|
На фото и видео это выглядит отчужденно и неинтересно. Примитивные машинки, кажущиеся далекими от формульных баталий стычки в поворотах… Но когда стоишь в пяти метрах от трассы, когда уши закладывает от яростного рева, кольцевые гонки в Кубке Lada — в этом фундаменте всей автоспортивной иерархии — воспринимаются иначе. Даже находясь вне кокпита, чувствуешь передозировку адреналина. А прожив с тайшетской командой Tuning Technologies Sport гоночный уик-энд, понимаешь — не все в подготовке и настройке автомобилей так просто, как представлялось до этого.
Еще на стадии строительства не трудно было понять, что на красноярской трассе «Красное кольцо» (или Red Ring) не ограничатся проведением драга, дрифта, заездами любителей, называемыми тут Time Attack, или трек-днями. Зачем тогда стоило «городить» само кольцо длиной 2160 м, созданное по всем правилам гоночных технологий? Логичным результатом стал Кубок Lada, стартовавший в прошлом году и в каждом сезоне включивший в себя пять этапов — с апреля по сентябрь. На последнем из них и побывал журналист «А+С», убедившийся, что даже простенькая подготовленная Kalina — профессиональный гоночный болид, а сами соревнования — жесткая среда с психологическим прессингом, подчиненная строгим правилам Российской автомобильной федерации.
ПРОЩЕ И ДЕШЕВЛЕИзвестно, что российская кольцевая «кузовная» серия RTCC включает несколько классов — Национальный, Туринг Лайт, Туринг и Супер Продакшн. Но красноярский Кубок Lada фактически вещь в себе. Как сказал один из менеджеров «Красного кольца», «выбирая базовый автомобиль, мы руководствовались доступной для сибирских спортсменов ценой». В итоге, заказанная у тольяттинской фирмы «Торгмаш» Kalina вышла весьма эксклюзивным автомобилем. За 600 тыс. руб. команды получили кузов с вваренным каркасом безопасности, 16-клапанный мотор ВАЗ-21216 и стандартную коробку передач. Несмотря на то, что обклеенный рекламой спонсоров хэтчбек выглядит довольно «зло», по сути, он является младшей ступенью отечественной гоночной эволюции. Так, все отличия двигателя от стандарта сводятся к диаметру дроссельной заслонки в 50 мм, распредвалам с высотой подъема в 9,12 мм (начальный «тюнинг-размер», даже в Туринг-Лайт валы «выше»), да перешитому процессору. С этого сезона стала доступна поршневая группа мотора ВАЗ-21124 (устанавливается на Priora), которая на 40% легче старой 12-й. В редукторе можно использовать самоблокирующийся дифференциал. Также допустимо «поиграть» с комплектующими тормозов при условии их взаимозаменяемости на родные, с настройками подвески (в том числе, с углом развала и кастором при замене верхней опоры стойки на шаровое соединение), наконец, с увеличением (всего на 12 мм) колеи. Небогатый, прямо скажем, арсенал. Но и он, как выяснилось, способен сократить лишние секунды на круге. Правда, еще до таких тонких «нейровмешательств» командам пришлось заниматься более грубой «хирургией». Как отмечают участники красноярского Кубка, «Торгмаш» — этот едва ли не монополист рынка спортивных автомобилей — сейчас достиг уровня, при котором уже забывают о качестве сборки. Мягко сказать, что кольцевые «Калины» были сырые. Пробивающие на массу и загорающиеся тумблеры в пластиковых корпусах, где, по идее, нужно использовать металл. Лопающиеся корпусы коробок передач и постоянные течи из них. Технологические отверстия в кузове, неприкрытые заглушками. Непротянутая подвеска. Некомплектность, отсутствие того, что прописано в техрегламенте — накладок на каркасе и сетки, прикрывающей оконный проем водительской двери. И это далеко не все, с чем пришлось сталкиваться после приобретения Kalina. В сущности, автомобиль перебирался почти по всем узлам и агрегатам. Поэтому не зря бытует мнение, что дешевле и качественнее, купив голый кузов и все остальное, собрать гоночный хэтчбек с нуля самостоятельно. Правда, и это не гарантирует отсутствия проблем. Все-таки большей частью автомобиль состоит из обычных серийных деталей, а их качество сильно зависит от производителя, партии, сборщика. Например, легкий приоровский «низ» (т. е. поршневая) оказался явно слабее предшественника. В момент, когда мотор со звуком, похожим на вой взлетающей «тушки» (система выпуска очень свободная), выходит на свои 7000 об/мин, можно спрогнозировать все, что угодно — и «братский кулак», и даже «взрыв» агрегата. Бывают последствия полегче. Например, на машине TT-Sport после квалификации двигатель отчетливо застучал гидрокомпенсаторами. Не фатально — до старта целая ночь, за которую можно восстановиться и пообщаться…
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МЕЛОЧИКак говорилось ранее, основная идея Кубка Lada — техническое равенство участников — оставляет место для поиска оптимальных решений. Казалось бы, с чем можно экспериментировать при столь жестком регламенте, однако то же моторное масло при работе двигателя в напряженных режимах способно влиять на характеристики. В TT-Sport, например, отказались от прошлогоднего Castrol 10W60, решив, что на высоких оборотах для вазовского агрегата такая вязкость, скорее, негатив. Но нынешний спонсорский Motul 10W40, возможно, не совсем то, что нужно отечественным гидрокомпенсаторам на семи тысячах. А от российских тормозов лучше отказываться сразу. По дискам и суппортам особо не разбежишься, но колодки на переднеприводные ВАЗы предлагаются в широчайшем разнообразии. И далеко не всегда дорогой тюнинговый вариант становится оптимальным для жесткой кольцевой работы. На конкретном примере было видно, как машина с именитыми колодками потеряла тормоза уже на первых кругах, а «наша» Kalina на одном комплекте итальянских Ferodo продержалась три заезда. Хорошую возможность для экономии секунд на круге определяет подвеска. https://empire-massage.lviv.ua Первые этапы все, конечно, ездили на тех некачественных картриджах (а поменять по регламенту, в сущности, можно только их), что достались от «Торгмаша». Потом кто-то обратился к фирменным изделиям (такие для ВАЗов опять же имеются в ассортименте), а какие-то команды, как TT-Sport, пошли по пути местного тюнинга. В красноярской фирме GMP перекалибровали амортизаторные клапаны, и пилот из второй половины пелетона сразу прыгнул на подиум. Вместе с подвеской должен работать и балласт, корректирующий вес автомобиля на минимальных 1040 кг. При этом расположение какого-нибудь металлического бруска завязано еще и на распределитель тормозных усилий — в Кубке Lada допускается установка спортивного устройства с принудительным изменением баланса.
ПОЙМАТЬ АТМОСФЕРЫ«Паддок» в день квалификации — как муравейник. Прогревочные круги, 20 минут первой, как ее тут называют, «квалы» и снова интенсивная перед следующим стартом настроечная работа. За пару часов активного кольцевого драйва при условии, что техника приведена в боеготовность, остается добиться главного — максимального пятна контакта шины с покрытием кольца. «Резина» Кубка — обычная дорожная Nokian Hakka i30 размерностью 185/60R14. Логичный для роста скоростей и зрелищности соревнований выбор слика дорог даже без учета сменной дождевой «обуви» и потому не укладывается в бюджетный формат гонок. Спортивная Yokohama стоит 8 тыс. руб./колесо, а на «Красном кольце» за комплект из шести Hakka команды перед каждым этапом отдают организаторам 12 тысяч. «Резинка» так себе, к концу гонок уже значительно выкрашивается по протектору. И все же удачно пойманное давление позволяет творить чудеса. Казалось бы, простой процесс, не всегда приводит к положительным результатам. А надо-то всего лишь цифровым приборчиком — пирометром — измерить температуру двух внешних и внутренней полоски протектора. В идеале разница должна быть в десятые доли или хотя бы в градусы, что определяет максимальное пятно контакта. Если речь идет о 6, 8 и более единицах, то нужно сообразно температуре воздуха и асфальта подбирать подходящее давление. Это кажется фантастикой, но с подкорректированными атмосферами Kalina едет совсем по-другому, что тут же отображается на результатах. Квалификационная таблица меняется так, будто недавние лидеры пересели на машины послабее, а аутсайдеры, напротив, получили лишнюю «лошадиную фору». И хотя разница сводится иногда к десятым долям секунды, удивительная рокировка налицо. Правда, лучшее время круга (кстати, добытое в этой квалификации пилотом TT-Sport) «ловится» только в самом начале заезда. Потом шины нагреваются, и оптимальное давление растет до тех величин, пропорционально которым сокращается пятно контакта. Кто-то не имеет и этого. Впрочем, первое место на старте гонки вовсе не означает удачного этапа. Возможно, даже наоборот.
РАВНЫЕ ШАНСЫГлядя на жесткие контакты во время заездов, вспоминаешь фильмы о заокеанском NASCAR, где воздействовать на соперника можно не только морально. А видя, как прессингуют или, на гоночном сленге, «греют» задние тех, кто идет впереди, невольно, в уме, цитируешь мнения прессы о Михаеле Шумахере, одним из качеств которого были железные нервы. Да, несмотря на фактический запрет контактной борьбы, самое легкое, с чем возвращаются в техзону кубковые «Калины» — это «роспись», словно маркером, шинами соперников. И перевороты бывают, и вылеты опасные, а ушедший от нормальных углов сход-развал вместе с «подправленной» кузовщиной вообще обычные явления. Иной раз «свалки» в поворотах напоминают гонки на выживание, однако фиксация на видео всей гонки способна перетасовать места уже после финиша — гоночные правила на «Красном кольце» соблюдаются строго. Это вовсе не значит, что официально недопустимы некоторые вольности. Так, участвовавший в первом этапе Алексей Дудукало, пилот столичной команды «Лукойл-Рейсинг» и пятикратный чемпион России, показывал класс физического и психологического давления. Догоняя соперника, он слегка постукивал бампером в бампер, заставляя ошибаться и пропускать себя вперед. Но и без знаменитого «Дуду» кольцо насыщено агрессией и адреналином. При равенстве автомобилей и необходимости лидеров буквально пробиваться на «свои» позиции на первое место выходит опыт пилотов, а обгоны по внутреннему радиусу становятся украшением гонки. К сожалению, автоспорт в России сейчас в упадке. Тем более в восточной части страны. По крайней мере, именно такие мысли приходят, когда видишь то, что происходит с красноярским Кубком Lada. Несмотря на это, гонки проходят под эгидой РАФа и с рафовскими же судьями, число команд и количество участников сокращается. А сам Кубок, который по названию должен включать восточно-сибирских и дальневосточных кольцевиков, ныне ограничен двумя городами — собственно Красноярском и Новосибирском. Впрочем, об этом стоит поговорить отдельно.
Максим Маркин
|
||