История. От Рассвета и без заката (Самые-самые японские автомобили. Экскурс в прошлое)
Просмотров: 21504
8 Июля 2007

История
Самые-самые японские автомобили. Экскурс в прошлое

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Даже странно предположить, что у некоторых до сих пор еще сохраняется легкое пренебрежение к японской автомобильной промышленности. Мол, все это очень уж вторично, основано на чужих идеях и т.д. Но зачастую эти мнения попахивают субъективизмом. Вряд ли у тех, кто начнет изучать этот вопрос обстоятельно, повернется язык сказать, что в истории японского автопрома не было ничего выдающегося. Как ни странно для такой маленькой страны, практически лишенной собственных ресурсов, по многим статьям японцы были и остаются «впереди планеты всей», в том числе и по количеству самых-самых автомобилей. Все-таки десять отечественных компаний-автопроизводителей — это ведь тоже мировой рекорд. Не говоря уже о том, что Япония держит лидерство и по объемам выпуска. О самых знаковых японских автомобилях, которые олицетворяли собой переломные вехи в истории «японского автомобиля», пойдет разговор.

Самые первые

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Автобус Ямабы с паровым двигателем собственной разработки. Июль 1904

Почему не в единственном числе — да потому что их много, критериев для установления первенства. Начнем с самого главного. Кто же сделал первый японский автомобиль? Споры на этот счет не утихают, но, по крайней мере, согласно известным на сегодня архивным данным, на звание первого претендуют два экземпляра.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Автобус Иошиды. Хиросима. Февраль 1905 года

Оба автобуса (по традиции того времени — омнибусы) — результаты творений Шинейтаро Иошиды и Торао Ямабы. Но если Иошида использовал импортный бензиновый двигатель, то Ямаба сделал двигатель самостоятельно, однако он был паровым. Получается ничья.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Прибытие автомобиля в Токио. 1898 год

Для рядового японца автомобиль был большей диковинкой, чем, например, для любого европейца того времени. В одной из газет 2 февраля 1898 года появилась карикатура, в которой был запечатлен процесс прибытия в Токио первого автомобиля (доподлинно известно, что это было детище компании Panhard et Levassor), доставленного французским торговцем — толпы зевак, пришедших взглянуть на чудо, у некоторых природный разрез глаз становился шире от несказанного удивления.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Автомобиль Шинейтаро Иошиды. «Такири» — первый легковой автомобиль, созданный в Японии. 1907 г.

Вообще-то, в Японии действительно долго не было своих автомобилей. Нельзя же назвать таковыми «локомобили» компании Стенли, которые полностью собирались из зарубежных комплектов.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Mitsubishi Model A. 1917-1921 гг. Первый японский автомобиль, выпускавшийся по «поточному методу» Форда. Точная копия, собранная в 1972 году из материалов начала ХХ века

Пусть и с некоторой натяжкой, но собственно японскими можно считать те автомобили, в которых использовались только зарубежные агрегаты. Талантливый инженер Иошида в 1907 году повторил свой успех и создал первый полноценный легковой автомобиль, получивший прозвище «Такири» (в переводе — скрежет) за жуткий грохочущий шум.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Трицикл «Mazda-Go-a» — одно из самых популярных транспортных средств начала 30-х годов

История многих современных автомобильных компаний Японии уходит корнями в 10-е годы ХХ века. Автомобили, правда, собирали в основном вручную и буквально единицами. Самым первым собранным на конвейере стал Mitsubishi Model A, выпущенный с завода Mitsubishi Shipbuilding Co. в 1917 году.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Капот автомобиля Datsun 14 украшала фигурка прыгающего кролика — символ высоких скоростных характеристик

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Изделие предполагалось как транспортное средство для высших руководителей и главных правительственных чиновников страны. С небольшими доработками автомобиль был создан на основе Fiat Tipo 3 — четырехдверный семиместный седан с 35-сильным 2,8-литровым двигателем и максимальной скоростью 20 миль/час. Модель должна была стать показательным образцом японского мастерства. Увы, легковая продукция японской автопромышленности тех лет не могла соперничать с более доступными по цене американскими и европейскими моделями, даже с учетом того, что автомобиль выпускался внутри страны.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Mitsubishi В46 — в 30-х годах самый большой автобус в мире

В результате компания-первопроходец в 1921 году свернула и без того небольшое производство легковых машин и полностью сконцентрировалась на грузовой технике. Предприниматели и правительство отчетливо предвидели потенциал моторизованных транспортных средств и роль, отведенную им в будущем Японии, которое напрямую связывалось с экспансией и растущими имперскими амбициями.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Первый полноприводный легковой автомобиль Mitsubishi PX33 предназначался для войны, но так и не пошел в серию

В 1918 году даже был принят закон, согласно которому императорское правительство готово было субсидировать выпуск автомобилей, которые могли бы иметь двойное — гражданское и военное — назначение.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Результаты введения закона об автомобильной промышленности 1937 года: компания Toyota первой осваивает массовое производство легковых и грузовых автомобилей (на фото — модель АА)

Результат не заставил себя долго ждать. Примеру Mitsubishi последовали многие богатые судостроительные предприятия. Например, компания Tokyo Ishikawajima Ship Building and Engineering в 1922 году выпускает лицензионный легковой автомобиль Wolseley A9, в 1924, опять же по лицензии, — 5-тонный грузовик Wolseley CP, но уже в 1929 году создается собственный чистокровный японский грузовик Sumida, который, хотя и не стал популярным, но может считаться родоначальником всех автомобилей марки Isuzu.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Первый показ послевоенной японской продукции. Свои скромные автомобили демонстрирует Toyota. В месяц выпускается 30 легковых и 200 грузовых экземпляров

1 сентября 1923 года в Токио случилось землетрясение разрушительной силы. Чтобы обеспечить столицу транспортом, на базе импортированных из США Ford T было сделано 800 автобусов. Получив некоторый опыт совместной работы, американцы оценили Японию как очень перспективный рынок и с 1925 года начали официальные продажи своих автомобилей. При участии «Большой тройки» (Ford, GM и Chrysler) были созданы сборочные предприятия. Подрядчики, выпускавшие запчасти, были объединены в общенациональную коммерческую сеть, тщательно контролировалось качество деталей. Так в Японии была привита культура массового производства и понимание того, что же такое современный автомобиль.

Кому война, кому мать родна

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Nissan Datsun Bluebird 1958 года — первый японский автомобиль с усилителем тормозов

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Самые успешные плоды национального проекта (сверху вниз)— Suzuki Suzulite, Mazda R360, Mitsubishi 500, Subaru 360

Япония стремительно входила в ХХ век, и путь «от сохи» прошла быстрее, чем кто-либо. И все благодаря переходу на военные рельсы. Пока Европа жила тихо-мирно, на Дальнем Востоке вовсю шла война. В 1931 году японцы заняли Маньчжурию, в 1937 году начался новый этап агрессии против Китая — речь шла о полной оккупации наиболее экономически развитой восточной части огромной страны. Японская армия нуждалась в мощной надежной автомобильной технике, но производство в стране все еще не могло похвастать темпами роста.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Toyota Publica 1961 года — первый японский автомобиль, который удостоился выпуска за рубежом по лицензии. В 70-е годы он делался в Корее под маркой Daewoo

В 1937 году закон о субсидиях был отменен. Вместо него принят закон об Автомобильной промышленности. Неофициально провозглашалась цель остановить экспансию американских автомобилей и способствовать массовому внутреннему производству, чтобы удовлетворить потребности населения. К примеру, в 1930 году число собираемых в Японии американских моделей примерно в 43 раза (!) превосходило количество отечественных. К 1935 году объемы производства своих машин выросли, но все равно составляли немногим более 5% от общего рынка.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Шоссе Мейсин — первый в Японии «хайвей», построенный в конце 50-х по американскому образцу

На деле с принятием нового закона преследовалась и другая цель — необходимо было гарантировать непрерывную поставку транспортных средств (в настоящем и будущем) для военных сил. Чтобы еще больше ускорить процесс развития внутреннего производства, был намеренно обрушен курс иены. Чувствуя нарастающее экономическое давление, компании «Большой тройки» в 1939 году прекратили производство в Японии.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

План «Народный Автомобиль» увенчался успехом — рядовые японцы начинали жить иными категориями. Вид на Фудзияму и собственный автомобиль рядом — когда-то об этом можно было только мечтать

Так началась эра самостоятельного производства, совпавшая с пиком объявленного в 1935 году курса на индустриализацию. Однако путем введения законодательных «вил» японские производители были поставлены в такие условия, что и не помышляли о какой-либо свободе. Хоть они и мечтали выпускать высококачественные пассажирские автомобили, ничуть не уступавшие в комфорте и роскоши американским моделям, но планам их не суждено было развиться. Производство автомобилей было приравнено к производству боеприпасов.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Самые роскошные автомобили 50-х. Prince Skyline и Toyota Crown

«Зеленый свет» был дан, прежде всего, производству автобусов и грузовиков, поскольку их и не нужно особенно переделывать, чтобы начать переброску живой силы. Первый японский дизельный двигатель был создан в 1931 году в недрах Mitsubishi — компании, которая издавна известна тем, что периодически создавала что-нибудь «первое в Японии» (и не только). Мощность мотора составляла 70 л.с.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Скромняга» Datsun в 1958 году выиграл международную гонку в Австралии

В 1935 году им оснастили автобус В46 — самый большой на то время. В 1936 году был выпущен первый грузовик с дизельным двигателем. Двигатели, работающие на низкосортном топливе, гораздо экономичнее бензиновых — а это было очень важно. Как в воду глядели — в 1941 году, еще до того как японцы напали на Пёрл-Харбор, США ввели эмбарго на нефтяной экспорт в Японию. Власти страны вынуждены были наложить полный запрет на использование бензина в каких-либо иных целях, кроме военных.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Daihatsu Hi-Jet — самые компактные грузовички, пикапы и фургоны 60-х

Первый полноприводный легковой автомобиль был создан также Mitsubishi. Прототип — модель PX33 появилась в 1933 году, задолго до американского «виллиса». Автомобиль со «злым» протектором покрышек, с крепкой рамой и мощным двигателем предназначался для военного командования. Обстоятельства не позволили запустить его в серию, но опыт разработки пригодился при создании послевоенных моделей внедорожников. Сегодня машина используется как инструмент для промо-акций Mitsubishi Pajero — самая памятная состоялась на парижском автосалоне в 2006 году.

Сравнительно недавно пришедшая на автомобильный рынок компания Toyota благодаря удачно подвернувшемуся «госзаказу» первой освоила массовый выпуск автомобилей и вышла в лидеры по производству. Вообще с 1937 по 1941 год ежегодный прирост объемов выпуска автомобилей в Японии составлял в среднем 270%. Такое рвение приравнивалось к национальному подвигу, и руководители корпораций могли рассчитывать на всяческие привилегии со стороны правительства. В этой связи показателен пример изобретателя Соичиро Хонда (в будущем основатель одноименной фирмы). В 1937 году он изобрел автоматические приспособления для производства поршневых колец и наладил их массовый выпуск. По заказу Министерства обороны он также разработал оборудование для производства пропеллеров. За это новшество Хонда получил письмо благодарности от высокопоставленных военных, и газеты прославляли его, как «промышленного героя».

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Subaru 1000 — первый переднеприводный автомобиль в Японии

В период между 1930 и 1940 годами было произведено в общей сложности порядка 300 тыс. автомобилей, которые распределялись преимущественно по военным ведомствам и правительственным учреждениям.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Subaru Leone — первый в мире полноприводный легковой автомобиль массового производства

Надо сказать, что именно в 30-е годы сложился характерно японский подход к производству, без которого не было бы экономического чуда 60-х годов. Доверительные отношения между производителями автомобилей и поставщиками деталей встали во главу угла. Можно, конечно, называть людей в корпорациях «винтиками», однако каждый человек ощущал свою обязанность выпускать только качественный и надежный товар. Иного было не дано.

Феникс, восставший из пепла

После сокрушительного поражения в войне, годы с 1945 по 1955 стали для Японии периодом реконструкции. Для восстановления разрушенной экономики как никогда требовался автомобильный транспорт.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Начиная с 60-х, японские автомобили считались фаворитами мирового автоспорта. На фото: (1)Honda S600 (1965), (2)Toyota Corolla (1971), (3)Nissan Datsun Violet 160J (1981), (4)Mitsubishi Pajero (1985), (5)Mazda 787B (1991), (6)Subaru Impreza (2001)

Но в стране постоянные перебои с электроэнергией, при тотальном дефиците материалов поставщики не могли обеспечить качество запчастей. И многие предприятия, которые раньше выпускали детали для машин, чтобы как-то выжить, вынуждены были перепрофилироваться и заняться производством «горшков и кастрюль», инструментов и сельскохозяйственного оборудования. К тому же страна жила под тотальным давлением совета оккупационных сил, которые не спешили благоприятствовать подъему экономики, поскольку стояла задача свести к минимуму влияние японских дзайбацу (крупных монополистических объединений, до войны опиравшихся на ресурсы государства и колоний) и ликвидировать самые корни японского милитаризма. Только в 1947 году было разрешено производство небольших автомобилей (с объемом двигателей не более 1500 см. куб.). Интересно, что американцы, чтобы снизить безработицу, готовы были поставлять в Японию собственные поврежденные транспортные средства, лишь бы только не содействовать развитию японской промышленности. В 1949 году страна пережила серьезный кризис, сопровождавшийся массовыми забастовками. После этого последовала либерализация, и ограничения на производство были отменены. Благодаря мерам, предпринятым для развития промышленности, предприятия могли рассчитывать на кредиты под низкие проценты и налоговые льготы. Тогда же были основаны автомобильные торговые ассоциации, и введены законодательные меры по обеспечению безопасности транспорта — каждая разрабатываемая модель автомобиля должна была получить официальное одобрение Министерства транспорта.

Кто знает, как повернулась бы история, если бы не вспыхнувшая в 1950 году Корейская война и начавшаяся «гонка вооружений». Теперь США рассматривали Японию не как территорию оккупации, но как плацдарм для вероятной войны с Советским Союзом. Для того чтобы заручиться поддержкой нового правительства, в 1951 году США сняли с Японии оккупационный статус и провели ряд демократических реформ. В качестве материальной поддержки, а также с целью морально компенсировать унижение Японии (вспомнить хотя бы бессмысленные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), в экономику страны были инвестированы колоссальные по тем временам средства, из которых значительная часть предназначалась для автомобильной промышленности. Уже в 1953 году объем ВВП в стране превысил довоенный уровень. А через год в Токио состоялся первый автосалон. Выставку посетили 550 тысяч зрителей — это показывает, насколько важным стало событие для страны и для японского народа.

Эра японских автомобилей

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Nissan Sunny в 1974 году был назван самым экономичным автомобилем в своем классе

Официальное начало — 1955 год. В мае Министерство Международной Торговли и Промышленности объявило программу «Народный Автомобиль». Для японских компаний это была прекрасная возможность активизировать производство за счет создания совершенно новых оригинальных моделей.
Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Роскошный Lexus LS400. 1988 год. Первая и удачная попытка японцев играть на чужом поле — в классе дорогих автомобилей

Правда, предусмотренные этой программой автомобили, должны были иметь скромные параметры: четыре места, масса не более чем 400 кг, двигатель объемом 350-500 куб. см., расход топлива не более литра на 30 км, стоимость не более 150 тыс. иен (позднее была поставлена другая планка — 250 тысяч). В дальнейшем программа корректировалась при четком согласовании с автопроизводителями.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Первое детище самой молодой японской автомобильной компании. Модель Mitsuoka Le Seyde 1990

Конкуренция среди компаний была дикая. Особенно рассчитывали на успех в национальном проекте производители, которые до этого занимались выпуском двух- и трехколесного мототранспорта. В 1955 году компания Suzuki начинает продажи автомобиля Suzulite (с двигателем 360 куб. см.) Fuji Heavy Industries выпускает модель Subaru 360, Mitsubishi — Mitsubishi 500 (500 куб. см.). В 1960 году Toyo Kogyo (сегодняшняя Mazda) создает купе Mazda R360, а в 1961 Toyota предлагает модель Publica (700 куб. см.). Перечисленные автомобили можно назвать самыми успешными проектами послевоенного периода. И все они созданы под влиянием объявленной концепции.

При поддержке Международного банка в стране был принят план строительства автомобильных дорог. А в октябре 1958 года с большой помпой состоялась церемония, открывающая строительство шоссе Мейсин, отметившее начало «Эры японских шоссе».

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Honda EV PLUS — первый в мире серийный электромобиль. 1996 г

Частично автомобильная промышленность тех лет, как и в 20-е годы, пошла по пути сотрудничества с зарубежными компаниями. Так Nissan в 1953 году собрал первые Austin A40, а полноценное собственное производство началось только в 1956 году. Isuzu производила автомобили Hillman до 1957 года. Грузовики Hino делались по лицензии Renault. Mitsubishi в тот период тоже была заинтересована в сотрудничестве с иноземцами — в 1956 году выпустила джип, в котором, помимо собственных наработок, были использованы идеи американского Willys.

С другой стороны, Toyota и Nissan, несмотря на все трудности, намерены были выпускать только автомобили собственного производства, нисколько не ограничивая себя рамками проекта «Народный Автомобиль». Первая компания в январе 1955 года выпустила модель Toyopet Crown, вторая — Prince Skyline в апреле 1957-го и Datsun Bluebird в 1958. В дальнейшем конкуренция развернулась между Toyota Crown и Datsun Bluebird. Но производство автомобилей малого класса оказалось самым перспективным направлением. Была разработана новая политика гарантийной поддержки. Банки стали широко предлагать автомобильные кредиты. Все это способствовало быстрой автомобилизации Японии. К примеру, с 1960 по 1973 годы автомобильный парк страны увеличился почти в 20 раз.

Послевоенный экспорт японских автомобилей начался еще в конце 40-х годов, а в 50-х были построены первые предприятия за рубежом — в Бразилии, Мексике, Чили и Южной Африке. Изготовители стали принимать участие в международных автомобильных состязаниях. В сентябре 1958 года японская команда на Nissan Datsun 210 выигрывает международное ралли в Австралии. Это был первый японский автомобиль, добившийся такого неслыханного успеха.

С 1965 года закончился период технологических связей с зарубежными компаниями, когда японские изготовители приобретали необходимые технологии. Японцы показали себя хорошими учениками, и теперь могли продемонстрировать всему миру результаты самостоятельного труда.

Самые-самые японские автомобили (экскурс в прошлое)

Daihatsu Compagno, 1966 г. Первый японский автомобиль, экспортированный в Великобританию, страну с особой автомобильной культурой

Если до войны в Японии властвовали монополии, которые строились по клановым, семейным принципам, то в период экономического роста основу экономики стали составлять мощные финансовые группы — объединения промышленных и финансовых компаний, связанных корпоративными интересами, взаимным владением акций, общим директоратом. Каждый член группы мог рассчитывать на всяческую поддержку и протекторат. Высокая маневренность таких групп позволила новым японским монополиям расширить свое влияние и за пределами страны. Кроме того, создавались ассоциации изготовителей чего бы то ни было, в том числе и Ассоциация изготовителей автомобилей, которые фактически сливались в одно юридическое лицо. И все это при жесткой, почти феодальной дисциплине, в полном соответствии с национальным кодексом чести. Успеху содействовали и особенности автомобильного производства — создание семейств автомобилей с высокой степенью унификации, быстрый переход от одной модели к другой.

Неудивительно, что японская промышленность демонстрировала непревзойденные темпы роста. В 1962 году по выпуску автомобилей Япония занимала шестое место. В следующем году обошла Италию, еще через год Францию. В 1966 и 1967 годах позади остались Великобритания и ФРГ. Уже мало кто сомневался, что Япония когда-нибудь обставит своего «злейшего друга» США и станет самым крупным в мире производителем автомобилей — это случится в 1980 году.

Вообще, в послевоенные годы автомобили чрезвычайно изменили культуру и образ жизни японцев. Любая машина воспринималась, прежде всего, как средство коммуникации. Простые японцы мечтали о том, чтобы иметь автомобиль в частном пользовании. А производители мечтали о том, чтобы покорять не только внутренние, но и внешние рынки. Даже в сложном 1948 году Япония экспортировала 301 автомобиль и примерно 1100 единиц в 1949. Но теперь уже можно было совершенно реально рассуждать о головокружительных перспективах общемировой экспансии. На этот раз самого мирного характера. Благодаря мерам поддержки отечественного производителя и новым нормам безопасности, японские автомобили отличались высокой конкурентоспособностью. Перспективы на внешних рынках оказались блестящими. Сама судьба повернулась к Японии лицом. Страна, которая вынужденно пошла по пути развития малолитражного транспорта, в конечном итоге получила от этого неслыханные дивиденды. И даже первый нефтяной кризис 1973 года сыграл Японии на руку — ни в одной стране мира не производилось столько экономичных автомобилей.

Новый период роста начался в начале 70-х, когда были поставлены задачи дальнейшего развития электроники, внедрения в производство автоматизации, робототехники, цифровых технологий. В тот период японцы не гнушались интеллектуального шпионажа — брали все патенты, которые «плохо лежали». Все это отнюдь не для того, чтобы в конце 80-х герой популярного фильма, попав в прошлое своих родителей, мог произнести коронную фразу: «Док, все самое лучшее делается в Японии!».

Эра честной автомобильной собственности

Удивительно — в Японии объемы производства грузовой техники значительно превышали производство легковых автомобилей вплоть до конца 60-х годов. С одной стороны, это говорит о трудности периода, с другой — показательный пример того, насколько серьезным был подъем экономики. Ведь грузовой транспорт — это строительство, перевозки, сельское хозяйство, обрабатывающее производство, общественное питание и многое другое. Есть спрос — есть предложение. И только когда рост благосостояния превысил некоторую величину, чаша весов начала склоняться в сторону легкового автотранспорта. Богатейшая Америка прошла этот период в 50-х, а крохотная Япония — всего на десять лет позже. В то же самое время, бум продаж автомобилей был обусловлен развитием дорожной сети Японии, растущими возможностями для полноценного отдыха в путешествиях по стране. Самый популярный класс автомобилей в те годы составляли скромные машины с объемом двигателя 600-1200 см. куб. Но постепенно автомобили становились все мощнее и роскошнее. В конце 60-х Mazda начинает выпускать автомобили с роторными двигателями. В 1965-м Nissan выпускает модель President 4000 — самый большой в стране. Главный конкурент Toyota в 1967 представляет модель Century 3000.

Самые социально ответственные

После того как экономический рост стал явлением состоявшимся, впору было задуматься о проблемах экологии. Маленькая Япония с ее густонаселенными городами одной из первых почувствовала всю опасность загрязнения воздуха выхлопными газами.

Главные проблемы были связаны с содержанием диоксида серы, угарного газа, окиси азота, концентрация которых превышала допустимые нормы. Первая попытка заняться вопросами экологии была предпринята Министерством транспорта в 1966 году, когда был внедрен стандарт на содержание вредных веществ в выхлопных газах.

В 1975 году японцы первыми запретили применение свинца для производства высокооктанового бензина. Последующие стандарты вводились планомерно и жестко. При этом сложилась традиция процентного снижения вредных выхлопов от уровня предыдущего стандарта. Стандарт 1978 года стал самым строгим в мире — к примеру, он требовал, чтобы количество окиси азота не превышало 10% от стандарта 1973 года. По сути это был вызов производителям — они могли ответить только разработкой двигателей новых поколений. Многочисленные конструкторские бюро работали над решением проблемы. Впервые в Японии были созданы платиновые катализаторы, совершенствовались двигатели — дорабатывались для эффективного потребления обедненной топливной смеси без потерь в мощности. Результаты были впечатляющими — количество вредных примесей в бензиновых двигателях уменьшилось на 90-95% по сравнению с периодом 60-х (у дизелей поскромнее — на 50%). Так, жесткие меры в итоге позволили японцам занять лидирующие позиции в двигателестроении.

В 70-х годах также были приняты меры к снижению уровня шумности, повышению активной и пассивной безопасности. Вырос процент утилизации автомобилей. После энергетического кризиса встала потребность снижения расхода топлива. Одна из первых идей — снижение веса автомобилей. Наступила эра переднего привода, более широкого использования легких металлов и пластмасс. Кроме того, началось пассивное внедрение инжекторных двигателей.

Приблизительно с 1980-х годов серьезный упор стал делаться на выпуск автомобилей мини-класса. Новые автомобили предназначались главным образом для молодежи. Началась эпоха экономичных легковых автомобилей. В то же время повысился спрос на машины, оборудованные турбокомпрессором, приводом на четыре колеса, оснащенных автоматическими коробками передач.

Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось работами по созданию электромобилей, гибридных двигателей и двигателей, работающих на альтернативном топливе. В то время как в других странах работы по созданию машин нового поколения еще не вышли из стадии разработок, в Японии один за другим уже начинают выпускаться серийные модели: Honda EV PLUS (1996), Nissan HEV (1997), Mazda Demio FCEV (1997), Toyota Prius (1997), Nissan Xterra FCV (2001).

Сегодня ситуация такова, что Япония по-прежнему находится «впереди планеты всей». Toyota — первая компания, которая заявила, что к 2020 году все ее автомобили будут гибридными. Больше ста лет прошло с того момента, когда был собран первый японский автомобиль, но в то время разве кто мог предположить, что Япония когда-нибудь станет первой автомобильной державой. Остальному миру остается только смотреть и учиться.

Кирилл ЮРЧЕНКО

Автомаркет+Спорт № 28

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог