Автоспорт. Притяжение кольца (Специальный репортаж)
Просмотров: 5234
13 Ноября 2009
 








Специальный репортаж

На фото и видео это выглядит отчужденно и неинтересно. Примитивные машинки, кажущиеся далекими от формульных баталий стычки в поворотах… Но когда стоишь в пяти метрах от трассы, когда уши закладывает от яростного рева, кольцевые гонки в Кубке Lada — в этом фундаменте всей автоспортивной иерархии — воспринимаются иначе. Даже находясь вне кокпита, чувствуешь передозировку адреналина. А прожив с тайшетской командой Tuning Technologies Sport гоночный уик-энд, понимаешь — не все в подготовке и настройке автомобилей так просто, как представлялось до этого.

Еще на стадии строительства не трудно было понять, что на красноярской трассе «Красное кольцо» (или Red Ring) не ограничатся проведением драга, дрифта, заездами любителей, называемыми тут Time Attack, или трек-днями. Зачем тогда стоило «городить» само кольцо длиной 2160 м, созданное по всем правилам гоночных технологий? Логичным результатом стал Кубок Lada, стартовавший в прошлом году и в каждом сезоне включивший в себя пять этапов — с апреля по сентябрь. На последнем из них и побывал журналист «А+С», убедившийся, что даже простенькая подготовленная Kalina — профессиональный гоночный болид, а сами соревнования — жесткая среда с психологическим прессингом, подчиненная строгим правилам Российской автомобильной федерации.

ПРОЩЕ И ДЕШЕВЛЕ

Известно, что российская кольцевая «кузовная» серия RTCC включает несколько классов — Национальный, Туринг Лайт, Туринг и Супер Продакшн. Но красноярский Кубок Lada фактически вещь в себе. Как сказал один из менеджеров «Красного кольца», «выбирая базовый автомобиль, мы руководствовались доступной для сибирских спортсменов ценой». В итоге, заказанная у тольяттинской фирмы «Торгмаш» Kalina вышла весьма эксклюзивным автомобилем. За 600 тыс. руб. команды получили кузов с вваренным каркасом безопасности, 16-клапанный мотор ВАЗ-21216 и стандартную коробку передач. Несмотря на то, что обклеенный рекламой спонсоров хэтчбек выглядит довольно «зло», по сути, он является младшей ступенью отечественной гоночной эволюции.

Так, все отличия двигателя от стандарта сводятся к диаметру дроссельной заслонки в 50 мм, распредвалам с высотой подъема в 9,12 мм (начальный «тюнинг-размер», даже в Туринг-Лайт валы «выше»), да перешитому процессору. С этого сезона стала доступна поршневая группа мотора ВАЗ-21124 (устанавливается на Priora), которая на 40% легче старой 12-й. В редукторе можно использовать самоблокирующийся дифференциал. Также допустимо «поиграть» с комплектующими тормозов при условии их взаимозаменяемости на родные, с настройками подвески (в том числе, с углом развала и кастором при замене верхней опоры стойки на шаровое соединение), наконец, с увеличением (всего на 12 мм) колеи. Небогатый, прямо скажем, арсенал. Но и он, как выяснилось, способен сократить лишние секунды на круге.

Правда, еще до таких тонких «нейровмешательств» командам пришлось заниматься более грубой «хирургией». Как отмечают участники красноярского Кубка, «Торгмаш» — этот едва ли не монополист рынка спортивных автомобилей — сейчас достиг уровня, при котором уже забывают о качестве сборки. Мягко сказать, что кольцевые «Калины» были сырые. Пробивающие на массу и загорающиеся тумблеры в пластиковых корпусах, где, по идее, нужно использовать металл. Лопающиеся корпусы коробок передач и постоянные течи из них. Технологические отверстия в кузове, неприкрытые заглушками. Непротянутая подвеска. Некомплектность, отсутствие того, что прописано в техрегламенте — накладок на каркасе и сетки, прикрывающей оконный проем водительской двери. И это далеко не все, с чем пришлось сталкиваться после приобретения Kalina. В сущности, автомобиль перебирался почти по всем узлам и агрегатам. Поэтому не зря бытует мнение, что дешевле и качественнее, купив голый кузов и все остальное, собрать гоночный хэтчбек с нуля самостоятельно.

Правда, и это не гарантирует отсутствия проблем. Все-таки большей частью автомобиль состоит из обычных серийных деталей, а их качество сильно зависит от производителя, партии, сборщика. Например, легкий приоровский «низ» (т. е. поршневая) оказался явно слабее предшественника. В момент, когда мотор со звуком, похожим на вой взлетающей «тушки» (система выпуска очень свободная), выходит на свои 7000 об/мин, можно спрогнозировать все, что угодно — и «братский кулак», и даже «взрыв» агрегата. Бывают последствия полегче. Например, на машине TT-Sport после квалификации двигатель отчетливо застучал гидрокомпенсаторами. Не фатально — до старта целая ночь, за которую можно восстановиться и пообщаться…

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МЕЛОЧИ

Как говорилось ранее, основная идея Кубка Lada — техническое равенство участников — оставляет место для поиска оптимальных решений. Казалось бы, с чем можно экспериментировать при столь жестком регламенте, однако то же моторное масло при работе двигателя в напряженных режимах способно влиять на характеристики. В TT-Sport, например, отказались от прошлогоднего Castrol 10W60, решив, что на высоких оборотах для вазовского агрегата такая вязкость, скорее, негатив. Но нынешний спонсорский Motul 10W40, возможно, не совсем то, что нужно отечественным гидрокомпенсаторам на семи тысячах.

А от российских тормозов лучше отказываться сразу. По дискам и суппортам особо не разбежишься, но колодки на переднеприводные ВАЗы предлагаются в широчайшем разнообразии. И далеко не всегда дорогой тюнинговый вариант становится оптимальным для жесткой кольцевой работы. На конкретном примере было видно, как машина с именитыми колодками потеряла тормоза уже на первых кругах, а «наша» Kalina на одном комплекте итальянских Ferodo продержалась три заезда.

Хорошую возможность для экономии секунд на круге определяет подвеска. https://empire-massage.lviv.ua Первые этапы все, конечно, ездили на тех некачественных картриджах (а поменять по регламенту, в сущности, можно только их), что достались от «Торгмаша». Потом кто-то обратился к фирменным изделиям (такие для ВАЗов опять же имеются в ассортименте), а какие-то команды, как TT-Sport, пошли по пути местного тюнинга. В красноярской фирме GMP перекалибровали амортизаторные клапаны, и пилот из второй половины пелетона сразу прыгнул на подиум.

Вместе с подвеской должен работать и балласт, корректирующий вес автомобиля на минимальных 1040 кг. При этом расположение какого-нибудь металлического бруска завязано еще и на распределитель тормозных усилий — в Кубке Lada допускается установка спортивного устройства с принудительным изменением баланса.

ПОЙМАТЬ АТМОСФЕРЫ

«Паддок» в день квалификации — как муравейник. Прогревочные круги, 20 минут первой, как ее тут называют, «квалы» и снова интенсивная перед следующим стартом настроечная работа. За пару часов активного кольцевого драйва при условии, что техника приведена в боеготовность, остается добиться главного — максимального пятна контакта шины с покрытием кольца.

«Резина» Кубка — обычная дорожная Nokian Hakka i30 размерностью 185/60R14. Логичный для роста скоростей и зрелищности соревнований выбор слика дорог даже без учета сменной дождевой «обуви» и потому не укладывается в бюджетный формат гонок. Спортивная Yokohama стоит 8 тыс. руб./колесо, а на «Красном кольце» за комплект из шести Hakka команды перед каждым этапом отдают организаторам 12 тысяч. «Резинка» так себе, к концу гонок уже значительно выкрашивается по протектору. И все же удачно пойманное давление позволяет творить чудеса.

Казалось бы, простой процесс, не всегда приводит к положительным результатам. А надо-то всего лишь цифровым приборчиком — пирометром — измерить температуру двух внешних и внутренней полоски протектора. В идеале разница должна быть в десятые доли или хотя бы в градусы, что определяет максимальное пятно контакта. Если речь идет о 6, 8 и более единицах, то нужно сообразно температуре воздуха и асфальта подбирать подходящее давление.

Это кажется фантастикой, но с подкорректированными атмосферами Kalina едет совсем по-другому, что тут же отображается на результатах. Квалификационная таблица меняется так, будто недавние лидеры пересели на машины послабее, а аутсайдеры, напротив, получили лишнюю «лошадиную фору». И хотя разница сводится иногда к десятым долям секунды, удивительная рокировка налицо. Правда, лучшее время круга (кстати, добытое в этой квалификации пилотом TT-Sport) «ловится» только в самом начале заезда. Потом шины нагреваются, и оптимальное давление растет до тех величин, пропорционально которым сокращается пятно контакта. Кто-то не имеет и этого. Впрочем, первое место на старте гонки вовсе не означает удачного этапа. Возможно, даже наоборот.

РАВНЫЕ ШАНСЫ

Глядя на жесткие контакты во время заездов, вспоминаешь фильмы о заокеанском NASCAR, где воздействовать на соперника можно не только морально. А видя, как прессингуют или, на гоночном сленге, «греют» задние тех, кто идет впереди, невольно, в уме, цитируешь мнения прессы о Михаеле Шумахере, одним из качеств которого были железные нервы.

Да, несмотря на фактический запрет контактной борьбы, самое легкое, с чем возвращаются в техзону кубковые «Калины» — это «роспись», словно маркером, шинами соперников. И перевороты бывают, и вылеты опасные, а ушедший от нормальных углов сход-развал вместе с «подправленной» кузовщиной вообще обычные явления. Иной раз «свалки» в поворотах напоминают гонки на выживание, однако фиксация на видео всей гонки способна перетасовать места уже после финиша — гоночные правила на «Красном кольце» соблюдаются строго.

Это вовсе не значит, что официально недопустимы некоторые вольности. Так, участвовавший в первом этапе Алексей Дудукало, пилот столичной команды «Лукойл-Рейсинг» и пятикратный чемпион России, показывал класс физического и психологического давления. Догоняя соперника, он слегка постукивал бампером в бампер, заставляя ошибаться и пропускать себя вперед. Но и без знаменитого «Дуду» кольцо насыщено агрессией и адреналином. При равенстве автомобилей и необходимости лидеров буквально пробиваться на «свои» позиции на первое место выходит опыт пилотов, а обгоны по внутреннему радиусу становятся украшением гонки.

К сожалению, автоспорт в России сейчас в упадке. Тем более в восточной части страны. По крайней мере, именно такие мысли приходят, когда видишь то, что происходит с красноярским Кубком Lada. Несмотря на это, гонки проходят под эгидой РАФа и с рафовскими же судьями, число команд и количество участников сокращается. А сам Кубок, который по названию должен включать восточно-сибирских и дальневосточных кольцевиков, ныне ограничен двумя городами — собственно Красноярском и Новосибирском. Впрочем, об этом стоит поговорить отдельно.

 

 

 

 

СОБЫТИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО МАСШТАБА

Кубок Lada по соответствию строгим спортивным стандартам, безусловно, профессиональное соревнование. Вряд ли тут уместны сравнения с Формулой 1, но ведь жесткость требований едина для всех кольцевых гонок.

К примеру, после каждого заезда следует взвешивание. На трассе запрещена езда задним ходом. После боевых режимов машины и гонщики остужаются парой кругов во главе с пэйс-каром. Наконец, отношение к флагам на трассе и соблюдению их трактовок — незыблемый постулат.

То же и с техрегламентом. Заплатив нужную сумму, любой может предъявить к соперникам технические претензии. А двигатели лидеров разбираются после гонки в обязательном порядке. Некоторые моторы за сезон могут «потрошить» несколько раз (резьбовые соединения от этого обычно изнашиваются быстрее, чем поршневая группа от напряжения в гонках). Конечно, процедуры можно избежать, однако только при пенализации результатов этапа. Был случай, когда новосибирский пилот, чья машина явно «бубнила» более «злыми» валами, постоял на подиуме, попал в фото- и видеокамеры, чем отработал (или даже заработал) спонсоров. А потом уехал без инспекции мотора и лишился очков. Но ведь «картинку» для «меценатов» получил!

Именно наличие сторонней финансовой помощи у команд — самая серьезная проблема Кубка. Сейчас в нем 15 участников, максимум было 23, и не только кризис тому причина. Можно, конечно, гоняться на деньги с собственного бизнеса, есть такие примеры. Все же это, скорее, исключение. И хотя затраты на этап сравнительно небольшие (40-50 тыс. руб.), они, например, могут вырасти при аварии (у TT-Sport их было две — каждая вытягивала под двести тысяч) или восстановлении агрегатов. В общем, спонсорство — обычная практика. Но откуда быть мощным денежным вливаниям, если единственное от Москвы до Владивостока профессиональное кольцевое соревнование по массовости зрителя напоминает концерт народной самодеятельности в сельском доме культуры. Рекламные кампании перед гонками строятся, похоже, по остаточному принципу. Многие в городе не подозревают о существовании трассы или, как минимум, не знают о том, что на ней происходит. Организация шоу между заездами носит вялотекущий характер. И нет в России, да и не скоро еще будет, как за рубежом, культа автоспорта.

Логичный результат — трибуны (кстати, размещенные вдали от самых интересных участков), рассчитанные почти на 4 тысячи человек, едва ли собирают четверть от этого числа. А церемония награждения по торжественности момента и опять же количеству зрителей заставляет вспомнить советские чествования лучших комбайнеров. Не того ожидаешь от столь неординарного для провинции события. Так что, 15 участников — и то хорошо.

 

 

Максим Маркин
фото автора

Автомаркет+Спорт № 34

Благодаря этому приборчику — счетчику отсечки круга — результаты заездов получаются практически в реальном времени, что особенно удобно на квалификации, когда командам нужно подбирать давление в колесах | Специальный репортаж
Между квалификациями нужно успеть измерить температуру шин и определиться с давлением. Операция вроде бы простая, но требует опыта и, в некотором роде, удачи | Специальный репортаж
Архитектура трассы, помноженная на техническое однообразие автомобилей, такова, что обгоны на прямиках или пологих поворотах практически исключены, и борьба, в которой опыт выходит на первое место, сводится к точному построению траектории в крутых виражах | Специальный репортаж
Такая контактная борьба уже за гранью правил. И нередко она продолжается уже вне кокпитов — на кулаках  | Специальный репортаж
В данном случае все ограничится рамками приличия — «жертва» встанет на подиум, обидчик получит десятки секунд штрафного времени, что отбросит его в конец пелетона | Специальный репортаж
Как уже говорилось, выскакивание на обочину в некоторых ситуациях может стоить гонки. Тем не менее, именно движение по максимально внешнему радиусу позволяет держать наиболее высокую скорость | Специальный репортаж
Каркас безопасности, разумеется, омологированный. У TT-Sport он уже пережил двое «ушей» и фактически два автомобиля. Обратите внимание на отсутствие у двери багажника газовых упоров — опытным путем было выяснено, что в режиме гонки они в буквальном смысле взр | Специальный репортаж
Странно, что в Кубке Lada разрешается использование этого профессионального устройства. Однако принудительное изменение тормозного баланса не только позволяет точнее подстроить автомобиль под собственный стиль езды, но и играет на эффектность соревнований | Специальный репортаж
Маркируемая для использования только шести колес на этапе «резина» изнашивается за уик-энд немилосердно. Но даже на таком протекторе можно приезжать на первое место | Специальный репортаж
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог