Юго-Восточный берег Байкала
Просмотров: 11232
7 Июля 2006

К ЧУЖИМ БЕРЕГАМ

Юго-Восточный берег Байкала

«Байкал может называться морем потому, что объезжать его кругом нельзя, что величина его в длину и ширину и в глубину велика есть. А озером может называться оттого, что в нем вода пресная, а не соленая, и земноописатели те озера, хотя и великие, но в которых вода несоленая, не называют морем»

Н.Г.Спафарий, конец 17 века

СНАЧАЛА В ПОДМЫШКУ

Юго-Восточный берег Байкала

Так считал Николай Гаврилович Спафарий — русский государственный деятель и посол страны, который проследовал в командировку в Китай в первые годы после основания нашего города Иркутска — в 1675 году. Сейчас, спустя более трехсот лет, люди думают совсем наоборот — объехать можно, а морем называть нельзя, потому что мал наш Байкал. Вот и мы подумали, посмотрев перед началом сезона отпусков объекты летнего отдыха на нашем «домашнем» северо-западном побережье Байкала, что нужно прямо сейчас махнуть на его юго-восточные берега — посмотреть: а что там интересного? Что изменилось в пресловутой «инфраструктуре»? Не прибавилось ли новых баз отдыха, отелей и кемпингов? А главное — просто «почувствовать нутром», как оно там?

Юго-Восточный берег Байкала

У поворота к селу Моты два кафе — «У Наташи» и «Попутчик»

Юго-Восточный берег Байкала

Первый «тещин язык» при подъеме на хребет Камарик

Юго-Восточный берег Байкала

Трактир «Святой источник» на склоне горы Подкаменной

Старт был взят, как обычно, в 9.00 от площади Кирова. Конечным пунктом, а точнее площадкой, я назначил места «где-то у самой дельты Селенги», без точного определения — по обстоятельствам и местной информации. Прогноз был «преимущественно без осадков», но с самого утра лил почти беспрерывный дождь. Култукский тракт «утюжится» нашими журналистами ежегодно, ведь это единственная дорога, ведущая из города на Восток. Посему, думая, что трасса всем известна хорошо, не буду во всех подробностях ее описывать — остановлюсь лишь на последних изменениях в дорожной обстановке и инфраструктуре — на том, что более всего обратило на себя мое внимание. В принципе, если кто и пускается в далекий путь из Иркутска, то выезжает из города полностью заправленным и снабженным «под завязку», почему объекты придорожные, расположенные у самого города и в ближайших весях (например, в Шелехове), мало интересуют — это начало маршрута. Тем не менее сделаю некоторые замечания по этому поводу. К примеру, у поворота на Смоленщину хорошее кафе-шашлычная — там можно взять готовой еды в дорогу — это будет удобно и по пути. Если выезжаешь из центра Иркутска, как это сделал я, при неполной заправке, то удобней будет заправиться в Шелехове — сразу за мостом через Олху — там на полутора километрах подряд три хороших АЗС справа от дороги. За Олхой красивый участок ровной дороги, провоцирующий ехать быстро, но это уже черта города, и тут же расположен пост ГАИ. Дальше идет виадук через железную дорогу, за ним справа остается центр

Юго-Восточный берег Байкала

Переезд у станции Глубокая хорошо обустроен

Шелехова, после чего мы попадаем на трассу М-55. Сразу за Шелеховом прекрасный участок дороги до воинского поселка Чистые Ключи — 10 километров ровного полотна. Тут сама дорога как бы говорит: «Притопи!». Здесь никто и не ездит ниже «сотки». Разгоняясь в этом месте, я мысленно назвал этот участок «дорогой Пушкаря», ведь именно в Чистых Ключах живет наш знаменитый гонщик!
Юго-Восточный берег Байкала

Грунтовый участок на спуске с Андриановского хребта

За воинской частью (тоже «имени Пушкаря») дорога резко поворачивает влево и поднимается к первому перевалу. Подъем долгий — около 7 километров, затем начинается долгий же спуск к старинному селу Моты. Раньше на спуске перед Мотами старый асфальт был собран в «гармошку», поперечные волны были причиной многих аварий, особенно зимой. Один из моих знакомых улетел здесь в кювет, чуть превысив скорость по волнам асфальта — машину буквально снесло с дороги. Сейчас в этом месте все нормально: и спуск к Мотам, и подъем за ними покрыты качественным ровным полотном, и ехать можно быстро.

Юго-Восточный берег Байкала

Расширение обочин на спуске к Култуку

Юго-Восточный берег Байкала

Где еще есть такие красивые дороги — только в Крыму и на Байкале!

Юго-Восточный берег Байкала

Вечный рыбный базар над Култуком — 30 рублей за хвостик

Вот и Моты — по моему одометру, 39 километров от площади Кирова, а общий километраж здесь — 43 км. В Моты я прибыл в 9.33 (заправившись на АЗС ЮКОС за Олхой) — само время говорит о том, что дорога хорошая. Деревня находится в паре километров справа — у берега Иркута. Там очень красивые места, а чуть дальше еще одна деревня волшебной красоты под названием Шаманка — если не бывали там, то обязательно съездите посмотреть. Не случайно, видимо, иркутские буддисты «Алмазного пути» выбрали Шаманку своим местом для медитаций — там энергетика Земли особенно хороша. На площадке за перекрестком раньше было одно кафе — «У Наташи», сейчас появилось еще одно — «Попутчик», здесь же магазин «111». Цены в «Попутчике»: салаты до 45 рублей — ассортимент очень широк и все в наличии, первые блюда — до 55 рублей (рассольник, борщ, пельмени нескольких сортов, солянки), вторые блюда — и много, и не дорого: шашлык (150 гр.) — 125 рублей, гуляш — 64 рубля, куриный шашлык — 60 рублей, поджарка свиная — 55 рублей. «У Наташи»: салаты (великое множество) — до 48 рублей, борщ — 33 рубля, харчо — 35, солянка — 45, пельмени с маслом или в бульоне — 35 рублей, жаркое — 45 рублей. Шашлык «У Наташи» явно круче — 250 граммов за 115 рублей. И еще бросается в глаза особый сибирский колорит этого кафе — есть такие блюда, как, например, «мясо по-таежному» — с грибами, «мясо по-сибирски» — с овощами, луком, помидорами. В общем, место прекрасное и симпатично внутри — можно из Иркутска выезжать голодным — к Мотам аппетит «нагуляешь».

Юго-Восточный берег Байкала

За Слюдянкой дорога иногда очень красива

Юго-Восточный берег Байкала

До Байкальска 10 километров — приятное место отдыха

Юго-Восточный берег Байкала

Перед речкой Утулик поворот налево — БО «Байкал» и «Чайка»

Миновав гостеприимные Моты, через несколько километров начинаем подъем на хребет с лирическим названием Камарик. Дорога на Камарик знаменита в народе «Тещиным языком» — крутым серпантином в районе 50-53 километров дороги — всего десяток километров за Мотами. Здесь можно двигаться со скоростью 30 километров в час — повороты до 180 градусов. За вторым поворотом «языка» слева от дороги «терем-теремок» — кафе «Святой источник», здесь же «бювет» с вечно текущим родником. Вода источника очень чиста, студена и вкусна — советую запастись в дорогу! Прямо над этим местом — гора Подкаменная, одна из самых высоких на Камарике. Кафе на склоне горы еще каких-то несколько лет назад было просто «шашлычной», сейчас же это вполне солидный ресторанчик с молодыми, симпатичными и радушными хозяевами. Ассортимент в «Святом источнике» гораздо шире, чем в нижележащих кафе, где мы только что были, и цены, к счастью, почти не выше (может быть, чуть-чуть). Салаты — до 50 рублей, гарниры — до 25 рублей, закуски (в основном на базе соленой рыбы: сиг, омуль, хариус) — до 45 рублей, первые блюда разнообразны — до 65 рублей. Есть все: борщ, харчо, солянки, супы с фрикадельками. Вторые блюда: сиг запеченный — 95 рублей, шашлык из сазана — 52 рубля, котлеты — 52 рубля, говядина с грибами 200 граммов — 75 рублей, эскалоп — 83 рубля, классический шашлык 250 граммов — 125 рублей и многое-многое другое. Изюминка? Напитки: есть глинтвейн, чай с вином.

Юго-Восточный берег Байкала

Паршивый проселочек идет под ЖД-мостом у реки

Юго-Восточный берег Байкала

Новый благоустроенный отель на территории БО «Чайка»

Юго-Восточный берег Байкала

Двухэтажные домики — основной жилой массив базы «Чайка»

Что я заметил? На Култукской дороге, федеральной стратегической трассе, «пропитание» в среднем стоит в полтора раза дороже, чем на нашей «рекреационной рокаде», ведущей к Малому Морю. Почему так? Непонятно. Тут ближе к городу, и затрат рестораторам должно быть меньше.

Чуть не забыл: а самое примечательное при источнике у подножья горы Подкаменной — это туалет на сваях, практически висящий над пропастью. Экзотика...

За перевалом начинается долгий спуск с Камарика, через несколько сопок приводящий к деревне Большая Глубокая, стоящей на самом деле в глубокой ложбине. Через пару километров за деревней переваливаем высокую сопку и спускаемся по крутому участку к переезду через железную дорогу — слева от этого места станция ЖД Глубокая. Спуск к переезду в настоящее время ремонтируется: обочины расширяются, в середине спуска грунтовка, грейдер, глинистая грязь и много дорожной техники. Будьте осторожны — спускаясь к Глубокой, не гоните! Сам переезд обустроен хорошо, есть даже приличная широкая ловушка для тех автомобилей, кого не удержали тормоза. Дальше переезда тянутся несколько пологих долин, и незаметно начинается подъем на второй большой горный хребет в этих местах — Андриановский.

Юго-Восточный берег Байкала

БО «Байкал» — мало отличается от «Чайки»

Юго-Восточный берег Байкала

Хвойная аллея поселка Утулик, ведущая к турбазе

Юго-Восточный берег Байкала

Уютные аллейки БО «Утулик» — беседки утопают в черемухах

На 84-м километре (от площади Кирова — 81 километр) въехали в Слюдянский район — у дороги стела. По-моему, как только сменился район, качество дороги резко ухудшилось — асфальт старый, много ям, на склонах — «гармошка». Километров через восемь опять грунтовый участок с рыхлым объездом, много техники, дорогу значительно расширяют по обочинам. Опять на спуске с довольно крутой сопки. Конечно же, это связано с тем, что на «федералке» огромные груженые «фуры», спускаясь с горы, буквально «снимают кожу» с дороги — асфальт собирается в «гармошку» и интенсивно разрушается.

На 97 километре открылся вид на Озеро и голубые заснеженные горы Хамар-Дабана. Здесь начинается крутой спуск с предгорий Андриановского хребта к Байкалу. Будьте осторожны! По всему спуску ведутся дорожные работы. Сама по себе дорога здесь и так опасна, типичная «военно-грузинская»: слева гора — справа обрыв. По всей левой, горной стороне значительно расширяется обочина: срезаны породы и вдоль дороги вывалены огромные камни и россыпи щебенки. Временами дорога сужается до одной полосы, а в «карманах» между вывалами породы скапливаются встречные машины. Повторяю: сейчас здесь очень опасный участок! Будьте осторожны: увидели голубой Хамар-Дабан — начинайте тормозить. В нижней части спуска становится виден Байкал и село Култук, здесь дорогу расширяют не только слева, но и справа: отсыпаны новые площадки перед обрывом. Начинается самый живописный серпантин этой дороги — над озером. Вот первая смотровая площадка, слева кафе — проезжаю мимо.

Юго-Восточный берег Байкала

Изюминка «Утулика» — беседки над водой

Юго-Восточный берег Байкала

Ремонт моста через Шанхайку

Юго-Восточный берег Байкала

Кафе и АЗС АНТА — один километр до Теплых озер

На следующем ярусе серпантина приютился придорожный рынок: помню его с детства — десятилетиями здесь не меняется ничего, кроме денег и цен. Все те же бабы в трико и кепках, все те же горки вяленой рыбы и коробки, накрытые одеялами — там горячий омуль. Кажется, еще недавно цена была 20 рублей за «хвост», а сегодня уже 30. Горячая, холодная, соленая, вяленая — все равно 30 рублей. Прохожу вдоль ряда и у всех интересуюсь ценой. Если мне говорят 35 рублей, то я делаю «кислую морду», отворачиваюсь и тут же слышу плачущий всхлип: «Мужчина, мужчина, ну куда же вы? Для вас делаю скидочку — берите по 30!». А еще есть сезонный товар — черемша по 15 рублей пучок. Опускаюсь вниз — в самый угол озера Байкал — село Култук. Кстати, по многим источникам это тюркское слово переводится как «подмышка». В словаре Владимира Даля есть татарские версии: угол, тупик, балка, залив. Но мне больше по душе подмышка! Эх, красота-то какая в подмышке! Только в Крыму и у нас на Байкале есть серпантины такой красоты!

РАБОЧИЙ, ПОТЕРЯВШИЙ КОЛХОЗНИЦУ

И вот беда-то какая. Не хотел я описывать подробно Култукский тракт, а все равно как-то незаметно разошелся не на шутку. До Култука выходит ровно 100 «верст» по моему одометру, а раньше вроде меньше было? Смотрю дорожную карту 1986 года — 97 километров указано, а вот на карте 94-го года уже 103 км — видимо, Земля расширяется. Где правда?

Юго-Восточный берег Байкала

Фото Юрия Гукова

Юго-Восточный берег Байкала

Направо — Теплые озера, а впереди — ремонт моста через Снежную

Юго-Восточный берег Байкала

«Кавказ» на реке Снежной

Через пару километров развилка: вправо уходит дорога в Тункинскую долину, называемая А-164, прямо — «федералка» М-55, есть знак главной дороги, он не даст заблудиться. Хотя, помню, был такой случай: мой молодой знакомый впервые в жизни поехал в Аршан на собственном автомобиле и, будучи уже в Выдрино, брал всех «за грудки» и вопрошал: «Где тут у вас Аршан?». А в ответ все смеялись. Отсюда один вывод: в дороге следите за знаками и указателями.

А что, собственно, Култук? Это не только деревня, а целое ландшафтное урочище. Как вам нравится такая цитата: «Вся юго-западная оконечность Байкальского озера, находящаяся под 51 градус 43 минуты северной широты, и 121 градус 25 минут восточной долготы. Кроме водного пространства, Култук составляют и низменное побережье, богатое широкими пастбищами, и замыкающие эти пастбища высокие Хамар-Дабанские горы». Тот же Николай Спафарий писал: «Култуком называют самый край узкий Байкальского моря, где оно кончается». Сама деревня будет постарше Иркутска: Култукский острог поставил в 1647 году казачий командир Ивашка Похабов. Видимо, это был отец того самого Якуньки Иванова Похабова, который наш с вами город основал. На заре веков отсюда начинался Монгольский торговый тракт — через перевал Хамар-Дабана в Монголию.

Юго-Восточный берег Байкала

Первое озеро у дороги — лесная сказка!

Юго-Восточный берег Байкала

Вот такие терема на Снежной

Юго-Восточный берег Байкала

Вот оно, чудо-озеро с теплой водой и большими карпами и окунями

Что интересного в Култуке сейчас? Хм... По-моему, главная достопримечательность — развилка дорог. Есть еще Кругобайкальская железная дорога, ныне памятник, содержащая 39 тоннелей ручной работы. Но в последнее время все экскурсии на КБЖД начинаются из Слюдянки. В энциклопедии упоминаются мясокомбинат, лесоперевалочный пункт и автотранспортное предприятие. Разве это достопримечательности? Есть кое-что в Култуке и покруче: как мне сказала одна знакомая женщина, живет у них в поселке человек-рентген, который видит все внутренние органы и лечит любые болезни. В прошлом, говорят, был трактористом, но попал под поезд...

Пять километров за Култук, и дорога прижалась к высоким горам. Именно в этих горах начинается знаменитый Слюдянский минералогический заповедник. Слюдянка в дождь? Городок маленький, серый... Около 19 тысяч жителей сейчас — как один райончик нормального города. Что тут интересного? Главное, это карьер «Перевал» — место добычи чудесного мрамора нежнейших бирюзовых тонов, штольни, где с незапамятных времен (с 18 века) добывают слюду-флогопит. Самое интересное то, что толщи прекрасных морских мраморов здесь в доисторические времена прореагировали с прорвавшимися из глубин расплавленными потоками вулканического происхождения, в результате чего образовались уникальные и разнообразные ассоциации минералов. С этим «горным заповедником» специалисты сравнивают только Шерлову гору на Урале и еще пару мест «за бугром». В Слюдянке есть минералогический музей на улице Слюдяная, 36, его создал пенсионер-энтузиаст, бывший корреспондент местной газеты. Где музей — покажет всякий прохожий. Что главное? В музее есть все минералы, известные в мире! Чуть ли не десять тысяч экземпляров. Что еще? Чуть не забыл: Слюдянка это же центр автоспорта — именно здесь проводится знаменитая «Горная гонка».

Юго-Восточный берег Байкала

Дома с верандой над озером — лучшее предложение Теплых озер

Юго-Восточный берег Байкала

В деревянных стенах дышится легко

Юго-Восточный берег Байкала

Можно и здесь отравить жизнь телевизором

За дождливой Слюдянкой на пригорке я увидел странный обелиск: мужчина с какой-то ракетой за спиной протянул руку в сторону дороги. Как мне пояснил мой друг — уроженец Слюдянки, эта фигура называется в народе «Рабочий, потерявший колхозницу и голосующий на дороге». По-моему, это название — настоящий шедевр народного творчества! Через пару живописных «крымских» поворотов дороги вдоль гор открывается узкая долинка, в глубине которой находится кафе «Байкальский транзит». Вот у меня почему-то так: проехал Култук и Слюдянку, где есть множество магазинов и кафе, но они меня не интересуют. Здесь же — среди леса и гор я не могу проехать мимо. Да и сам я обедать буду обязательно в дорожном кафе, а не в поселке, где «цивилизация». Есть тут, конечно, хороший элемент романтики. В «Байкальском транзите» полный «комплект»: салаты — 35-50 рублей (по 50 один — куриный), борщ — 25 рублей, сибирские пельмени — 45 рублей, обычные пельмени — 30 рублей, гуляш — 50 рублей, бефстроганов — 50 рублей, позы — 15 рублей за штуку. Пахнет очень и очень вкусно. В зале чистота и порядок. А в прошлые годы в этом месте в кустах обычно прятался вредный и вероломный слюдянский гаишник с локатором и мотоциклом «Урал», а на спуске стоял знак «40» — перед двухкилометровым, идеально ровным участком трассы. Теперь нет знака, нет гаишника, но есть отличное кафе: все меняется к лучшему! Одно только удручает: рабочий потерял колхозницу.

СЧАСТЬЕ В ГИБЕЛЬНОЙ ДОЛИНЕ

За «кафешкой», что в десятке километров от Слюдянки, дорога начинает подниматься вверх, проходит ряд поворотов и, наконец, слева, сквозь ветки тальника, открывается панорама обширного низкого берега — это конус выноса речек Утулик, Бабха и Солзан — на чем и стоит Байкальск. Здесь многокилометровые песчано-галечные пляжи. Вдали видны трубы комбината БЦБК — могильщика нашего великого Озера. Сейчас мелкий дождик, чуть вдали проглядывает солнышко, ветер юго-восточный — это хорошо, дым от труб комбината уходит за море, куда-то в сторону Листвянки, и мне не предстоит в очередной раз вдыхать «этот букет». На пригорке место отдыха со скамьями и столом из толстых бревен. Я остановился, чтобы попытаться разглядеть «курортный» берег перед Байкальском. От этого места до Байкальска около 8-9 км. Дорога спускается с горки, и в паре километров от места отдыха виден мост через Утулик, а слева от дороги указатель на турбазы «Чайка» и «Байкал». Поворачиваю налево. Узкий проселочек вьется вдоль речки Утулик вниз к Байкалу, круто поворачивает и ныряет под железнодорожный мост. По мосту в это время проходит поезд-бензовоз, и машинист забавляется, видя автомобильчик, ныряющий под мост — дает гудок. Гудок под стальным мостом звучит столь сильно, что кажется проникает «в печенки».

Юго-Восточный берег Байкала

Кафе «Родник» за километр перед Клюевкой

Юго-Восточный берег Байкала

Напротив клюевские бабы торгуют омулем и черемшой

Юго-Восточный берег Байкала

Бабушкин — город или деревня? Я так и не понял

В километре от моста дорога заканчивается — здесь ворота турбаз: слева «Чайка», справа «Байкал». Первой будем смотреть «Чайку» — она ближе к развилке. Это база авиазавода, как оказалось. То есть ИАПО «Иркут». Территория базы утопает в зелени. Жаль, что идет дождик, противный и мелкий. Зато женщина приятная — администратор базы Любовь Петровна — улыбается и ведет по своим владениям. На территории базы есть новый двухэтажный отель с полностью благоустроенными номерами всех уровней на 80 мест. Кроме того, полублагоустроенные двухэтажные коттеджи с двух- и трехместными номерами. Все, как говорится, «скромненько, но со вкусом». Несмотря на то что база ведомственная, сюда «пускают» и коммерческих отдыхающих. Для сторонних — 600 рублей в сутки с человека с 3-х разовым питанием, 20 рублей — автостоянка. Всего на базе 250 мест, а на выходные от заводчан уже поступила 181 заявка, значит до 70 мест можно принять «с колес». Услуги самые традиционные: лодки, катамараны, спортинвентарь. Есть услуги проведения организованных экскурсий: Аршан, Теплые озера, КБЖД и т.п. Есть кинозал, спутниковое телевидение, бильярд. А вот бара нет. Любовь Петровна говорит: «Раньше был бар, но сколько от этого натерпелись. Бывало, молоденькие девочки напьются и возимся с ними, а потом отправляем в город. Наконец, решили этому положить конец! Теперь здесь бара нет!».

Юго-Восточный берег Байкала

Бабушкин — шиномонтаж и трактир рядом

Юго-Восточный берег Байкала

Через 8 километров дальше еще один поворот к сору

Юго-Восточный берег Байкала

Где-то на траверзе Южной Карги Посольского сора

База «Байкал» граничит с «Чайкой» — буквально забор в забор. Здесь практически все то же и по уровню, и по архитектуре, и по прейскуранту. База принадлежит ЗАО «БАТЭК». Цена проживания в номере с удобствами на этаже — 800 рублей, с удобствами на территории — 600 рублей с человека в сутки. Тот же прокат инвентаря. Экскурсии в те же места, да еще в Слюдянский минералогический музей. Не знаю почему, но у меня эти обе базы вызвали теплые чувства, хоть и «совок» — родное что-то, раньше это называлось Дом отдыха, а отдохнуть всегда так хочется. На территории (как бы внутри) «Байкала» расположена компактная база солидной фирмы «Гранд Байкал», но там я не нашел открытых дверей, немного подождал и уехал.

Выбравшись на трассу, повернул налево и форсировал речку Утулик. Сразу за мостом начинается одноименная деревня, весьма живописная — улицы зелёные, аллеи с большими и красивыми пихтовыми деревьями и соснами. На заднем плане — сопки Хамар-Дабана. Поворот в первую же улицу Утулика за мостом ознаменован указателем — «База отдыха Утулик». Еду вверх по прекрасной улице-аллее. Справа шумит звонкая речка Утулик. За поселком дорога выходит на самый берег речки. Красота! Через километр — ворота базы отдыха. В тот самый миг, когда я запарковался, в Утулике с небес хлынул проливной дождь! Вприпрыжку добежал до административного здания — с головы стекали ручейки воды. Открыв первую попавшуюся дверь, обнаружил двух людей: мужчина строгий и с выправкой, женщина тучная, с грустным лицом и перебирает какие-то бумаги. Ясно: директор и главбух. Я представился, и директор (я не ошибся) сказал, что освободится минут через 10-15. Пока директор «знакомился с существом проблем», я проскакал под дождем в первую аллею базы, сделал снимок и заскочил в беседку прямо над звонким потоком Утулика.

Юго-Восточный берег Байкала

Налево БО «Култушная» — южный угол сора

Юго-Восточный берег Байкала

Этот переезд с вечным красным светом

Юго-Восточный берег Байкала

На горизонте тонкая полоска Южной Карги

Красота! Все утопает в цвете черемухи, ароматы обалденные! Мне все это благоуханье напомнило далекий Кисловодск. Вдали коттеджи, домики поменьше и совсем маленькие, но симпатичные. Фотографировать я не рискнул, боясь испортить камеру под потоками дождя. Странно: здесь мне гораздо лучше, чем было внизу у берега Байкала. Без сомнения (нутром чую) — база «Утулик» находится в месте с прекрасной энергетикой. Поскакал обратно — к директору. А дождик начал стихать.

Что я узнал? База ведомственная, хозяин АНХК, но «с улицы» пускают. Всего 450 мест. Вот это масштабы! Базе уже 45 лет — моя ровесница, начиналось здесь все с туристического лагеря «Ангара». Есть номера «люкс», есть просто благоустроенные (с горячей водой!), есть и неблагоустроенные домики, есть даже «бочки» — круглые лачуги на четверых. По дням нельзя: все рассчитано по периодам. Путевка на 12 дней в благоустроенный деревянный домик — 5600 рублей, в люкс — 9300. А что есть в номере? Стандарт благоустроенного: телевизор, холодильник, душ и туалет. Вообще, цены — божеские, как мне кажется, а место — прекрасное. Да, кстати, цены с 3-х разовым питанием. А без питания можно? Нет, без питания нельзя.

Юго-Восточный берег Байкала

Пустынный «окультуренный» пляж Посольского сора

Юго-Восточный берег Байкала

База «Култушная» встречает трехэтажным отелем

Юго-Восточный берег Байкала

Бильярдная в «Култушной» на уровне!

Услуги обычные: есть на Байкале у «Утулика» свой причал — лодочная станция, с катамаранами, лодками, катером. Есть прокат спортинвентаря, велосипедов. На базе дисциплина — по утрам организованная зарядка, прием пищи в определённое время. Задаю провокационный вопрос директору: «Ну а если честно, то пьют здесь люди? Гуляют?». Директор отвечает, не дрогнув ни одним мускулом: «Это исключено! Тут люди отдыхают и набираются здоровья. Здесь тишина. Есть библиотека». У меня что-то «екнуло», отозвалось внутри — вот чего я хочу. Тишины и покоя, Отдыха с большой буквы «О». Здесь на Утулике счастье, а через пяток километров, в долине между Бабхой и Солзаном, разгул гибельных дымов БЦБК и пожелтевшие хвойные деревья, которые уже не вернуть к жизни.

К СОКРОВИЩАМ СНЕЖНОЙ

Покинув базу «Утулик», скатился 1,5 километра по хвойной улице поселка, выехал на трассу и промчался до Байкальска на скорости 100 км/ч. От Утулика до города 7 километров. В отеле «Гора Соболиная» я был нынче зимой, когда делал обзор лыжных баз, и знаю, что «Гора» работает и летом. Гостиница здесь большая и хорошая, есть и домики бревенчатые, есть у них корпус и в городе, кроме того, есть в Байкальске и самый обычный отель «У Озера». Везде здесь цены приемлемые, и везде есть экскурсии — «Соболиная» вообще предлагает очень широкий спектр экскурсий по региону. Все это хорошо, но сами подумайте — отдыхать в Байкальске от Иркутска? Нет, здесь мы ничего искать не будем. По крайней мере, до тех пор, пока не перепрофилируют БЦБК. Нас интересуют места отдыха со свежим воздухом и у воды, и дорожная инфраструктура, а посему — мчимся дальше! Через 7 километров проехал населенный пункт Солзан — здесь станция железной дороги. На трассе в Солзане целый комплекс: магазин, кафе, шиномонтажная мастерская, станция круглосуточной замены масла. То есть фактически есть все, что нужно. Проверять ассортимент и цены в Солзане я не стал — был очень хороший и верный признак: на парковке несколько солидных «фур». Раз серьезные дальнобойщики выбрали Солзан, значит здесь все хорошо: и цены приемлемые, и качество обслуживания на высоте.

Юго-Восточный берег Байкала

Сауна с бассейнами — сказка

Юго-Восточный берег Байкала

Кроме отеля здесь есть вот такие терема

Юго-Восточный берег Байкала

А еще в «Култушной» есть вот такие домики

К сожалению, через пару километров за Солзаном качество дороги драматически упало, и километров пять я ехал, лавируя между ямами в асфальте. Неожиданно дорога вышла к Байкалу и слева открылась панорама низкого берега, далеко вдающегося в Озеро. Ясно — конус выноса — впереди какая-то большая река, или несколько рек. Слегка «пошевелив мозгами», пришел к выводу, что впереди уже Снежная. Еще четыре километра плохой дороги, трасса опять ушла вправо, и Байкал стал не виден. Вдруг впереди очередь машин, причем водители вышли наружу, гуляют, «разминают кости». Что это? Остановился, тоже вышел из машины, прошел вперед: все ясно — ремонт моста через речку Шанхайку, проезд перегородила «бетономешалка» на КАМАЗе — льют опоры! Простояли 20 минут, затем пропускали встречный поток — минут 5, только после этого тронулись.

За Шанхайкой дорога стала лучше, и получалось ехать со скоростью выше 100 км/ч, но не везде. Проехав большую речку Хара-Мурин, я заметил справа за лесом грандиозные заснеженные пики, — в этом месте видны вершины порядка 1800 метров. У следующей речки Паньковки я остановился посмотреть на горы. Из распадка на дорогу вышел усталый человек в «энцефалитке», кирзовых сапогах и штормовке, на его плече висела коричневая полевая сумка. В голове мелькнуло: «Геолог». Я спросил, не в Выдрино ли он идет (оставалось километров 10)? Оказалось, человек шел туда. Тогда я предложил его подвезти — так как нам по пути, и сказал, что еду на Теплые озера. В машине я спросил: «Вы, должно быть, геолог?». Незнакомец разулыбался и сказал, что я «попал в самое яблочко». Человек этот, как оказалось, работает в дорожном управлении и занимается поиском подручных естественных песчано-гравийных смесей, которыми можно делать отсыпки и использовать в качестве наполнителей. Цель экономическая — не покупать ПГС дорожникам, а брать сырье самим у матери-природы!

Юго-Восточный берег Байкала
Юго-Восточный берег Байкала

Дети тоже не забыты — есть площадки

Юго-Восточный берег Байкала

Через 10 километров равномерного бега по трассе справа показался симпатичный голубой комплекс АНТА: АЗС, кафе, туалет. Впереди в километре поворот к Теплым озерам. Я распрощался со своим попутчиком и завернул на АЗС. Цены: 95 — 19.30, 92 — 18.40, 80 — 16.70, ДТ — 17.50. Дешевле, чем в Иркутске. Когда я заезжал на АЗС, мне навстречу отъехала целая компания авто — «морды в тряпках» — это перегонщики. Я заправился и вдруг почувствовал приступ голода. Решил: буду обедать здесь. Кафе оказалось очень опрятным и уютным. За столом пыхтели с калькулятором и ворохом бумаг две раскрасневшиеся девчонки — у них не сходился баланс. Тем не менее они нашли в себе силы накормить странника. Цены были хороши, но вот со свежими салатами оказалось туговато: помидоры и огурцы уже закончились (время 14.00), однако были свежая капуста, лук и сметана, и мне сделали прекрасный салат. На первое я взял щи, на второе — гуляш с рисом. Все это за сто рублей. Отлично! Довершила дело чашка чая с лимоном. Когда я выходил из кафе, веселый парень спросил меня: «У тебя аккумулятор-зверь?». Оказывается, я забыл выключить фары, когда пошел обедать — непривычное это дело — днем фарами манипулировать, но закон есть закон. На заправку приехала новая группа перегонщиков, и «морды в тряпках» выстроились в ряд.

Юго-Восточный берег Байкала

Архитектура и скульптура времен развитого социализма

Юго-Восточный берег Байкала

От обилия рабицы и колючей проволоки душа кажется исцарапанной

Юго-Восточный берег Байкала

Карга Посольского сора — здесь проедешь только на джипе

Будучи сыт и доволен, я свернул вправо — на дорогу вдоль речки Снежной. Здесь старый разрушенный асфальт перекрыт наносами наводнений, в общем, дорожка не из приятных. Зато какова природа! Несколько раз я останавливался, чтобы подойти к берегу реки и полюбоваться чудесными видами. Ландшафты напоминают Северный Кавказ: горная река с бурлящими перекатами, у которых поднимается туман, вокруг густой смешанный лес, в котором неожиданно много лиственных деревьев наряду с соснами и кедрами, и на заднем плане — заснеженный горный пик. Через три километра дорога пошла в сплошном лесу. Кроме Кавказа, подобный лес я видел только в Приморском крае — огромные папоротники и тополя среди кедров. Пару раз я останавливался, разглядывал придорожную флору. Представляете, такое изобилие: малина, смородина, папоротник-страусник высотой по пояс человеку, хвощи огромные, толстенные тополя и кедры!

Где-то я раньше читал, что здесь лес реликтовый — сохранился с доледникового времени. Может быть, это и так, я ничего против не имею. Вот и кончилась 5-километровая дорожка к Теплым озерам. Охранник турбазы «Снежная» сел в мою машину и провожает меня «до администратора». Я тут давно не бывал, гляжу — появились целые терема в три этажа. Администратор — веселая молодая и симпатичная Наташа Садыкова, провела меня по всем весям базы: домики на двоих — фактически это «деревянные палатки», коттеджики с двумя двухместными номерами из кругляка — этого я еще не видел. Самое лучшее предложение — многосекционные корпуса прямо на берегу Изумрудного (самого большого) озера — окнами к воде. Есть и новый «отельчик» на 11 мест — полностью благоустроенный. Цены от 300 до 2000 рублей в зависимости от категории жилья — только за проживание. Питание отдельно — от 280 рублей за 4-х разовый комплекс. Вообще-то, питание они не навязывают, говорит Наташа, так как на базе есть несколько мест, где можно «кормиться»: например, «шашлычная» или «дом рыбака» — магазинчик на территории, где местный рыбак продает свою рыбу и готовит блюда из нее прямо на месте. Русская баня с бассейном — 600 рублей в час. Всего на базе «Снежная» 130 мест. Я говорю: «Много!». Наташа поднимает брови: «Что вы! В июле прошлого года люди десятками семей жили в машинах на берегу реки, а у меня записывались в очередь в домик! Спрос опережает предложение!». Задал я приветливой Наташе и свой коронный вопрос: «А какая у вас изюминка есть?». Как ни странно, Садыкова не растерялась — сразу видна профессионалка. «Инструктор по рыбалке у нас очень продвинутый, у него есть спецпредложение — ночью лучить рыбу острогой! Это в Изумрудном озере. А еще может показать, как поймать ленка или тайменя на речке Снежной». Ой, все святые отцы, когда я-то буду просто отдыхать на Снежной, а не интервью брать? Тут мало еще необычной красоты самих трех теплых озер: Изумрудного, Мертвого и Сказки.

Выше по Снежной есть необычайно красивые Соболиные озера, куда ведет отличная тропа, и о которых я слышал от друзей не раз, но сам туда так и не сходил. Сказал об этом Наташе, на что она мило улыбнулась: «Приезжайте к нам!».

К ПОСОЛЬСКОМУ СОРУ!

А на М-55 я увидел грандиозную стройку: ремонтируется мост через Снежную, проехал по металлической времянке и оказался в Выдрино. За мостом, кстати, кончается Иркутская область и начинается Кабанский район Бурятской республики. Само Выдрино почти не видно с дороги — на трассу выходят его «зады». Как и у большинства других населенных пунктов этого побережья, фасадом Выдрино обращено к железной дороге.

Чем знаменательно село Выдрино? Большое оно — 6 тысяч жителей. Лесоперевалка здесь — с воды на железную дорогу, испокон века, так сказать. Лесопилка огромная. Помню, что мужики на той стороне — в Бугульдейке, говорили мне, что их леспромхоз работает исключительно на лесопилку в Выдрино. Вот такая была байкальская «интеграция» лесной промышленности: как глупо-то, вроде бы лес валят по одну, а пилят по другую сторону Славного Моря. А нам с вами в Выдрино делать нечего, едем дальше к северо-востоку. Как нажал я на педальку в Выдрино, так и давил ее целый час подряд, аж пятка занемела, проехал почти 95 километров, пропустив с ходу Танхой, притормозил один раз, правда, сделал фото. За Танхоем дорога становится скопищем ям и ухабов. Крейсерская скорость — 60 км/ч. Остановил меня объект инфраструктуры — придорожный комплекс: кафе «Родник», «шиномонтажка», туалет и рыбный рынок на противоположной стороне дороги. Кафе отличное — есть все, а цены ниже, чем у Теплых озер. Вторые блюда до 35 рублей! Цены на рыбном рынке как в Култуке — 30-35 рублей. Впереди деревня какая-то. Я спросил у одной из женщин: что это за деревня? Оказалось, Клюевка, значит, я «отмахал» почти до Бабушкина. Спросил у теток: «Что в вашей Клюевке интересного-то?». Мне ответили: «Мужики рыбу ловят да водку пьют, а мы как дуры по лесам шастаем — черемшу собираем, да у дороги колом сидим — продаем, чтобы детей кормить! Что тут интересного — беда одна, да и только».

Через 8 километров я въехал в город Бабушкин. В начале, не побоюсь этого слова, деревни (а какой это город — 7 тысяч жителей?) АЗС: 92-й — 19.30, 80-й — 17.80, а больше ничего нет — даже солярки! Зато в киоске полный ассортимент масел с маркой

U-Tech. В середине городка трактир и шиномонтажка. Бабушкин произвел на меня столь тоскливое впечатление, что я не останавливался и никуда не заходил, кроме АЗС. Тут, конечно, проблема та же — фасад города к ЖД, а к автостраде «задняя часть». Но ехать изучать город некогда. Откуда взялись населенные пункты Танхой и Бабушкин, и в чем их смысл? Когда строили Транссиб, то вокруг Байкала дороги поначалу не было. Она подходила к озеру с запада и с востока. Через Байкал составы и грузы перевозили на пароме, а зимой по льду. Сначала такой перевалкой была станция Мысовая (позже Мысовск, а затем Бабушкин), потом все просчитали заново и построили более ближнюю к Порту Байкал станцию Танхой. Зимой 1903 года между Байкалом и Танхоем впервые уложили рельсы на лед и начали переправлять составы и паровозы с помощью конной тяги. За зиму 75 гужевых троек перевезли по этому пути несколько тысяч составов груза! Дело оказалось выгодным, и его продолжали, пока не построили дорогу КБЖД. Подряд на эти транспортные работы имел иркутский купец Д. Кузнец, заработавший на этом баснословные деньги, именно этот предприниматель жил в так называемом «Доме Кузнеца» возле Центрального рынка Иркутска.

Через 20 минут движения по достаточно приличной дороге после Бабушкина я оказался на равнине, где прямая как стрела дорога уходила за горизонт. Вокруг марь — моховые болота с сухой желтой травой, низкие лиственницы, на горизонте лесок. Я уже понял — это долина трех рек — Култушной, Абрамихи, Толбажихи и слева Посольский сор. В 28 километрах от Бабушкина указатель влево — «База отдыха Култушная». Проехав по боковой асфальтовой дорожке, уперся в ЖД-переезд с красным светом. Простоял минут 15, затем из будки переезда вышел мужик и махнул мне рукой влево: оказалось, что переезд не работает, а «железку» нужно пересекать в стороне под мостом-виадуком. За железной дорогой еще пара километров, и показался красный кирпичный корпус отеля базы «Култушной». Сначала я проехал мимо — сразу на берег — хотелось посмотреть Посольский сор. Я был здесь 20 лет назад! Залив встретил меня невесело: холодный пронизывающий ветер, дождь только что кончился, серая стальная поверхность моря. Слева видна Карга — песчаная коса, отделяющая сор от основного моря. Сейчас сор соединен с морем — посредине Карги пролив под названием Прорва. Южная Карга, та, у которой я стоял, сейчас имеет длину около 7 километров. Северная Карга покороче будет.

Что такое Посольский сор в принципе? Это огромный мелководный залив, отделенный от Байкала песчаной косой. Глубина сора 3-4 метра, а площадь — около 40 квадратных километров! Справа пляж Култушной базы. Бррр... Холод-то какой! Я съежился, прыгнул в Town Ace и поехал к главному корпусу «Култушной». Как ни странно, несмотря на то, что дело уже пошло к вечеру, директор базы, солидный мужчина по имени Николай Давыдович, был на месте, везде поводил и показал все сам. База ведомственная и принадлежит ЖД. Большая — более 300 мест, но часть мест продается «на рынке», поэтому имеется принципиальная возможность попасть сюда «с колес».

Главное на «Култушной» — новый отель на 46 мест — здесь появились настоящие люксы по цене 2800 рублей в сутки. В отеле есть все: две сауны с бассейнами, тренажерный зал, бильярдная с двумя столами. Красиво и уютно! На территории базы есть целые кварталы деревянных домиков различной архитектуры. В домиках цена проживания 300 рублей. Есть русская баня. Услуги как обычно: спортинвентарь, лодки, катамараны, катера, бананы, парапланы и т.п. Слева и справа от «Култушной» еще более 20 ведомственных баз отдыха, как мне сказали. А с северной стороны сора, у реки Толбажихи, еще более 30 баз! Таким образом, на Посольском соре сейчас более 60 баз отдыха! Вот это давление на природу-мать.

Распрощавшись с Николаем Давыдовичем, я покружился по дорожкам у берега: заходил на другие базы. Результат оказался удручающим: большинство баз были еще закрыты, ряд ведомственных открыт, но там сразу сказали, что они обслуживают только своих работников. Пожалуй, на четырех базах я обнаружил пьяный персонал, а на одной из них чуть не попал в драку. На одной очень красивой базе мне сказали: «Мы с удовольствием пускаем коммерческих клиентов, но у нас 130 мест, а на 15 июня, к открытию, от работников нашего предприятия поступило более 200 заявок!». Проехал я по трассе на север еще 8 километров и выбрался к Посольскому сору по дороге вдоль речки Толбажихи. Здесь, выйдя на берег, я увидел ужасающее зрелище — до горизонта тянулись разнокалиберные, часто весьма уродливые, домики и хибары — чистого берега на Посольском соре, как оказалось, больше нет. Здесь я обошел ногами, пожалуй, не меньше 15 баз. Это дома отдыха улан-удэнских предприятий, почти все они закрыты или ремонтируются. Больше у меня не было сил просто физически, и я покинул «страшные» места. А все-таки «Култушная» — отличная база, мне приглянулось там все!

После «беспримерной фильтрации баз» на Посольском соре время было уже около 8 часов вечера, но я решил съездить еще дальше и двинул в Большую Речку: расспрошу там кого-нибудь. Так и вышло: в Большой Речке я поговорил с женщиной-старожилкой и вот что услышал от нее: «Милый! Какие там турбазы дальше? Там есть одна всего — «Дали-Байкал» называется, у Посольска, но уже дело к ночи и рано еще — не сезон. Кого ты там найдешь? Тут все базы на Посольском соре — вот там и ищи счастья!».

Послушав эту славную аборигенку, я решил возвращаться домой. Действительно, уже поздно, а позади 400 километров без малого! Выехал на трассу, «врубил автопилот» и помчался домой сквозь темнеющие дали чужого мне Бурятского побережья. Время 20.45. У реки Переемной я увидел потрясающей красоты закат, съехал на берег (там есть съезд под ЖД-мостом) и сделал несколько фотоснимков. Вернулся на трассу и как во сне поехал к Иркутску. Где-то в глубине моей головы играла босса-нова: Антонио Карлос Хобим пел «Дезафинаду». Домой я приехал в 2 часа ночи...

ИТОГИ

Юго-восточное побережье Байкала, особенно его часть, входящая в Кабанский район, по сути дела дикая. Никакой рекреационной инфраструктуры тут нет. Посудите сами: на 300 километров побережья есть только базы Утулика, Гора Соболиная, Теплые озера и Посольский сор — всего четыре места. А на Посольском соре большинство баз — настоящий мусор, поганящий нашу Землю. Это побережье, конечно же, надо обустраивать, для чего нужны солидные инвестиционные проекты и, может быть, международные гранты. Но в некоторых местах берег выгоднее оставить чистым. Кстати, а куда делся посольский омуль, крупный и жирный, который еще лет 10 назад на рынке лежал «горками»?

Тимофей МИТИН

Автомаркет+Спорт № 27/2006

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог