Это было кульминацией зрелища — выход на передовые рубежи двух пожарных Iveco-Magirus. Как в молниеносной контратаке они подавили огненный шквал, грозивший в минуту смести все на своем пути, по эффекту можно сравнить, пожалуй, с залпом «града» или Чего-то в этом роде.
|
АКТ Iveco-Magirus FLF |
О работе аварийно-спасательной и противопожарной службы в Ангарской нефтехимической компании мы уже рассказывали, и было это в 2003 году. Но с того времени немало воды и пены утекло, автопарк и оборудование обновились, подразделения претерпели реконструкцию, да и машины тогда удалось показать только отечественные и, что особенно «обидно», только в «статике». Ничего не поделаешь — увидеть и снять тушение настоящих пожаров на нефтеперерабатывающем производстве, да еще вблизи, почти невозможно.
Поэтому побывать на показательных тактических учениях, проводимых на специальном полигоне, тоже можно считать удачей. Полигон копирует реальные производственные площадки, установки и терминалы АНХК, а непосредственная близость к месту учений создает полную иллюзию нахождения в эпицентре драматических событий, в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Оглушительные взрывы пирозарядов, доходящий жар и свирепое шипение огня, вой сирен, рев двигателей и грохот огнетушащих средств, терпкий запах дыма и разлитой пены — все буквально завораживает и заставляет проникнуться опасностью реальных катастроф, противостоять которым, конечно, может только специально обученный персонал, вооруженный по всем современным требованиям. Понятно, что основу оборонной мощи, мобильности и оперативности здесь составляют пожарные автомобили, среди которых теперь есть уникальная для региона европейская техника, по тактико-техническим параметрам не имеющая аналогов среди отечественных образцов.
И закупались эти машины, судя по всему, не для показательных выступлений перед высокой начальственной публикой. Они теперь ударная и честно окупающая свою бешеную стоимость (каждая более 300 тысяч долларов) авангардная сила в борьбе с опасными возгораниями.
Истребители огня
Два Iveco-Magirus с колесной формулой 4х4 по классификации относятся к Автомобилям комбинированного тушения (АКТ). На первый взгляд они очень схожи, однако по своим, так сказать, должностным обязанностям и возможностям различаются. Впрочем, это понятно даже по внешним признакам, например, по конструкции и размеру колес.
Модель FLF-60/57 сразу выделяется большими односкатными колесами с внедорожными шинами. Короткие свесы, большой клиренс: этакий транспортер-вездеход переднего края. И, надо добавить, быстрого развертывания. Именно эту модель можно отнести к авангарду механизированных пожарных сил АНХК. Использует системы водно-пенного и углекислотного тушения и применяется, главным образом, для скорейшего подавления очагов пожара в любых, даже труднодоступных участках. Простыми словами — его первым бросают на любую огневую «амбразуру».
Но не ради смертельного подвига, конечно. Он создан побеждать. Это штурмовик, гвардеец-десантник! Пожарный быстроходный танк, если угодно. Для чего машина подготовлена и экипирована самым впечатляющим образом.
Первым делом надо отметить могучую силовую установку. Турбодизельная «восьмерка» мощностью 420 сил легко ускоряет и перемещает машину полной массой 18,5 тонн. «Едет даже резвей, чем японские легковушки», — улыбаются водители. То есть время прибытия к месту пожара минимально возможное. При этом шум от мотора раза в три ниже, чем от камазовского.
Но такой могучий двигатель нужен не только для высоких динамических показателей. Короткоствольная «пушка» на крыше кабины, гидромонитор на бампере и ствол первой помощи с рукавом 50 метров составляют главную боевую мощь машины и требуют соответствующего «питания».
Этот пожарный «истребитель» оснащен мощнейшим центробежным насосом Iveco производительностью 6000 литров в минуту (100 литров в секунду) при давлении 10,5 атмосфер! И что очень важно — этот насос имеет объемный гидропривод, что позволяет одновременно использовать все стволы, а основные даже на скорости до 80 км/час.
То есть ударить по огневой точке «противника» FLF-60/57 может сходу, без промедления на «рекогносцировку» и подготовку, приглушив или подавив очаг еще до подхода основных сил. И в этом качестве автомобиль бесподобен.
Верхний лафетный ствол марки Akron Brass с виду довольно компактный, но его боевые возможности просто «ураганные», с производительностью почти 3000 литров в минуту. В зависимости от обстановки, может подавать воду в двух «субстанциях», так называемом компактном и распыленном виде, под давлением 10 атмосфер с дальностью струи до 58 метров! А также пену низкой кратности в трех разных дозировках.
Нижний ствол-монитор выступает как вспомогательный, но тоже совсем не «хилый»: 1200 литров в минуту компактной или распыленной воды с дальностью струи до 30 метров.
«Боезапас» машины, на первый взгляд, тоже приличный: цистерна для воды объемом 6000 литров и бак для пенообразователя на 750 литров. Но с учетом производительности, один только верхний ствол способен «расстрелять» запас воды на борту всего за 2,7 минуты. Нижний ствол за 4,8 минуты. Потом работа машины возможна только при подключении к стационарному водоисточнику.
Поэтому при боевом развертывании до подключения к водоисточнику здесь очень важна «меткость стрельбы», иначе эффект «внезапности», функция быстрого подавления огня будет не столь очевидна. Чтобы оперативного запаса воды и пены не пропало ни литра и вообще для максимального КПД машины, системы пожаротушения и вспомогательное оборудование имеют электро-пневматическое управление и автоматизированы с программным обеспечением.
В сущности, лафетными стволами даже на ходу можно легко управлять с водительского места. Здесь даже боевой расчет может предполагать только одного водителя, хотя, конечно, в основном состоит из трех человек.
Ведь это АКТ все же. Здесь еще есть не только «переносной» ствол первой помощи с расходом воды 400 литров в минуту, но также установка для углекислотного тушения. Она включает 40-метровый рукав и восемь баллонов на 240 литров жидкого СО2, запаса чего хватит на 4 минуты «газовой» атаки. Мощной и беспощадной.
|
Автоцистерна КАМАЗ-43118 6х6 |
|
АВД КАМАЗ-53229 с оборудованием Albert Ziegler |
|
Для нового штабного автомобиля почему-то выбрали автобус ЛАЗ |
Кроме того, для оказания различной технической помощи машина оснащена тяговой лебедкой Warn с усилием 5,4 тонны, стационарным электрогенератором на 5 kW, прожекторами освещения на пневмовыдвижной мачте и другими «подручными» средствами.
Но что особенно интересно, как автомобиль «переднего рубежа», атакующий Iveco-Magirus FLF оборудован своего рода «броней» — системой персональной защиты от возможного «теплового удара». Это так называемые спринклеры, другими словами высоконапорные форсунки, которые установлены под кабиной и между осями. В случае необходимости, они разбрызгивают воду с расходом 800 литров в минуту для защиты шин от возможного возгорания.
Второй АКТ Iveco-Magirus серии SLF-30/32 и общей массой 19 тонн тоже с колесной формулой 4х4, но шасси здесь более универсальное, с турбодизелем в 380 сил, дорожными шинами и двухскатными колесами сзади. Да и сама машина по назначению позиционируется несколько иначе: для доставки огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и боевого расчета.
«Боезапас» при этом не очень большой: цистерна для воды на 3000 литров, бак для пенообразователя всего на 200 литров, а также имеется установка порошкового тушения с запасом порошка в полтонны, что хватит на двухминутную атаку. Так что, машина в основном рассчитана работать с подключением к водоисточникам.
|
Пятитонник Hino с краном на подвозке «боеприпасов» |
|
Возить прицеп с вакуумной установкой для сбора разлившихся нефтепродуктов поручили УАЗу |
| Однако боевые возможности SLF тоже впечатляют. Здесь установлен комбинированный двухступенчатый насос производительностью 3200 литров в минуту! Лафетный ствол с расходом воды 2000 литров в минуту при давлении в 10 атмосфер и дальности струи до 58 метров опорожняет цистерну всего за полторы минуты. Вторая высоконапорная ступень насоса развивает давление 40-50 атмосфер и применяется для работы ручными стволами.
SLF может тушить пожары компактными и распыленными струями воды и пены низкой кратности с различной дозировкой, а также при помощи пенных генераторов средней кратности — «заливать» очаги пожара «пенной подушкой», если так можно выразиться. Кроме того, машина оснащена переносным электрогенератором мощностью 7,5 kW, а также двумя осветительными прожекторами мощностью в 1kW каждый, установленными на пневмораздвижной мачте.
«Вам, наверное, коллеги завидуют, что вы работаете на таких машинах?» — спрашиваю водителей и бойцов из экипажей Iveco-Magirus по окончании учений. Улыбаются. А что тут скажешь оригинального? Действительно, машины оснащены по последнему слову, компоновка и управление продуманы досконально, да и общее качество изготовления не идет ни в какое сравнение.
Цистерны из нержавеющей стали долговечны и герметичны, пожарно-техническое вооружение крепится надежно, а доступ к нему легкий, насосы и трубопроводы зимой не перемерзают, створки отсеков не клинят, и тому подобное. Разве что большой боевой расчет на борт не могут взять, но такова их специфика.
Равнение на лучших
|
Так работает супермощный лафетный ствол Minotor при подаче пены низкой кратности на резервуар |
А я хорошо помню, как в прошлое общение пожарные АНХК «не для печати» на чем свет ругали свои новые КАМАЗы и ЗИЛы. Хорошо, теперь есть на что равняться. Если раньше приходилось слышать, что наши машины, по крайней мере, проще и дешевле в ремонте, то теперь главное — это безопасность, ради чего приходится идти на дорогостоящие расходы по закупке и содержанию импортной техники.
Тем не менее за последнее время на АНХК появилась и новая отечественная техника, именно нового поколения, в которой учтены некоторые конструктивные просчеты, используется модернизированное отечественное оборудование и применяются импортные агрегаты.
|
Газоспасатели
в защитных костюмах
Trellchem Super |
Например, автоцистерна на шасси вездеходного КАМАЗ-43118 с колесной формулой 6х6. Тоже впечатляющий механизм, надо сказать. Длиной 9,4 метра, высотой 3,3 метра и полной массой более 20 тонн. При этом мощность двигателя только 260 сил — по отношению к зарубежным «товарищам» отставание очевидно.
Но этого красавца ценят за другие качества. Помимо того, что он обладает высокой проходимостью, новый КАМАЗ за кабиной имеет отдельную, сравнительно просторную «будку», благодаря чему везет на борту полноценный боевой расчет из семи человек, чего раньше эти модели не предполагали.
Более того, несмотря на внушительную пассажирскую часть, машина несет восьмитонную цистерну с водой и полтонны пенообразователя, что вполне «запасливо» для автономной работы без подключения к сторонним источникам. Отечественный пожарный насос здесь нового образца и достаточно мощный, производительностью 70 литров в секунду. Лафетный ствол традиционный, имеется также электролебедка с тяговым усилием 3,5 тонны. Кроме как электропневматического управления коробкой отбора мощности, никаких особенных «наворотов» по силовой части нет.
Отметить следует то, что по климатическому исполнению машина соответствует нашим условиям: может работать при температуре до -40 и кратковременно до -50, тогда как до этого пожарные КАМАЗы не были подготовлены к тушению в условиях суровой зимы.
|
После учений. Уставшие, но победившие |
А есть в парке еще одна новинка, внешне обычная пожарная автоцистерна на трехосном шасси КАМАЗ-53229, с обычной трехместной кабиной. На самом деле, по внутренней спецификации — это Автомобиль высокого давления (АВД). В чем его особенность?
В сущности, автомобиль полной массой 20100 тонн также предназначен для доставки на пожар большого количества огнетушащих средств (8800 литров воды и 2000 литров пенообразователя) и, разумеется, для борьбы с огнем водой и пеной. Однако установленный на этом «танкере» немецкий двухступенчатый насос марки Albert Ziegler, а также пеносмеситель и лафетный ствол той же фирмы, значительно расширили возможности этого КАМАЗа как пожарного автомобиля.
Боевой расчет может подавать воду и пену компактными и распыленными струями, из лафетных и ручных стволов, работать с генератором пены средней и высокой кратности. Именно вторая, высоконапорная ступень насоса с номинальным давлением подачи 40 атмосфер позволяет применять тонкораспыленную воду, а также пену высокой кратности, что заметно увеличивает боевой потенциал расчета и КПД при тушении.
Можно теперь понять, какое сильное «штурмовое соединение» представляет собой вся эта четверка. И что характерно, именно ей оказана особая честь — все машины базируются в новом Центре противопожарной безопасности и аварийно-спасательных работ, открывшемся на территории АНХК в прошлом году. На строительство и оборудование современного центра компания потратила около четырех миллионов долларов, здесь даже есть собственный полигон для тактических занятий.
Об уровне оснащения центра можно судить даже по тому, в каких условиях машины несут боевое дежурство и проходят техобслуживание. Например, смонтирована импортная система отвода выхлопных газов, которая при выезде машины из боксов (по тревоге, например) автоматически отсоединяет шланги от выхлопных труб.
Основные силы
Впрочем, было бы неверно останавливать внимание только на самых видных «истребителях огня». Борьба с пожарами и авариями на таких производствах, тем более, если речь идет о значительных по масштабам ЧС, предполагает крупномасштабное взаимодействие самых разных подразделений. Что, собственно, и показали учения.
На которых по различным вводным все началось с такой «мелочи», как повреждение технологического трубопровода с токсичными веществами. С последующей установкой заглушки и дезактивацией местности. А закончилось «феерическим» зрелищем — взрыв хранилища с нефтепродуктами и его тушение. Как-никак загорелась «бочка» емкостью в 2000 тонны, а площадь пожара составила более 180 кв. метров!
И тушили это хозяйство всеми возможными средствами, включая стационарные лафетные стволы, в том числе водопенные мониторы зарубежного производства, отличающиеся сверхвысокой производительностью (2300-4000 литра в минуту) с дальностью «стрельбы» до 70 метров.
А «между делом» пожарным и спасателям пришлось ликвидировать возгорание дизтоплива и защиту цистерн на наливном терминале, тушить пожар и спасать пострадавших на огромной нефтеперегонной колонне, тушить мощный трансформатор и даже насосную станцию.
Тоннами тратя не только воду, но и пенообразователь — жидкость, которая в отличие от воды очень дорогая даже отечественного производства, а уж более эффективный французский ПО марки Petrofilm и вовсе обходится в «золотую копеечку» — $6 за литр!
Именно такой пенообразователь с высокой огнетушащей способностью использовали, например, при тушении резервуара. Подавая его снаружи и внутрь, то есть непосредственно под горящий слой, при помощи высоконапорного пенного генератора (так называемое подслойное тушение — одна из новых и эффективных технологий в тушении больших емкостей с нефтепродуктами).
В ходе учений кроме собственно пожарных машин была задействована и вспомогательная техника. Так, специально для оперативной и надежной подвозки «боеприпасов», то есть огнетушащих средств (например, емкостей с пенообразователем), пожарно-технического вооружения и прочего оборудования, совсем недавно в Японии был приобретен пятитонный грузовик Hino с крановой установкой.
Машина изначально не была рассчитана на пожарную службу и пока даже не раскрашена в алые цвета, однако по своим динамическим показателям, скорости, надежности работы и простоте в обслуживании сполна отвечает нынешним требованиям пожарных АНХК к «подсобной», но очень ответственной технике. А ведь всего лишь типичный японский грузовик!
В этой связи немного странным показался выбор автобуса ЛАЗ в качестве командного пункта, а также выбор УАЗ-3162 в качестве тягача для прицепа с вакуумной установкой по сбору разлившихся нефтепродуктов и отработанного сорбента. Возможно, такой выбор связан с не столь важной миссией данной установки, по сравнению со своевременным подвозом «боеприпасов».
Впечатляет и нынешнее оснащение боевых расчетов, как аварийно-спасательным оборудованием, так и персональными средствами защиты. Так, газоспасатели, которым приходится действовать в условиях разлива высокотоксичных продуктов, теперь облачаются в новые защитные костюмы шведской фирмы Trellchem Super. Они обеспечивают 100%-ую защиту от таких химикатов, как азотная кислота, хлор или жидкий аммиак.
Для спасения пострадавших, особенно с больших высот, тоже применяют импортное оборудование. Специальные носилки Paramedic шведского производства обеспечивают полную фиксацию «тела» и позволяют быстро и безопасно эвакуировать человека в горизонтальном и вертикальном положении с помощью альпинистского снаряжения.
Дорогостоящие учения, несмотря на их насыщенность сложными вводными, надо сказать, прошли довольно быстро. Некоторые операции даже было трудно «поймать» в полном объеме — настолько быстро все происходило. Собственно, в этом и есть заслуга пожарных и спасательных служб, уровень подготовки которых высокопоставленные чиновники оценили высоко.
Василий ЛАРИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 31
|