегатоноситель для серьезного тюнинга по-австралийски |
|
Мощные городские болиды, созданные на основе старых машин – явление в среде австралийских тюнеров весьма распространенное |
| Собственно говоря, в полной (то есть доступной для восприятия) мере оценить степень зараженности жителей Зазеркалья настройкой собственных авто можно только, что называется, на месте. Впрочем, сие абсолютно не означает, что беседа с очевидцем событий не способна стать основой для рассказа об особенностях тюнинга по ту сторону экватора. Тем более, что собеседник, владелец самого «заряженного» в нашем регионе Nissan Skyline GT-R, ангарчанин Евгений Новиков, знаком с вопросом не понаслышке – сегодня он живет и учится в Сиднее, а в свободное время работает в одном из местных тюнинговых ателье. Unigroup Engineering (так называется фирма) существует уже три года и официально не специализируется на какой-то определенной марке или модели – на диностенд компании с равным успехом может заехать и Aston Martin восьмидесятых годов прошлого века, и Alfa Romeo, но основную часть времени занимает работа с автомобилями Nissan, преимущественно Silvia. Причина – дикая популярность модели во всех возможных спортивных и иже с ними категориях. Что, впрочем, неудивительно – довольно мощный уже в заводском исполнении автомобиль сравнительно недорог, охотно поддается тюнингу, а его двухлитровый мотор может (теоретически, конечно) экономно расходовать топливо. В последнее трудно поверить, однако бензин в Зазеркалье растет в цене ничуть не менее интенсивно, чем во всем остальном мире, и владельцы Silvia такой фактор со счетов не сбрасывают.
|
Типичный Tuning-Shop. Имеется собственный диностенд, а владелец магазина бороздит по дорогам на экстремальном Skyline GT-R |
|
Все это великолепие имеется в свободной продаже. Нищих и слабонервных просят не беспокоиться |
| Итак, что есть серьезный тюнинг? Вопрос настолько неоднозначный, что дать на него сколько-нибудь внятный ответ нельзя. Но одно известно наверняка – варианты вроде «а давайте просто попробуем обвес поставить, вдруг красиво получится?» здесь не рассматриваются. Как правило, клиенты ателье, где работает Женя, еще до начала какого-либо вмешательства в автомобиль имеют четкое представление о том, что должно получиться в результате всех доработок. А главное – для чего именно им понадобится такая машина. Среди вариантов – драгрейсинг, дрифт, кольцевые гонки, но не редкость и просто «автомобиль для души». Надо ли говорить, что не только для достижения основной цели тюнинга, но и в каждом конкретном случае настройки автомобиля будут уникальны, а подробности его создания охраняются от посторонних взглядов не хуже, чем иной военный объект? Это потом, на соревнованиях и просто на тусовках, можно заглянуть под капот и в кокпит такого болида и даже задать пару вопросов его владельцу – все равно по-настоящему стратегические данные получить не удастся. Между тем, подготовка автомобилей для той или иной конкретной цели имеет ряд общих моментов, касающихся величины и степени вмешательства в определенные агрегаты.
|
Ты опять спалил свой мотор? Тогда купи готовый, даже с кое-какими интересными настройками | Типичный пример – строительство драгстера на основе абсолютно стандартной Silvia 2000 года выпуска. Автомобиль приходит в Unigroup, где незамедлительно разбирается буквально по винтикам. Кузов отправляется в Body Shop, где над ним колдуют жестянщики – например, для уменьшения веса меняют часть деталей на пластиковые, а заодно выдирают из салона все лишнее. Мотор, в данном случае SR20DET, по желанию владельца остается прежним, однако при помощи stroker-kit его объем увеличивается до 2,2 литра. Полной переработке подвергается головка блока цилиндров, устанавливаются «злые» валы и клапаны увеличенного диаметра, шлифуются и полируются все каналы. Топливная система для такой Silvia – собственная уникальная разработка, настоящее произведение искусства, над которым специалистам Unigroup пришлось поработать не один месяц. Теперь она стоит $5000, но за эти деньги способна бесперебойно поставлять необходимое количество топлива в любых режимах работы двигателя.
|
Встретить на улицах австралийских городов что-нибудь подобное довольно просто – по словам очевидцев, тюнинг японских автомобилей в этой стране развит на порядок выше, чем в самой Японии | А заведует всем получившимся хозяйством сверхмощный компьютер фирмы Motec Engine Management System, отслеживающий мельчайшие нюансы в работе мотора и всей бортовой электроники. Разумеется, не остается без внимания и подвеска – в ней для лучшего сцепления с дорогой меняется практически все. Приводы и редуктор, естественно, тоже штатными не оставляются. В коробку передач никто не лезет – ее просто меняют на PPG Gearbox, прямозубые шестерни которой позволяют включать передачи без выжима сцепления. И, естественно, без потери тех самых секунд, которых всегда не хватает на финише. Расчетная цель всех мероприятий – 750 лошадиных сил на ведущих колесах и менее 10 секунд на преодоление 402-метрового прямика. Ориентировочная стоимость такой ракеты – порядка $70000, включая и цену самого автомобиля.
|
Драгрейсинг проводится на специально оборудованных автодромах. Вход платный, но зрелище стоит гораздо больше потраченных на билет денег |
|
Автомобили сплошь знакомые, праворульные, а вот ездят они здесь по левой стороне дороги |
|
Unigroup. Все уехали на дрифт. В боксе почти никого не осталось, и можно сделать несколько шпионских снимков | Следующая категория – автомобили для участия в чемпионатах по кольцевым гонкам. Здесь тюнинговых дел мастеру особо не развернуться, не то быстро вылетишь за пределы жесткого регламента. Впрочем, и в этом случае от серийного автомобиля не остается почти ничего, даже кузов на кольцевой Silvia может быть, например, от какого-нибудь старенького Ford или Holden. Абсолютный аскетизм того, что когда-то было салоном спорткупе, обязательное наличие каркаса безопасности, «поднятый» до максимально допустимых 260 л.с. атмосферный SR20DE с блоком управления EMS Computers, специально разработанная (опять же в соответствии с регламентом) подвеска. Результат – регулярное участие в кольцевых чемпионатах и многочисленные подиумы. Цена вопроса – около $20000 вместе с автомобилем.
Далее по списку следует одна из самых популярных в Зазеркалье, а с выходом в российский прокат «Fast & Furious III: Tokyo Drift» и у нас, категория дрифт-каров. Компания Unigroup, например, имеет в «штате» собственный дрифт-кар, созданный на основе младшей сестры Silvia, модели Nissan 180SX. Создание дрифт-кара – процесс, пожалуй, еще более внушительный, чем постройка драгстера. Максимальное облегчение кузова, выдающий 350 лошадиных сил на колесах RB25DET от Nissan Skyline, но главное – настройки мотора и особое внимание системе охлаждения. Так, конфигурация валов вкупе с мощной турбиной и особым алгоритмом работы процессора делают двигатель весьма бодрым на низах, что жизненно важно для дрифта. Кроме того, дрифт-кар по определению не ездит быстро, тогда как мотор постоянно работает на повышенных оборотах – без сверхинтенсивного охлаждения не обойтись. Обычно радиатор и фронтальный интеркулер располагаются под углом друг к другу, но в случае с Nissan 180 SX, например, рядная «шестерка» от Skyline заняла все подкапотное пространство, и V-образно «развалить» радиатор с интеркулером оказалось попросту негде. Пришлось устанавливать дополнительные вентиляторы. Плюс совершенно голый, как и у кольцевой машины, салон, где оставлены только руль, кресло пилота, рычаг КПП, ручник и несколько датчиков, да иная подвеска с регулируемым развалом стоек. А весь комплекс мер по созданию дрифт-кара такого уровня, включая стоимость донорского автомобиля, зашкаливает за $30000. По словам Жени, сейчас просто так ездить на этом Nissan абсолютно невозможно – машина не умеет входить в повороты без скольжения задней оси…
|
Что требуется, чтобы сфотографироваться возле такой машины? Всего-то жить и учиться в Австралии, и подрабатывать в небольшом тюнинг-ателье Unigroup Engineering |
|
|
В отличие от Иркутска, здесь никому не придет в голову ставить резину с таким, с позволения сказать, протектором, для поездок по городу | И, наконец, наиболее массовый сегмент доработок – постройка «автомобилей для души», основой для которых в Unigroup, благодаря неувядающей популярности, служит все тот же Nissan Silvia (реже Skyline). И хотя уровень технического вмешательства здесь не особенно глобален – как-никак требуется создать не экстремальный спорткар с заоблачными характеристиками, а пригодный для повседневной эксплуатации автомобиль, именно с этим и возникает основная сложность. Прежде всего, в балансе будущих настроек, ведь машина должна оставаться комфортной (зачастую – гораздо «упакованнее» заводской версии и, соответственно, тяжелее), но при этом позволять своему владельцу время от времени участвовать и в драге, и в дрифте, и в прочих покатушках, пусть даже любительского уровня. Типичный пример – Nissan Silvia, прибывший в Unigroup после тюнинга салона и установки серьезной car audio & multimedia, сделанных в другом ателье. Получив комфорт, владелец Silvia пожелал поднять и боевой дух своего автомобиля. И поднял – в Unigroup его машина получила высокопроизводительный бензонасос и форсунки, блок управления двигателем заменили на популярный при строительстве «уличных болидов» APEXi Power FC, установили более мощную турбину и фронтальный интеркулер. Плюс усиленное сцепление, на роль которого в Зазеркалье выбирается либо органика, либо карбон – «крутая» по нашим меркам керамика практически не используется ввиду своей ненадежности. При этом стоимость всех доработок вместе с запчастями колеблется в пределах $6000-7000. Как итог – в Unigroup автомобиль добавил 110 лошадей к уже имевшемуся под капотом 240-сильному табуну, и теперь выдает на диностенде 350 л.с., а его владелец нередко проводит уикенды на любительских соревнованиях по дрифту и в Open Track Days, и там его Silvia сейчас выглядит вполне конкурентоспособно. Подскажите, можно ли доверять казино рок? - Лучшие ответ - "Честные отзывы о Рокс казино сможешь найти по ссылке http://aioncataclysm.ru/rox-casino/otzyvy
P.S. Наверное, не стоит в очередной раз тратить бумагу на банальности вроде того, что серьезный тюнинг стоит серьезных денег. Очевидно ведь, что конечный результат, даже постройка «обычной» дорожной машины, прямо пропорционален количеству вложенных средств. Плюс наличие профессионального тюнинг-ателье с соответствующим оборудованием и специалистами. Может, потому Иркутск до сегодняшнего дня и не может похвастать сколько-нибудь значимыми проектами? Впрочем, не будем торопить события…
Не только кенгуру…
Сеть автомобильных дорог Австралии позволяет путешествовать по большей части континента, не съезжая с ровного асфальтового полотна, и только для посещения наиболее заповедных и экзотических мест может понадобиться серьезный «проходимец», а то и вертолет. Скорость на загородных магистралях ограничена отметкой 110 км/час, которую без жестких санкций со стороны дорожной полиции можно превысить максимум на 10 км/час. На всем протяжении трассы имеются видеокамеры и датчики скорости, штрафы за превышение исчисляются сотнями австралийских долларов, а договориться с местными гаишниками невозможно – последствия будут в разы печальнее. Неудивительно, что трассы пестрят предупреждениями «Keep left» («держитесь левее» — это, скорее, для туристов), «No drink!», «No sleep!» и тому подобными, а также более «развернутыми» призывами об опасности вождения в ночное время, о соотношении выигранной минуты и потерянной жизни и пр. Более того, через каждые 15-20 км имеются специальные парковки, нередко с мотелями и прочими элементами придорожной инфраструктуры, где уставший от монотонного движения водитель сможет отдохнуть. К обязательному отдыху призывают и дорожные щиты, начинающиеся задолго до съездов на такие парковки. Нетрудно представить, во что с нашим-то менталитетом может вылиться 850-километровая поездка из Мельбурна в Сидней…
Собственная автомобильная промышленность в Австралии отсутствует – принадлежащий GM завод Holden в расчет не принимается. Между тем, на автомобильном рынке страны представлены все известные автопроизводители, включая российскую LADA. Но львиная доля, разумеется, принадлежит японским компаниям. А где много японских машин и высокие доходы населения, там неизбежно возникает тюнинг этих самых авто. И тюнинг серьезный – по некоторым сведениям, австралийцы уже обошли в этом вопросе Страну восходящего солнца! О том, что строительство сверхзаряженных болидов приняло массовые масштабы, известно и местной дорожной полиции, хотя максимально разрешенная мощность двигателя по австралийским законам довольно демократична – 600 лошадиных сил. Нам о таких цифрах только мечтать, а вот тамошние копы сталкиваются с регистрацией подобных авто довольно часто и имеют кое-какой опыт в пресечении «зашкаливающих» показателей. Так, если при регистрации тюнингового автомобиля возникнут сомнения относительно его максимальной мощности – такому болиду прямая дорога на полицейский (!) диностенд. Спорить бесполезно. Перебрал с лошадьми – и выезд на дороги общего пользования закрыт, придется переводить машину в разряд спортивных, с подтверждением омологации в рамках регламента. Впрочем, способов обойти законодательство, как и лихачей на австралийских дорогах, тоже хватает – здесь эти ребята ничуть не глупее нас… |
Со слов того, кто видел это собственными глазами, записал Вячеслав Старцев
Автомаркет+Спорт № 38 |