Классификация автомобилей в последнее десятилетие не поддается логическому осмыслению. Взять, к примеру, Subaru Forester (или, как его любовно называют владельцы — «Форик»). До сих пор мы не можем прийти к однозначному мнению, к какой категории легковых автомобилей относить этот универсал? Для джипа он слишком «легковой». Для паркетника слишком устойчив на дорогах. А для легкового универсала — слишком независим от состояния дорог. Но к какому бы типу авто мы не отнесли Forester, эта модель появилась очень вовремя и в короткие сроки нашла не просто своего покупателя, но и свой особый имидж, сравнимый с таковым у многих более крупных и серьезных внедорожников.
Крушение стереотипов?
|
Зовется «Лесничим», но выглядит жителем города, коим, в общем-то, и является |
Признаться, до сих пор практически все Subaru, и в первую очередь Forester, в моих глазах выглядели эталоном надежности и выносливости. Однако то, что стало известно про их моторы в процессе подготовки материала, если и не сокрушило стереотипы, то, по крайней мере, подорвало былую веру в их совершенство и надежность.
Список возможных и характерных дефектов двигателей Forester открывает конструктивный просчет, из-за которого шатунная шейка 4-го цилиндра часто получает смазку в недостаточном объеме. Как результат — стук двигателя и соответствующий, причем весьма недешевый, ремонт. Этот дефект может быть и следствием несвоевременной замены, и недостаточного качества используемого моторного масла. К тому же система смазки двигателей Forester имеет еще одну особенность — способность лампочки аварийного давления не загораться даже при падении уровня масла намного ниже минимального (по некоторым данным, до 0.7 литра, тогда как для безопасной работы мотора надо не менее 2-х литров масла).
|
Два бардачка, ящичек над консолью, карманы в дверях и дверных подлокотниках всех дверей (!), центральный бокс. Не машина, а мечта барахольщика! |
|
Интерьер у Forester первого поколения совсем легковой, но посадка выше, чем в настоящих легковушках |
| Другой заводской недостаток относится к 2,5-литровым двигателям, страдающим склонностью к перегреву. Перегрев может возникнуть не только во время движения с повышенными нагрузками или активной езде, но и в городских пробках (когда циркуляция охлаждающей жидкости минимальна). 2,5-литровые двигатели создавались на базе 2,2-литрового мотора за счет увеличения диаметра цилиндров. Побочным результатом явилось уменьшение объема рубашки охлаждения со всеми вытекающими последствиями. В результате необходимо внимательнее следить за температурой двигателя и состоянием радиатора, а потенциальным покупателям решить: нужны ли им лишние 30 л.с.? Может, лучше присмотреть 2,0-литровый Forester с турбонаддувом, у которого с температурным режимом проблем нет? Однажды вскипяченный 2,5-литровый двигатель может потребовать ремонта покоробившихся головок и даже блока уже через 50 тыс. км, в то время как более частая замена моторного масла и наличие турботаймера сделают ресурс турбодвигателя лишь ненамного меньше, чем атмосферного варианта: от 200-300 тыс. до 600-700 тыс. км. Кстати, турбомотор на японских вариантах Forester имеет только один турбокомпрессор, в то время как на внешние рынки подобная модификация предлагалась в варианте битурбо (с двумя турбинами).
|
Несмотря на то что на втором поколении модели задний диван был смещен назад, высокий водитель по-прежнему может немного стеснять заднего пассажира |
Традиционно недолговечными узлами считаются гидрокомпенсаторы клапанов. На Subaru они, конечно, служат дольше, чем, к примеру, на Mitsubishi, однако средний срок службы в пределах 100 тыс. км — отнюдь не показателен. Далее, могут возникнуть проблемы с датчиком состава смеси (аналог кислородному датчику) и расходомером воздуха (ДМРВ). Последние могут быть либо оригинальными японскими, либо производства Bocsh. «Бошевские» дешевле (примерно 2500-3000 руб.), но менее надежны. К тому же разные датчики невзаимозаменяемы. Также отмечены случаи выхода из строя датчиков детонации и распредвала, топливных насосов (следствие частой езды «на лампочке»). И число это необходимо помножить на более высокую (по сравнению со многими другими марками автомобилей) стоимость обслуживания и ремонта.
Автомобилям Subaru свойственны трудности с холодным запуском, причем это проявляется даже чаще, чем у Honda, проблемы могут возникнуть уже при 0 градусов! Может, дело в повышенной чувствительности оппозитных двигателей к качеству и работоспособности компонентов системы зажигания. Подмечено, что при принудительном увеличении подачи воздуха двигателю становится явно легче. Скорее всего, дело еще и в индивидуальных настройках процессора.
|
Это — турбированный 250-сильный вариант EJ20, устанавливаемый на автомобилях второго поколения |
На многих Subaru (в том числе и на Forester) процессор расположен под лючком в ногах переднего пассажира. Отмечались случаи попадания туда влаги (растаявший с подошвы обуви снег или последствия неаккуратной мойки салона) с последующим выходом процессора из строя.
У электрооборудования Forester есть еще пара нюансов, касающихся системы зажигания. Во-первых, могут возникнуть сложности с заменой свечей (затрудненный доступ) и если на 2,0-литровых EJ20 еще можно исхитриться и открутить свечи без лишних затрат, то вот 2,5-литровый EJ25 требует частичной разборки силового агрегата или его подъема. Частоту этой операции, кстати, можно уменьшить использованием платиновых/иридиевых свечей, но только при условии качественного бензина — иначе и дорогие свечи выйдут из строя так же быстро, как обычные. Ну а во-вторых, требуют аккуратного обращения высоковольтные провода, которые очень легко оборвать при попытке замены свечей.
С 2000 года атмосферные двигатели Forester стали оборудовать системой обеднения смеси Lean Burn, о надежности которой пока сказать особо нечего. Но в сравнении с аналогичной системой у Toyota, «Форик» также более требователен к качеству топлива.
|
Второе поколение Forester выглядит современнее (а как же иначе!) и более представительно. Но в продаже эти машины встречаются нечасто |
Большинство моделей Subaru отличает фирменная система симметричного полного привода AWD (All Wheel Drive), при котором двигатель, коробка передач и карданный вал находятся в одной плоскости, а все четыре полуоси имеют одинаковую длину. Благодаря этому масса автомобиля более равномерно распределена между передними и задними колесами и точно поровну между правыми и левыми. Вкупе с горизонтально-оппозитными двигателями все это обеспечивает Forester хорошую устойчивость и управляемость. Постоянный полный привод на Forester имеет межосевой дифференциал планетарного типа с пакетом фрикционов и электромеханической блокировкой. Эта система даже на машинах ранних лет выпуска практически не вызывает нареканий. Единственное, на что стоит обратить внимание, касается модификаций с МКП — у них частенько выходит из строя вискомуфта.
У автоматических коробок слабых мест практически нет. Иногда встречается износ резиновых уплотнений и манжет (на машинах после 1999 года выпуска), что проявляется в «задумчивости» коробки при включении «D». А случаи проворачивания обгонной муфты и выхода из строя регулятора давления и вовсе единичные. Но чаще всего с АКПП проблемы случаются при попытке диагностики: сканер Launch их просто «не читает» (это, кстати, может случиться и при диагностике двигателей). Так что проверять «автомат» чаще всего приходится традиционным способом: оценивать плавность переключений, состояние ATF (Dexron II) или проводить стояночный тест. А при покупке так называемых «конструкторов» необходимо проверить наличие масла в дифференциалах (особенно переднем), куда его могут «забыть» налить после сборки в России.
Машины с МКП отличает наличие понижающего ряда в трансмиссии, однако сильно обольщаться наличием демультипликатора не стоит — конструкция подвески, дорожный просвет и геометрические параметры кузова не способствуют внедорожным подвигам. И тем не менее одним из достоинств Forester является именно подвеска: полностью независимая, отличающаяся неплохим уровнем комфорта и наделяющая Forester отменными показателями управляемости. Однако поскольку в основе Forester лежит платформа
C-класса (Subaru Impreza), то переоценивать ее возможности не стоит: да, ходовая часть «Лесничего» способна реализовать потенциал даже 250-сильных турбомоторов, однако регулярного преодоления разбитых участков дорог в раллийном стиле она не потерпит — все-таки Forester потяжелее Impreza. В первую очередь из строя выходят стойки стабилизаторов. От стиля езды зависит и длительность жизни амортизаторов. После 100 тыс. км могут потребовать замены ступичные подшипники (иногда начинающие гудеть даже после касательного контакта колеса с бордюром). А вот рычаги и шаровые, изначально отличающиеся размерами и, соответственно, высоким запасом прочности, могут без проблем отработать более 100-150 тыс. км пробега, а то и больше.
А еще владельцы Forester жалуются на кузов, а точнее — на скрип задней двери. Вроде бы не бог весть какая проблема, но она может проявиться даже на почти новом автомобиле. И устранению поддается далеко не всегда. С этим приходится просто мириться. Как и с тем, что слабо наклоненное лобовое стекло большой площади охотно «ловит» камни из-под колес встречного и попутного транспорта.
Лучше ездить, чем ремонтировать
При всех плюсах, которые характеризуют ходовые качества Forester, до ремонта дело лучше не доводить, поскольку он может оказаться неожиданно затратным. К примеру, капитальный ремонт 2,5-литрового мотора только за оплату запчастей потребует не менее 15 тыс. руб. При этом именно на 2,5-литровый двигатель детали цилиндро-поршневой группы найти сложнее: к примеру, кольца, скорее всего, придется подбирать по диаметру или платить значительные суммы за оригинальные запчасти. Прокладки головки блока цилиндров не так уж и дороги, но их для оппозитного мотора требуется две штуки. Альтернативный вариант с приобретением контрактного двигателя также не из доступных: даже наиболее массовые 2,0-литровые EJ20 оцениваются от 23 до 34 тыс. руб. А вариант с турбонаддувом или 2,5-литровый EJ25 стоят еще дороже. По ходовой части свободно можно найти лишь амортизаторные стойки (хорошо, что цены на них не завышены), а из кузовных деталей — только лобовое стекло. Капоты, крылья или бамперы в Иркутске в наличии есть, но далеко не везде и стоят достаточно дорого. Впрочем, Subaru никогда не предполагают недорогое обслуживание. Взять, к примеру, замену ремня ГРМ: оппозитное расположение цилиндров обусловило большую длину и, соответственно, его стоимость, которая для EJ20 составляет чуть менее 3000 руб. Да плюс еще работа — не менее 2000 руб. (для сравнения, замена всех ремней и ролика на Toyota Corolla обойдется в сумму немногим более 4000 руб.). А для Forester комплекс работ, включающий замену всех ремней (приводных и ГРМ), натяжного ролика и передних сальников, может потянуть более чем на 10000 руб!
Не стоит забывать и о достаточно высоком расходе топлива: 12 литров на сотню для 2,0-литровых атмосферных Forester считается хорошим показателем. У 2,5-литровых машин расход еще выше, а владелец турбированного автомобиля должен рассчитывать на 15-16 литров в спокойном режиме эксплуатации, а то и на все 20.
Впрочем, Subaru дороги не только в обслуживании, но и при покупке. Не все, конечно, но к Forester это относится в полной мере: встретить экземпляр дешевле $10000 большая удача. Причем, скорее всего, это будет либо автомобиль первых лет выпуска (ввезенный в качестве «конструктора»), либо экземпляр с тем или иным сроком местной эксплуатации. Впрочем, сегодня уровень цен на Forester слегка снизился: пик популярности этой модели пришелся на первые месяцы этого года, когда на авторынке можно было наблюдать до десяти различных экземпляров Forester, стоящих в один ряд. А нынче их просто достаточно в продаже, но не более того. Основную часть предложения составляют машины первого поколения (выпускавшиеся до 2002 года). Но можно найти и более свежие автомобили. Вот только их стоимость еще выше: пара экземпляров 2002 года, с 2,0-литровым турбомотором стоят $19700 и $20000, а атмосферный вариант с аналогичного объема двигателем 2003 года выпуска оценен в $17500. Зато с возрастом стоимость Forester падает не столь значительно, как на автомобили других марок.
Многие твердо верят в высочайшую надежность и выносливость этих автомобилей: Forester — не частый гость в автосервисах. Но если уж потребуется туда наведаться, вся экономия, достигнутая на до того беспроблемной эксплуатации, может в миг улетучиться. Поэтому при покупке Forester лучше не брать «убитые» экземпляры: со слишком большим пробегом, «вскипяченные» или побывавшие в серьезной аварии, после которой может остаться ряд недолеченных недугов и скрытых повреждений. Тогда все- и даже внедорожный универсал Forester покажет свои лучшие стороны, которые, поверьте, стоят запрашиваемых за машину денег. Переросток класса С
Продажи Subaru Forester в Японии начались в феврале 1997 года. Вполне вероятно, что один из двух экспериментов Subaru (менее чем за год до этого миру был представлен Legacy Outback/Lancaster) мог бы окончиться неудачно, не имей Forester под капотом заряд в виде 2,0-литрового турбодвигателя EJ20, мощностью 250 л.с. Автомобиль, позволяющий беззаботно ездить на высоких скоростях, и одновременно не боящийся отнюдь не самого безобидного бездорожья, пришелся по вкусу многим. А появление спустя полгода модификации с атмосферным вариантом этого же двигателя позволило приобрести новинку тем, для кого турбоверсия казалась или чересчур быстрой, или слишком дорогой. В сентябре 1998 года гамму пополнила 2,5-литровая модификация, отличающаяся расширенным опционом и отсутствием механических коробок передач. Все модификации комплектовались только постоянным полным приводом (с автоматической межосевой блокировкой), причем версии с «механикой» имели еще и демультипликатор.
Для стимулирования продаж в 2000 году Forester пережил небольшой рестайлинг, а спустя два года (пять лет после начала производства) появилось второе поколение модели. На этот раз продажи начались со 137-сильной версии, в пару к которой предлагали турбированный вариант мощностью 220 л.с. 2,5-литровый двигатель на два года был забыт — до появления в феврале 2004 года турбированный модификации STI (265 л.с). Как и прежде, автомобиль предлагался с автоматической или механической трансмиссией, и только с полным приводом.
Последнее обновление Forester произошло осенью прошлого года что, впрочем, не помешало одному праворульному экземпляру появиться этим летом на авторынке в Рабочем. |
Примерная стоимость запчастей и обслуживания Subaru Forester на СТО и в магазинах Иркутска (в руб.) |
Тормозные колодки | передние — 1470 (япон.), 492 (Россия);
задние — 864 (япон.) |
Свечи зажигания | 430 (NGK, иридиевые) |
Амортизаторы | передние — 3100 (KYB), 3500 (Bilstein);
задние — 3100 (KYB), 3400 (Bilstein) |
Прокладка ГРМ | от 1500 |
Поршневые кольца | 6000-6500 (оригинал) |
Вкладыши | 1100 (япон.), от 3500 (оригинал) |
Ремень ГРМ | 2950 |
Ролик натяжной | 1350 |
Стекло лобовое | 2900 (с заменой) |
Фара | 4800 |
Бампер (пер.) | 8000-10000 |
Крыло (пер.) | 5000 |
Дверь (пер., в сборе) | 7000 |
Решетка радиатора | 4000 |
Двигатель (EJ20/EJ20 Turbo, контракт.) | 23000-34000/от 25500 |
Диагностика двигателя* | 1680-1960 |
Обслуживание топливной системы* | 1530-1890 |
Замена ремня ГРМ* | 2100-2590 |
*Расценки «Автоцентра Диалан» |
Алексей СТЕПАНОВ Фото автора
Автомаркет+Спорт № 31
|