Как перевозят пароходы? Совсем не так, как поезда, это очевидно. Тогда как? Мало кому придет в голову задаться вопросом, откуда, например, в таком «закрытом» озере, как Байкал, сегодня присутствует довольно внушительный как по количеству кораблей, так и по общему водоизмещению флот. И в самом деле, как появляются на Байкале новые суда? С катерами и небольшими яхтами все понятно — те как раз железной дорогой и пользуются. А что покрупнее? О перевозке такой громадины на ж/д платформе нечего и думать. Авиация, пусть и самая грузоподъемная в мире, здесь тоже не помощник. Остается, как это ни парадоксально, единственно возможный путь — добираться до лишенного прямой связи с мировым океаном Байкала «своим ходом». Как, например, два байкальских «Баргузина», пассажирские корабли на воздушной подушке. Не сказать, что уж очень они огромные, однако же класс «М», а для него иных средств длительной транспортировки, кроме водной поверхности, не предусмотрено.
Круизный теплоход «Николай Ерощенко»
Год постройки 2003. Длина 46,1 м, ширина 9,5 м, габаритная высота 12,8 м, высота борта
4,4 м, осадка 3,1 м. Лайнер имеет 21 каюту, в том числе семь кают второго класса, шесть первого, два полулюкса и одну люкс-каюту. Пассажировместимость 55 человек при обслуживающем персонале 20 человек, оптимальное количество пассажиров — 34. Имеется ресторан «Солнце», бар «Якорь», открытое кафе на верхней палубе, прокат книг, видеокассет, водных лыж и даже скутеров, плюс услуги прачечной и гладильной. Применительно к оснащению кают деление на категории довольно условное — даже второй класс спроектирован по принципу «все включено» (в том числе система отопления, кондиционирования, собственный санузел с импортной сантехникой, спутниковый телефон, ТВ, видео, холодильник и пр.), люкс отличается только местоположением на верхней палубе в носовой части судна, общими размерами каюты и дополнительными удобствами вроде ПК и джакузи. Место стоянки «Николая Ерощенко» — порт Байкал, только там глубина позволяет кораблю с такой осадкой подойти вплотную к причалу, в других местах доставкой пассажиров на берег и обратно занимаются вспомогательные катера. |
Круизный теплоход «Балхаш»
Год постройки 2007. Длина 60 м, ширина 9 м, габаритная высота 13,5 м, осадка 3,5 м, водоизмещение 820 тонн. Пассажировместимость — 45 человек в больших двухместных каютах, имеются пять кают класса «люкс», одна VIP-каюта. Отделка и мультимедийное оснащение кают на высочайшем уровне, отдельные санузлы, душевые кабины и ванные комнаты, ресторан, два бара, сауна и бассейн, прокат водно-моторной техники и оборудования. Сейчас, сквозь толщу свисающих с потолка проводов и слой пенополиуретана на всех металлических поверхностях, сложно представить будущее великолепие «Балхаша», но выполненные итальянскими дизайнерами эскизы позволяют надеяться как минимум на пятизвездочный интерьер. К «чистовым» внутренним работам будут привлечены китайские специалисты, что неудивительно — в настоящее время Китай занимает первое место в мире по строительству элитных океанских лайнеров, а строить свои корабли на верфях Поднебесной не считают чем-то зазорным все крупнейшие мировые компании. Еще один немаловажный, но до сих пор игнорируемый иными туроператорами факт — «Балхаш» станет не просто элитным круиз-лайнером, это будет фактически замкнутая экосистема. Многоступенчатая система очистки поступающей в хозяйственных и питьевых целях забортной воды и никаких отходов жизнедеятельности судна и его пассажиров. Все, абсолютно все отходы, будут содержаться в контейнерах и хранилищах для последующей перегрузки на специальные суда комплексной переработки. В остальном — сверхнадежные немецкие дизели (производства еще ГДР!) суммарной мощностью 900 л.с., полная энергонезависимость и многоуровневый контроль основных и вспомогательных систем жизнеобеспечения.
|
Собранный на Сосновском судостроительном заводе, «Баргузин» по сети судоходных рек Европейской части России добирается до Архангельска. Впереди — северный морской путь, преодолеть который собственными силами он не в состоянии. На помощь приходят мощные «местные» тяжеловозы, доставляющие «Баргузин» в Тикси. Вновь спуск на воду и длительное путешествие по Лене до Усть-Кута. Главное — успеть к паводку на Верхней Лене, чтобы, пользуясь разливом, прибыть в Качуг. Но впереди еще 300 километров до конечной точки маршрута, и к днищу «Баргузина» крепятся специальные конструкции с авиационными шасси — начинается сухопутный отрезок пути. Легко сказать «отрезок»! Зрелище получается столь же величественное, сколь и хлопотное. Это в родной водной стихии «Баргузин» выглядит не особо большим, истинные его размеры удается оценить только в неестественной, так сказать, среде обитания — когда влекомый тягачами, корабль медленно пробирается сквозь населенные пункты. Еланцы, например, из-за корпуса «Баргузина» становятся не видны вовсе. Но основных проблем две — мосты и согласования. Первые в силу своего состояния нередко с трудом удерживают даже легковой автомобиль — приходится подкладывать под их несущие конструкции специально для таких случаев припасенные опоры. Второе — ЛЭП и прочие коммуникации, особенно в сельской местности, явно не рассчитаны на прохождение под ними такой громадины, так что без вмешательства местных администраций (отключение линий, временные схемы электропитания для отдельных домов и целых районов, организация дорожного движения) никак не обойтись. Финальная часть пути завершается в поселке МРС, где корабль, еще на авиационных шасси, касается поверхности Байкала. Шасси будут удалены с корпуса в плавучем доке, и после окончательной проверки судно станет еще одной единицей байкальской флотилии.
Впрочем, «Баргузин» и его одноклассники — далеко не самые крупные корабли на Байкале, так откуда же появились на священном озере настоящие монстры? А все предельно просто — здесь они и построены.
В диком рейсе
Кто не помнит славное советское прошлое с его полным отсутствием сколько-нибудь внятной туристической инфраструктуры на Байкале? Считалось, что строитель коммунизма предпочитает отдыхать на черноморском побережье, игнорируя находящийся буквально «под боком» Байкал. Если только так, дикарем, на пару деньков. Ах, интуристы приезжают? Ничего, пусть просто красотами любуются, рыбку кушают. В общем, так или иначе, но нормальный туристический бизнес в Прибайкалье до конца прошлого века создан так и не был.
|
«Николай Ерощенко». Оформлению интерьера люкс-каюты позавидуют и иные особняки |
|
|
«Николай Ерощенко». Ни дать ни взять — интерьер королевской опочивальни, а не корабельная каюта |
|
«Балхаш». На случай аварийного отключения двигателей имеются два дизель-генератора Perkins. Хотя говорят, что для поддержания функционирования всех систем вполне хватит и одного |
|
«Балхаш». Сложно, очень сложно пока признать в этом помещении контуры будущего ресторана на 50 человек |
|
«Балхаш». Самые толстые и разноцветные жгуты кабелей тянутся сюда, к будущей радиорубке и сосредоточию всего навигационного оборудования |
Правда, начало девяностых вместе с отменой статьи за валютные операции привлекло в сферу туризма немало судовладельцев, но уровень предоставляемых услуг в большинстве случаев явно не дотягивал до сколько-нибудь приличного. Наспех собранные яхты для экстремального хождения под парусом, полностью переделанные, но все равно конструктивно не приспособленные для перевозки VIP-пассажиров «Ярославцы», отсутствие элементарного порядка и согласованности действий — броуновское перемещение туристических кораблей по Байкалу как нельзя лучше иллюстрировало (да и сегодня не устает подтверждать) дикость этих мест. На таком фоне ситуация с «официальным» флотом становилась все более удручающей. Пассажироперевозки сокращались, техника выходила из строя, долги росли. Так, в конце девяностых можно было, например, запросто устроить индивидуальный круиз на речном трамвайчике за сумму, эквивалентную двум-трем бутылкам водки. Если, конечно, доверить свою жизнь и без того мертвецки пьяному экипажу. Такой, с позволения сказать, порядок вещей продолжился и в наступившем тысячелетии, пока в дело не вмешался холдинг «ИСТЛЭНД». Приняв четыре года назад на свой баланс остатки флота с годовым оборотом 127 миллионов рублей и 60-миллионными долгами, «ИСТЛЭНД» поставил своей целью не просто его возрождение, но и переход на качественно новую ступень развития. Ни много ни мало — постройку и эксплуатацию полноценных круизных лайнеров высочайшего класса. Не испугало ни отсутствие на тот момент в составе холдинга необходимой инфраструктуры, ни подходящих кораблей, известно было только одно — Байкальскому туризму необходимы комфортабельные и самодостаточные «плавучие гостиницы». В конце концов, и любоваться прибрежными ландшафтами нередко лучше со стороны — вблизи большинство живописных мест оказывается загаженным стихийными туристами.
|
«Николай Ерощенко». Каждая пассажирская каюта имеет собственный санузел, оформленный по высшему разряду |
|
«Балхаш». Аэрозоль системы пожаротушения ядовит для человека, и перед ее включением во всех местах, где могут находиться члены команды, загорается предупредительное табло |
Но полностью приспособленных для осуществления грандиозных планов кораблей на Байкале нет, строить новый нерентабельно, остается модернизация существующих. И выбор «ИСТЛЭНД» падает на буксир «Севан», чей огромный ржавый остов уже успел намозолить глаза жителям Солнечного и всем, кто волей случая оказывался в районе пристани «Ракета». Созданный на судоверфи Восточно-Сибирского речного пароходства в 60-х годах прошлого века, «Севан» всю свою трудовую деятельность провел в качестве так называемого «сигаровоза» — буксировал по Байкалу лес, увязанный для противодействия волнению и штормам в особые плоты-«сигары», но последние 15 лет своей прежней жизни не эксплуатировался, возвышаясь молчаливой черно-рыжей громадиной над десятками белоснежных яхт и катеров у пристани «Ракета». Тут можно найти инвайты для WoT на 2019 год с огромными бонусами для новичков!
Морской закон
Выживает сильнейший. Выживает лучший. «Севан» был просто обязан стать именно таким. В проекте будущего круизного лайнера приняли участие специалисты из Нижнего Новгорода, позже к ним присоединились югославские мастера. Работы от проекта до спуска на воду завершились в рекордно короткие сроки, всего один год, а итогом трудов в 2003 году стал самый крупный и комфортабельный на сегодняшний день круизный лайнер на Байкале. Новая жизнь корабля началась с новым названием — теперь это теплоход «Николай Ерощенко», в честь президента холдинга «ИСТЛЭНД», заместителя Губернатора, а с 1997 года главы представительства Иркутской области в Москве Николая Владимировича Ерощенко. Жизнь его закончилась рано, но вклад в становление и успешное развитие всех крупнейших и перспективных предприятий региона и сегодня трудно переоценить. И, наверное, символично, когда белоснежный красавец-лайнер, воплощение новых идей и решений, несет имя человека, отдавшего все силы для процветания Восточной Сибири.
|
«Балхаш». Во внешности очередь осталась за косметическими работами, основная работа кипит на всех палубах судна |
|
«Балхаш». Десятки километров кабелей под потолком понесут свет и тепло во все помещения корабля |
|
«Балхаш». Пенополиуретановое напыление на все металлические поверхности одновременно защищает их от коррозии, обеспечивает прекрасную шумо- и теплоизоляцию |
Как показала практика, ставка «ИСТЛЭНД» на полноценные круизные лайнеры оказалась более чем выигрышной — со времени «возрождения» услугами Восточно-Сибирского речного пароходства воспользовались более ста тысяч наших соотечественников и 26 тысяч иностранцев. Сейчас места на теплоходе давно расписаны, на круизы по Байкалу выстраиваются очереди. Успех? Безусловно, и успех этот требует своего развития. Достойного развития в виде нового круизного лайнера, еще больше и краше прежнего. И строительство уже ведется ударными темпами, обещая к концу нынешнего лета появление в программе байкальских круизов не просто VIP-отдыха, но и проведения конференций, советов директоров и иных мероприятий самого высокого уровня. Донором для будущего «плавучего конференц-зала» вновь стал буксир, до сегодняшнего дня называющийся «Балхаш». Уровень вмешательства в конструкцию и внешний вид корабля специалистов «ИСТЛЭНД» в содружестве с итальянской студией Pininfarina (да-да, именно так!) можно выразить только одной цифрой — от предыдущего «Балхаша» по окончании всех работ останется не более 30%. В реальности — удлиненный на несколько метров корпус и совершенно иная надстройка.
По местам стоять
|
«Балхаш». Бессмертным дизельным установкам производства ГДР потребовался лишь небольшой ремонт, и они вновь готовы крутить винты |
|
«Балхаш». Для хозяйственных и бытовых нужд используется пока еще чистая байкальская вода, но и она требует многоступенчатой фильтрации |
|
Лиха беда начало. Ведь и «Николай Ерощенко», и «Балхаш», спуск которого на воду ожидается уже в августе, есть не что иное, как первые шаги к становлению цивилизованного туристического бизнеса на Байкале. Впереди еще такой длинный и такой верный путь — статистика «комфортных» круизов говорит сама за себя. Есть потребность — будет предложение, и уже сегодня в недрах холдинга «ИСТЛЭНД» зреет очередной глобальный замысел. Совершенно верно, речь идет о постройке еще одного круизного лайнера, теперь уже на основе танкера «Майкоп». Если судить по предварительным эскизам, внешность будущего судна (созданная опять же при участии итальянцев) вполне сможет соперничать с самыми современными океанскими лайнерами. К слову, в одно время даже рассматривался проект оснащения этого корабля полноразмерными мачтами и самыми настоящими парусами. С электроприводами, конечно, и системой централизованного управления, но затем от идеи решено было отказаться — сколько-нибудь заметного увеличения хода такая бутафория не сулит, да и не надо. Ориентировочные сроки завершения строительства «Майкопа» пока не озвучиваются, но одно очевидно — задержки с этим проектом не будет. Ведь первым становится тот, кто не останавливается ни на секунду.
|
|
«Балхаш». Не только «лево руля, полный вперед» — отсюда доступно управление всеми системами корабля, включая энергоснабжение, дополнительные генераторы или пожаротушение |
«Балхаш». Брашпиль в носовой части судна займется двумя якорями весом по 600 кг каждый |
|
|
«Балхаш». Здесь итальянские дизайнеры и проектировщики явно что-то намудрили, получилось похоже на китайскую пагоду. Переделывать уже никто не будет, придется ограничиться визуальным «распрямлением» при последующей окраске |
«Балхаш». Остановить вращение вала или повернуть его на определенный угол можно при помощи вот этого огромного рычага |
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 27/2006
|