1978 год, лето, Одесса. Мне тогда было три с половиной года, и мало что осталось в памяти. Но хорошо помню необычную машину на ледовом стадионе, которая выезжала в перерывах между выступлениями фигуристов. А помню я эту машину потому, что тогда очень сильно хотел прокатиться на ней. И кто бы мог представить, что спустя почти три десятка лет доведется вновь увидеть диковинный агрегат, причем не на берегу Черного моря, а в родном Иркутске...
|
Боковая щетка предназначена для очистки поверхности льда непосредственно у бортов хоккейного корта. А чтобы обработку пространства и бортов проводить аккуратнее и быстрее, Zamboni имеет фторопластовую накладку на боковой поверхности «кондиционера» и фтороплас | Стадион «Рекорд» пока единственный в городе, где применяется система искусственной наморозки льда. А еще только на «Рекорде» есть две специальные машины марки Zamboni, позволяющие в максимально короткое время восстанавливать ледяную поверхность поля после тренировок хоккеистов или хоккейных матчей. Обе машины эксплуатируются менее двух лет, но уже успели показать свои преимущества, в том числе и прошедшей зимой, которая отличалась достаточно серьезными морозами. Вот и нынче устойчивого снежного покрова в городе еще нет, мало того, среднесуточная температура воздуха почти не опускается ниже нуля, но ледовое поле «Рекорда» уже в середине осени позволяет проводить полноценные тренировки. И заслуга в этом, в числе прочего, двух спецмашин Zamboni.
|
В качестве силового агрегата используется 2.5-литровый четырехцилиндровый двигатель Ford мощностью 53 л.с. Поскольку мотор работает с постоянными оборотами (2500 об/мин), он отличается неплохой экономичностью: расход бензина составляет около 6 литров на один | Почти за шесть десятков лет компания произвела и реализовала более 8000 ледозаливочных машин Zamboni. Со временем их конструкция менялась, но основной принцип работы остался неизменным. Грубо говоря, ледозаливочные машины Zamboni напоминают большой самоходный рубанок, поскольку основной рабочий инструмент у них — вращающийся нож-фреза, как и на электрических рубанках (только, естественно, намного больше). Поскольку изначально ледяная поверхность на катках достаточно ровная, то максимальная толщина срезаемого слоя не превышает 2-2,5 мм. Срезанный лед с помощью горизонтального шнека сгребается к центру, а затем вертикальным шнеком собирается в специальный бункер. Но это еще не все, что делает Zamboni. Мало того, работа фрезы со стороны вообще не видна, поскольку вся она, вместе со шнеками прикрыта навешенным сзади так называемым «кондиционером» — устройством для обработки и заливки льда. Кроме фрезы и шнека, в конструкцию кондиционера входит гидропривод, насос для откачки воды, распределительная рампа для заливки льда и водяное полотенце. Гидропривод обеспечивает работоспособность фрезы и шнеков, а также водяного насоса. Распределительная рампа, как следует из названия, распределяет воду по всей ширине обрабатываемой поверхности льда, а водяное полотенце окончательно полирует залитый свежей водой лед.
|
На приборной доске присутствуют несколько специфических приборов, таких как счетчик моточасов, амперметр, и индикатор температуры воды |
|
В некоторых местах сопряжения родного кузова и установленной отдельно кабины приходится дополнительно «герметизировать» скотчем |
| В кабине водителя не слишком просторно. Отчасти это связано с тем, что изначально модель Zamboni 520 создавалась для крытых хоккейных кортов, для которых и открытого рабочего места вполне достаточно (именно такая, открытая машина некогда была видена мною в Одессе). Остекленную кабину устанавливали уже в России. И в принципе, она неплохо вписалась в экстерьер машины (хотя, если приглядеться, можно увидеть технологические огрехи, связанные с установкой «чужой» кабины). Управляется машина с помощью двух педалей, рычага трансмиссии и руля. Трансмиссия здесь гидромеханическая и имеет две скорости: вперед и назад. Этого набора скоростей вполне достаточно для работы или маневров. А все остальные рычаги в кабине отвечают за работу и регулировки кондиционера и бункера для срезанного льда. Кстати, все инструкции и таблички, встречающиеся на машине, выполнены на русском языке или имеют русский дубляж, что говорит о специальной подготовке машины для работы именно в России.
|
С помощью круглого маховика осуществляется точная настройка глубины срезания льда фрезой |
|
Срезанный и собранный в бункер лед (а точнее, снежно-ледяная крошка) высыпается в специальный отвал |
| Вообще, глядя на Zamboni 520, возникают двойственные впечатления. С одной стороны, это, безусловно, качественная и уникальная техника (стоимость одной машины, как говорят, составляет около 120000 евро). Но когда смотришь на почти примитивные рычаги и штурвалы в кабине, заклеенные скотчем щелки и даже на пресловутые русскоязычные наклейки-предупреждения по всему кузову, появляется ощущение некоторой кустарности. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, — ведь каждая машина Zamboni до сих пор является штучным товаром, не блистающим дизайном или ультрасовременными технологиями, но отлично выполняющим свою работу. А качество работы, пожалуй, главное, за что ценят технику Zamboni во всем мире!
|
В танцах на льду главное — не поскользнуться. Поэтому резина на этих машинах — шипованная | Со стороны работа ледозаливочных машин Zamboni напоминает танцы на льду: обработка начинается с центра поля и на первых кругах кажется, что две машины танцуют танго, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. Но постепенно танец плавно переходит просто в движение по кругу, причем переход происходит достаточно быстро. Существуют международные требования, по которым восстановление льда на стандартной площадке для хоккея с шайбой или фигурного катания необходимо выполнять за 10 минут (плюс еще 5 минут отводится на заморозку и подсыхание льда). Поле для хоккея с мячом больше, но и машин здесь две, поэтому общее время одной заливки примерно такое же. После тренировки «Байкал-Энергии» для льда требуется как минимум двойная обработка. Поэтому после первого захода обе машины освобождают бункер от снежно-ледяной крошки, а баки заполняют свежей водой — впереди повторная обработка...
Из истории Zamboni
История компании Zamboni начинается в 20-х годах прошлого века, когда два брата — Фрэнк и Лоренс Замбони — решили открыть собственный бизнес по обслуживанию молочной промышленности, изготовляя холодильные установки. В 1940 году, в Южной Калифорнии (Парамоунт) на волне популярности спортивного катания на коньках братья открыли собственный каток IceLand с искусственным льдом. После того как из-за жаркого климата потребовалось переделать каток из открытого в крытый, встал вопрос создания технологий по обслуживанию и поддержанию качественного искусственного покрытия, и в 1949 году появилась первая машина для заливки льда Zamboni, сделанная на базе полноприводного джипа. В 1954 году была официально зарегистрирована компания «Фрэнк Дж. Замбони Компании», основной деятельностью которой и стала постройка специальных машин для заливки и обслуживания льда. А по-настоящему широкую известность компания получила после зимних Олимпийских игр 1960 года в Скво-Вэлли (Калифорния), где на ледовых стадионах использовались шесть машин Zamboni. |
Технические характеристики |
размеры (д/ш/в), мм |
4040/2160/2130 |
колея, мм |
1370 |
емкость бункера для снега, м |
2,83 |
емкость водяных баков, л |
1000 (727+273) |
масляный бак, л |
95 |
диаметр шнеков, см |
25,4 |
рабочий объем двигателя, л |
2,5 |
мощность, л.с. |
53 |
рабочие обороты, об/мин |
2500 |
трансмиссия |
гидромеханическая |
привод |
полный |
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 38 |