Шикарные девушки, чьи ноги будто взрощены на ходьбе по нескончаемым сопкам. Мягкий климат, в котором середина октября еще ознаменована зелеными листьями, а пускай даже сильный морской бриз несет остатки летнего тепла. Гаишники, выступающие в роли светофоров, чудовищные пробки и ставшие заметно лучше дороги. Volvo XC, стоящий в качестве главного приза у казино. И новый «Гелен» (презентация на московском автосалоне в сентябре этого года), спокойно дефилирующий в напряженном потоке. Все это — нынешняя владивостокская действительность, чья безмятежность как-то не вяжется с событиями, происходящими на основном барометре состояния Приморского края, рынке «Зеленый угол».
СОВЕТСКИЙ ГАСТРОНОМ
|
Это будущее нашего рынка second-hand — Toyota Porte 2003 года, предлагающаяся за $14500. Обратите внимание на левую переднюю дверь — она выполнена сдвижной, как на Peugeot 1007 (с той разницей, что там обе двери ездят по направляющим). Автомобильчик укомплект | Хотя как сказать. Словно пережившая островными колесными полчищами монголо-татарское нашествие, «Зеленка» оставила в своих рядах самых молодых и сильных, исключив слабых и немощных. Увы, не только тех, кто родился более семи лет назад. Об их исчезновении мы писали еще в 2002-м. Сейчас же на фоне часто мелькающих на владивостокских улицах новых европейских и японских автомобилей приморский рынок также взял курс на омоложение. А точнее, он уже омолодился. Летом и в начале осени «Зеленый угол» испытывал настоящий ажиотаж. Расхватывали машины с интенсивностью покупки вино-водочных изделий в дефицитные советские годы. Может, в очередях и не стояли, но выгребли «Зеленку» подчистую. Нет, в продаже еще остались автомобили 1999-2000 годов выпуска, однако на рыночном диалекте это так называемые «корчи», место которым в сервисном паноптикуме — как экспонатам, на коих можно изучать все пороки японской эксплуатации.
|
Если Toyota пришла из Японии, то Nissan Murano c левым рулем переплыли через океан из США. Цены для 2003 года вполне адекватные — чуть более $40 тыс. |
|
В прошлом номере мы перепутали снимки. Вот настоящий Nissan Presage последнего поколения |
| В общем, на данный момент нижний год рождения, где есть хоть какое-то разнообразие — 2001-й. По этой причине многие модели, резонно пользующиеся популярностью у сибиряков, теперь хоть в Красную книгу заноси. Исчезли 110-я Corolla и Mark II/Chaser/Cresta в «сотом» кузове, Mazda Demio 1996 модельного и любимые предметы заработка иркутян Nissan Avenir/Expert. И это несмотря на то что все они еще существуют в возрасте, по крайней мере, шести лет (например, Demio сняли с производства аж в 2002-м, а ниссановские универсалы на пару лет позже). За редким исключением можно приобрести модели только тех поколений, которые появились в самом конце 90-х годов и плавно перетекли в нынешнее столетие: Nissan Cefiro, Subaru Legacy и так далее. Однако их присутствие, смотрите выше, заставляет задуматься на тему их состояния. Ответ же на вопрос, почему на приморском рынке существует такая обидная дифференциация, расплывчат и не дает четкого представления. Продавцы опять же говорят о том, что указанные автомобили были раскуплены, а везти их нет смысла, поскольку заработок получается незначительным.
|
Пятидверные хэтчбеки Toyota Passo — преемники модели Corolla II, и теперь занимают пустующее место Vitz предыдущего поколения. У них литровые 71-сильные моторы и обычная для среднестатистического «японца» комплектация. Цена лежит в пределах $10-11 тыс. |
|
Скоро они будут вне закона |
| Вот в отношении машин, начиная с 2001 года выпуска, у них, видимо, иное мнение. А уж «третий» год едва ли не самый любимый. Тем не менее и здесь не обходится без вещей, развенчивающих представления о «Зеленом угле», как о месте с огромным богатством выбора. В предложении зияющая дыра, имя которой средний автомобильный класс. Сложилось такое впечатление, что сегменты D и E в Японии практически прекратили свое существование. Выбор ограничен настолько, что говорить о целесообразности посещения Владивостока ради покупки автомобилей этих классов можно лишь в случае упования на везение.
Зато приверженцы гольф-класса и разных «кубиков-рубиков» могут наслаждаться приморским предложением. Вот уж где есть шикарный, вне всякого сомнения, выбор. Но это только без ближайшего рассмотрения. В ином случае, как отмечают знатоки особенностей владивостокских продаж, процентов 70 из них — машины с сомнительной репутацией. Битые, топленые, с кончеными агрегатами.
|
На «Зеленом углу» по-прежнему существует продажа запчастей с колес. Точнее, колес давно уже нет, да и комплектующих не много. Внушительный список, всунутый мне перед поездкой друзьями (разные марки, модели и годы выпуска) оказался «не воспринятым». «Ничего из |
|
О том, что грузовиков (или в данном случае спецтехники) не много в самой Японии, говорит хотя бы этот кран-раритет. Если ничего не попадается, можно привезти и машину 1989 года |
| А как оценить предложение в самом дорогом сегменте? Вообще само по себе парадоксально, что при отсутствии бизнес-класса «Зеленка» дарит потрясающее разнообразие моделей переходных жанров — кроссоверов, паркетников, минивэнов, а также крупноразмерных внедорожников. Среди них процент «эксплуатационного брака» еще выше. И что самое печальное, к нему примешивается шанс приобрести машину «без будущего». Лишают его еще в Японии. Допустим, на аукционной площадке просит человек ключи для осмотра экземпляра. Садится, заводит, попутно снимая с них копию. После чего машина обретает нового хозяина и довольно быстро сменяет его. Иммобилайзеры в заводском виде устанавливаются всего лишь на несколько моделей, а собственным оборудованием охранной системой японцы себя не обременяют. Возможность наткнуться на угнанную машину существует и на аукционе, и тем более на обычной торговой площадке. Принимая во внимание, что теперь в Иркутской области нельзя узаконить автомобиль с перебитыми номерами, это надо учитывать. По некоторой информации, до 10% предложения в самом дорогом (читай, внедорожном) сегменте — ворованные.
|
В укромных уголках «Зеленого угла» еще можно встретить вот такие интересные экземпляры |
|
Что мы можем иметь взамен этих трудяг бездорожья (Unimog 1991 года — $25 тыс.; Ranger 1990-го — $27,5)? Архаичный «Садко»? Кстати, во Владивостоке удалось услышать историю о том, как местное отделение одной московской конторы получило средства на закупку сред |
| Тем временем, Приморский рынок переживает настоящее нашествие «японцев» с американским гражданством. На «Зеленке» уже не редкость Nissan Murano и прочие Lexus вместе с бензиновыми «Кукурузниками». Зная особенности штатовской эксплуатации (еще более небрежной, чем японской) и то, что угоны в Америке также не редкость, можно с уверенностью относить в группу риска и эту категорию. Впрочем, появление ее у нас реально ожидать в самое ближайшее время.
В отношении уровня цен на самые народные модели не приходится оперировать фразой, возникающей в наиболее тяжелые рыночные времена — дескать, цены в Иркутске благодаря географическому расположению не поспевают за владивостокскими. То есть купить здесь можно дешевле, чем там. Это не так. Все-таки сейчас в Приморье наблюдается некоторое затишье, и при определенной удаче удастся в чем-то выгадать на разнице стоимостей. Но ссылаться на безоговорочное преимущество покупки автомобиля на «Зеленом углу» только лишь по ценовому фактору мы не станем. Те средние $1500-2000, на которых, как кажется, можно сэкономить, без проблем «рассосутся» в попутных расходах. Отнимите тысячу долларов (28500 руб.) на доставку, почти в $500 обойдутся билеты на самолет туда-обратно. Немало придется заплатить за проживание (автор за сутки отдавал 1200 руб. — за номер без горячей воды, с неработающим на «вход» телефоном и постоянно отсутствующей горничной — в Москве цены ниже; жилье на частной квартире стоит дешевле — около 400 руб., однако, как назло, попадались варианты в районах огорода, из которых трудно выбраться, учитывая пробки, в любое время дня). Так что этот приморский демпинг не выглядит таким уж привлекательным. Конечно, можно «встать на колеса» и марш-броском до родных краев. Но, по словам очевидцев, после «победного» (над российским бездорожьем) президентского перерезания ленточки трасса Владивосток—Чита стала совсем никудышной. Есть смысл сразу заносить расходы на ремонт подвески. Словом, покупка относительно недорогой машины в Приморье выглядит предпочтительной больше в случае перепродажи, когда техническое состояние резонно находить в пределах «на доезд».
А отчего, собственно, такое «пессимистическое» рыночное состояние? Помнится, еще два-три года назад и выбор был, и уложиться в цену можно было с хорошим запасом. Тут работают сразу несколько факторов, в своей сумме ставящие выгодность покупки на Дальнем востоке под вопрос.
НАЖМИ НА КНОПКУ — ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ
Для начала надо сказать, что стоимость выросла из-за процессов, происходящих уже на нашей стороне. Постановку со снятием пройди, сертификат соответствия нормам Евро 2 получи. И хотя, к примеру, за последний берут 3600 руб. (как уже не раз говорилось, никакого экологического контроля автомобиль не проходит, деньги отдаются просто за бумажку — форменная обдираловка), липовый, но на государственном уровне документ прибавляет около $200-300.
Активно загибается рынок в Находке, от которого покупателя оттолкнул развитый криминалитет (во Владивостоке, да и в Уссурийске гулять по рынку можно без опаски за свои сбережения, видно, что у многочисленных «полян» есть хозяин, меня даже попросили посетить администрацию и предъявить документы), что тоже не могло не сказаться на ценах в «Зеленом углу».
|
Редко, но все-таки можно встретить на «Зеленом углу» интересные по стоимости предложения. По-моему, Honda Legend 1999 года за $15800 — неплохой вариант покупки машины в премиум-сегменте |
|
Как вариант — покупка на приморском рынке эксклюзивных и подготовленных машин вроде этой Impreza, которую, по словам продавца, «раскачали» до 320 сил |
| Основным же толчком к повышению цен следует считать то, что, как говорят продавцы на «Зеленке», весь мир «подсел на кнопку». Праворульные японские автомобили покупает весь Тихоокеанский регион, Ближний Восток, многое уходит в Австралию, страны бывшего СССР и даже в Англию. Темное автомобильное средневековье, когда сам продавец (у нас по паспорту моряка) отправлялся за море, осталось в прошлом. Многие, очень многие автомобили на «Зеленом углу» приобретены, что называется, не слезая со стула. Аналогичная картина во всех странах, чьим импортом живут японские барыги. При повышении цивилизованности продаж выросла, похоже, и популярность островного авто. А уж она, как логическое следствие, вызвала рост числа продавцов. Одним словом, если абстрагироваться от этих «причинно-следственных связей», на рынке японском можно увидеть высокую конкуренцию между российскими покупателями и зарубежными, а на нашем — между теми, кто берет машины в наличный ассортимент, и теми, кто работает под заказ. Последних по всей России — легион.
Да что по России, если в самом Владивостоке при его-то развитом рынке таких контор неисчислимое количество и их услуги пользуются популярностью. И вот тут стоит показать взгляд некоторых приморских аукционщиков на схему аукционных продаж. Естественно, мы не будем претендовать на полную их откровенность (тем более, что они сами отмечают наличие многочисленных возможностей дополнительного, не занесенного в прайсы заработка). Но и пройти мимо их суждений нельзя.
|
Или вот такого турбового Soarer. Но цены опять же кусаются. Так, купе стоит $11700 при 1996 годе выпуска |
|
Теперь такого монстра можно купить и в Иркутске. А на «Зеленке», кстати, выбора нет |
| Говорят, подделка аукционного листа — нечто из разряда первобытных технологий. Самые ушлые научились подделывать аукционную страничку. Машина там настоящая, а вот ее оценки и стоимость из корректорской фантазии дизайнера фирмы. Клиент-то сейчас требовательный пошел — ему лоты покажи в реальном времени. Вот и показывают. Тут уместно просить логины и пароли, чтобы самому иметь возможность отследить структуру продаж. Ничего сверхординарного в этой просьбе нет, поскольку в аукционной сети есть «коды», рассчитанные на сокращенное по времени использование и на ограниченное число пользователей.
Но даже в этом случае покупатель не застрахован от того, что к фактической стоимости автомобиля по прибытии его в регион не прибавятся взятые ниоткуда цифры, грамотно распределенные по основным позициям. И если поиграть с ценой доставки из Владивостока не удастся, то такие составляющие цены, как таможенное оформление в Японии и России, таможенный склад, доставка по Японии, перевод денег, могут варьироваться в зависимости от степени алчности продавца. Например, как нам стало известно, фирма при определенных объемах продаж имеет возможность играть на комиссии своего островного агента. Дело в том, что оплачиваемый в момент приобретения российским покупателем японскому государству 5-процентный налог частично по истечении какого-то времени компенсируется японцу, оформившему сделку. И наша контора может требовать снижения от него комиссионной ставки, конечно же, оставляя в прайсе большую цифру.
Доставка по Японии вообще кладезь для желающих подзаработать. Колеблется она в пределах от $110 до более чем $480, в большинстве случаев составляя $150-210. Везем по минимальной цене, ставим максимальную.
Или вот такой пример. Фирма приобрела знакомому автомобиль, числящийся на учете. По японским правилам, заплатить за снятие должен покупатель. Приплюсовали, по-моему, что-то около $200, хотя во Владивостоке среднюю стоимость этой услуги обрисовали в $40. И так практически по всем пунктам. Чтобы не быть голословным, мы предлагаем вашему вниманию калькуляцию по-владивостокски. Хотя и в ней есть некоторые отсутствующие позиции, а другие, не исключено, могут колебаться по величине.
АПОКАЛИПСИС ЗАВТРА
По легковым автомобилям правительство, не приняв повышения таможенных пошлин на экземпляры старше пяти лет, дало нам некоторую передышку и какой-то период на смену личных машин. Чтобы сделать это в отношении грузовиков, времени практически не осталось. Новые возрастные заградительные барьеры, подписанные летом этого года, в сущности, отсекли коммерческую технику полной массой более пяти тонн и старше пяти лет, подняв таможенную очистку до уровня 2,2 евро за кубик. Однако наши продавцы нашли хитрые лазейки в законе, по которым приобрести грузовик по старым расценкам может, скажем, житель сельской местности или человек, строящий себе частный дом. Собираешь все справки и приобретаешь «задешево».
Таким образом, приморский грузовой рынок живет уже три месяца. Плата от $200 до $700 за пакет справок «о строительстве или борьбе за урожай» небольшая цена в обмен на возможность растаможивания по старым правилам. Но с 1 января 2007 года правительство поставит шлагбаум и на этой «льготе». И что?
Не надо быть выдающимся аналитиком, чтобы понять то безысходное положение, в которое попадут многие люди, зависящие от среднего и тяжелого грузового класса. Если некоторые легковушки и джипы (главным образом, с малообъемными моторами — к примеру, Surf с 2L-T) старше семи лет до сих пор в ограниченном количестве «таможат» по полной, то по отношению к грузовикам это не применимо. Какой-нибудь семилитровый Nissan Diesel на таможне обойдется в более чем 15 тысяч евро. При любых условиях это не выгодно.
Так что нам остаются только два проходных года — считай уже с 2002-го по 2004-й. Машины этих лет еще вовсю эксплуатируются в Японии. Вдобавок цены на них очень высоки. И по причине возраста, и по тому, что велика конкуренция со стороны покупателей с Ближнего востока и из развивающихся стран.
А ведь альтернативы грузовым «японцам» нет. Разве что КАМАЗ-«Тулпар». Но больше других ратующий за патриотизм камский завод не в состоянии обеспечить Россию достаточными объемами техники. «Мы, конечно, тоже патриоты и понимаем, что поддерживать российского производителя надо, но не такими же способами». Услышать столь мягкие слова от приморских продавцов, наверное, можно только в период самых страшных катаклизмов. Уже сейчас цены ползут вверх, что будет перед новым годом, догадаться легко, однако становится жутко.
И вряд ли подорожание не коснется спецтехники, которую наше правительство облагодетельствовало старыми таможенными расценками. Как обычно бывает в таких случаях, рынок отреагирует естественным образом, подогнав цены под один, высокий, уровень. Кстати, термин «спецтехника» гениальные российские творцы законов понимают по-своему. Например, миксер, бетононасос, ассенизатор, кран или пожарная лестница — это как раз-таки она. А вот бензовоз или какая иная цистерна и «кран-борт» — это уже обычный грузовик, за который извольте платить по 2,2 евро за кубик. То, что подобного внимания не удостоились легкие грузовички, кажется чем-то из разряда вон. Ну, забыли. Или газовское руководство не имеет той политической силы, как камазовское? Ничего, «вспомнят» и поправят. Вот тогда случится самый настоящий коллапс.
Для многих сейчас не стоит вопроса, где приобретать автомобиль. Только в Иркутске работает более 20 аукционных контор, а рынок в Рабочем поражает воображение разнообразием во всех массовых сегментах. Но больше это воображение шокируют способы доставки, когда какая-нибудь Mazda Demio с «автоматом» тянет за собой на жесткой сцепке вариаторную Honda Fit. А еще больше пугает покупка кота в мешке, при которой клиент не видит автомобиля. В этом свете приобретение машины в Приморье уже не выглядит абсурдом. Если поставлена цель купить какой-то свежий либо эксклюзивный автомобиль, то вопрос выбора его на «Зеленом углу» может считаться приемлемым. Все-таки по 2002-2003 годам есть некоторое разнообразие, хотя и серьезно выиграть на цене, повторимся, не удастся. В общем, дилемма «где брать» по-прежнему остается дилеммой, решение которой проходит в индивидуальном порядке.
Максим МАРКИН Фото автора Консультации во Владивостоке — Алексей Кремезной (тел. 558-281; 635-886, покупка машин на аукционах Японии)
ВЛАДИНЖИНИРИНГ
«Конструкторы» до сих пор остаются отличной альтернативой приобретению автомобилей на год-два моложе. Но ехать за их покупкой во Владивосток особо смысла нет. В наличном предложении, не считая многочисленных объявлений, они — капля в море. И рассчитывать тут можно лишь на уникальный экземпляр, который проблематично найти у нас.
Однако стоит знать, что и «конструкторы» нынче подорожали. Причем, скорее всего, этот процесс будет продолжаться. Проблема в том, что постоянно возникают законодательные коллизии, влияющие на формирование стоимости. Так, сперва разобранный автомобиль заставляли возить на разных пароходах. Теперь машину необходимо оформлять на разные частные предприятия. Для легковушек их необходимо два, для джипов — три (двигатель, кузов, рама).
При этом документов становится все меньше, и цены на них растут. Не стоит также надеяться на то, что во Владивостоке можно дешево их приобрести. Ценовой расклад аналогичен Иркутску только по легковым автомобилям ($500-1500). А вот легализация джипа обойдется дороже. К примеру, документы на Surf или Terrano стоят $3 тыс., на Mitsubishi Pajero — $4 тыс., на Land Cruiser — уже $5 тыс.
Практически нет документов на грузовики. Что-то подчищают сейчас, что-то выберут перед новым годом и после. Так что говорить о популяризации этого вида оформления в среде коммерческой техники не приходится. Вероятнее всего, будут какие-то единичные случаи, но в массовом порядке нашествия грузовых «конструкторов» не предвидится.
Что касается особенностей сборки-разборки, то о ней мы недавно писали. Сейчас же добавим, что в Японии все это происходит на достаточно качественном уровне. Разумеется, не считая тех частых случаев, когда снятые комплектующие забрасываются в салон. Пачкают, а может, и протирают обивку. Разборка же на корабле имеет своим результатом некоторые сломанные детали из разряда пластиков и потребует более тщательного осмотра машины после сборки. Ну а сама сборка вовсе не какой-то процесс, после которого обязательно появятся дефекты. Хотя протянуть повторно все соединения будет не лишним.
В целом можно сказать, что «конструирование» — та единственная панацея, которая в состоянии оставить нам прекрасное, но не в огромных количествах, воспоминание о хороших японских автомобилях 90-х годов прошлого столетия. |
ПРИМОРСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ТЕМУ «О ТОМ, КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ ЦЕНА», $ |
Цена на аукционе |
Аукционный сбор |
120 |
Доставка по Японии |
110-480 |
Налог от стоимости покупки |
5% |
Таможня Японии |
130 |
Перевод денег в Японию |
2,5% |
Комиссия японского агента |
265,5 |
Доставка во Владивосток |
500 |
Таможенное оформление |
230 |
Таможенный склад |
140 |
Комиссия владивостокского агента |
300 |
Таможенная пошлина |
Доставка в Иркутск |
1051 |
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ «КОНСТРУКТОРА», $ (отсутствующие позиции по суммам аналогичны покупке и доставке автомобиля без разборки) |
Разборка |
Легковой |
300 |
джип |
350 |
микроавтобус |
400 |
Доставка во Владивосток |
800 |
Таможенное оформление |
Легковой |
180 |
джип |
250 |
микроавтобус |
180 |
Таможенный склад |
Легковой |
190 |
джип |
320 |
микроавтобус |
190 |
Сборка |
250 |
Таможенная пошлина |
Легковая |
800-1200 |
кроссовер,средних размеров джип |
1500-1800 |
полноразмерный внедорожник |
2000 | |